19 апреля 2013 г.
Компания MAYKOR – один из крупнейших игроков на рынке сервиса и аутсорсинга в России, специализируется на комплексном обслуживании ИТ-оборудования, инженерных систем и бизнес-приложений. Работает на ИТ-рынке более 13 лет, имеет 83 филиала и 400 локальных подразделений, в штате свыше 3 тыс. сертифицированных инженеров.В числе заказчиков MAYKOR – более 1тыс. организаций, в том числе крупнейшие территориально распределенные компании всех отраслей. Выручка MAYKOR в 2012 г. превысила 8 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2011 г. более чем на 87%. Годом ранее аналогичный показатель группу составлял 4,27 млрд. руб.
О российском рынке ИТ-аутсорсинга, а также о том, как компании такого масштаба удается расти столь высокими темпами, рассказывает Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу группы компаний MAYKOR.
CRN/RE: Согласно рейтингу Deloitte Technology Fast 500 EMEA Winners Ranking 2012, быстрорастущие компании распределяются по сегментам ИТ-рынка в регионе EMEA следующим образом: 40% разрабатывают ПО, 21% предоставляют интернет-услуги, 17% занимаются разработкой телекоммуникационных/ сетевых технологий. Какова, на ваш взгляд, ситуация с быстрорастущими ИТ-компаниями на российском рынке? Насколько она соответствует западным тенденциям?
Ирина Семенова: Для сектора высоких технологий вообще характерен быстрый взлет (выручки, роста аудитории и т.п.). Тем не менее, европейская (а равно и американская) ИТ-индустрия в целом сейчас переживает сложный период (в лучшем случае - стагнацию), несмотря на отдельные впечатляющие истории успеха. Что касается России, то наши разработчики ПО (в т.ч. на экспорт) демонстрируют уверенный рост выручки. В настоящее время большинство российских ИТ-компаний только начали подводить итоги 2012 г., поэтому сложно предположить, какие именно направления покажут наибольший рост по рынку. Если говорить о нашей компании, то уже второй год подряд MAYKOR демонстрирует двузначные проценты роста. В 2012 г., по предварительным оценкам, объем выручки MAYKOR увеличился на 87%.
Столь высокие темпы связаны как с успешным развитием самой группы компаний, основанном на реализации стратегии органического роста и агрессивной стратегии M&A, так и с ростом рынка ИТ-аутсорсинга и сервиса в целом.
CRN/RE: Какие сегменты российского ИТ-рынка сейчас благоприятны для быстрого развития компаний?
И.С.: Если мы говорим о взрывном темпе, то наиболее перспективны направления, предоставляющие заказчику не только возможности сэкономить с помощью ИТ, но и создать дополнительную стоимость. В числе перспективных ниш можно назвать облака, миграцию в ЦОДы (здесь будет расти не только сегмент строительства дата-центров, но и их последующего обслуживания). Развитие получат направления, связанные с Big Data, BYOD, мобильными устройствами.
Говоря о сегменте ИТ-услуг, необходимо отметить ИТ-аутсорсинг и сервис – направления, которые, как показывает быстрый рост MAYKOR, все более востребованы со стороны заказчиков. Крупный и средний бизнес, и прежде всего, территориально распределенные компании, нуждаются в едином федеральном подрядчике, способном оказывать услуги равновысокого уровня на всей территории России в режиме «одного окна» 24/7/365.
Грамотный качественный аутсорсинг создает очевидные конкурентные преимущества для компаний в любой отрасли, позволяя сосредоточиться на профильных направлениях бизнеса и обеспечивая экономию ресурсов. Поэтому сегодня мы видим высокие темпы роста объемов использования ИТ-аутсорсинга и сервисных услуг специализированных провайдеров в таких высококонкурентных отраслях, как ретейл, телеком, финансовый сектор и др. В частности, если брать результаты работы MAYKOR в 2012 г., то выручка по проектам, выполняемым для розничных компаний, увеличилась более чем на 40%.
CRN/RE: Какие ресурсы необходимы ИТ-компаниям для быстрого роста?
И.С.: Для большинства ИТ-компаний сложным остается кадровый вопрос. При организации отдельных видов высокомаржинального бизнеса в ИТ (например, разработки приложений) далеко не всегда необходимы существенные вложения, наличие каких-либо материальных активов, зачастую даже нет нужды открывать офис. К тому же растет количество фондов для стартапов. Таким образом, фактически единственный сдерживающий фактор – наличие компетентных сотрудников.
Если говорить об ИТ-аутсорсинге и сервисе, то кадровый вопрос также крайне важен для всех компаний, работающих на этом рынке. Вопрос качества услуг напрямую связан с наличием собственных ресурсов и их географическим охватом, ведь гарантировать выполнение SLA, высокое качество услуг, единые стандарты обслуживания на всей территории страны, используя в больших объемах ресурсы подрядных организаций, невозможно. Провайдеру услуг аутсорсинга необходимо обладать не только штатом специалистов, но и соответствующей масштабу его деятельности автоматизированной системой управления работами и контроля качества услуг, филиальной сетью, системой логистики, складами ЗИП и др. Для того, чтобы снизить затраты заказчика, доля направления аутсорсинга и сервиса в структуре бизнеса поставщика услуг должна превышать 40%.
CRN/RE: Как решается вопрос кадров, как собрать сильную команду менеджеров, инженеров, разработчиков и пр.?
И.С.: Каждая компания ищет свой путь. Если говорить о MAYKOR, то уже много лет у нас действует Центр компетенций, отвечающий, в том числе за подготовку технических специалистов. Учитывая состояние технического образования в России и дефицит квалифицированных кадров в регионах, мы вовремя осознали необходимость инвестировать в создание собственной системы подготовки кадров и, надо сказать, эти инвестиции полностью окупаются. На сегодняшний день MAYKOR располагает командой из более 3 тыс. инженеров.
В 2012 г. Центр компетенций, в связи с развитием в компании новых направлений, значительно расширился, появились новые учебные аудитории в Москве, куда мы приглашаем на обучение специалистов изо всех регионов. Кроме того, существуют региональные обучающие центры. С развитием группы компаний потребовалось усилить команду специалистов в области управления проектами, менеджмента продаж, маркетинга и др. Для этого в MAYKOR было создано специализированное HR-подразделение, обеспечивающее не только подбор кадров, но и формирующее HR-стратегию, которая позволяет развивать и поддерживать высокую эффективность всей команды.
CRN/RE: В чем суть наиболее эффективной стратегии быстрого роста на рынке ИТ. С чем чаще всего связано динамичное развитие ИТ-компаний — с освоением новых сегментов рынка, экспансией в регионы, внедрением новых технологий, развитием партнерской сети?
И.С.: Наиболее эффективная стратегия - не просто следовать за рынком, а быть на гребне передовых технологий, разрабатывать эффективные инновационные решения, предвосхищая спрос. Т.е. работать на опережение.
Экстенсивное развитие (в т.ч. за счет территориального роста и наращивания компетенций), безусловно, способствует приросту бизнеса, но только в том случае, когда оно отвечает реалиям рынка, и развитие корпоративной структуры происходит не только за счет механического приращения.
Обеспечить себе новый партнерский статус (наняв на работу специалиста с сертификатом), заявить о «расширении филиальной сети» (заключив договор с региональным подрядчиком) - этого недостаточно для эффективной компании. Необходимо отстроить бизнес-процессы таким образом, чтобы обеспечить единый уровень качества; расширить спектр оказываемых услуг, но при этом оставаться компанией, легкой в управлении за счет автоматизации процессов, чтобы у заказчика была возможность работать в режиме «одного окна» по всему спектру услуг.
В MAYKOR мы стремимся эффективно совмещать обе стратегии. Наше лидерство на рынке ИТ-аутсорсинга и сервиса обеспечено как неорганическим ростом (мы реализуем агрессивную стратегию M&A), так и имеющимися внутренними ресурсами с целью создания уникальных инновационных предложений для рынка и усиления уже достигнутых позиций (например, предоставление сервиса в режиме «одного окна» на всей территории России 24/7/365). В 2012 г. мы предложили новый формат сервисного обслуживания – комплексные проекты «все включено», при реализации которых мы оказываем услуги по технической поддержке объектов заказчика целиком – магазинов, офисов, банковских отделений, АЗС, объектов телекома и др. Во многом в 2012 г. наш рост был обеспечен за счет именно комплексных проектов в формате «все включено».
CRN/RE: Как поддержать стремительное развитие ИТ-компании (дополнительные инвестиции,
M&A, предложение новых товаров и услуг, развитие дистрибьюторской сети и пр.)?
И.С.: В отличие от бизнеса по поставке оборудования, сфера ИТ-услуг характеризуется гораздо более высокой долей интеллектуального труда, развитием компетенций и др., поэтому далеко не всегда неорганический рост (в т.ч. увеличение финансирования) приводит к пропорциональному росту бизнеса. Вторая особенность рынка – стремительное изменение ландшафта. Порог входа в ИТ-бизнес на сегодня уже очень высок. Стремительное развитие бизнеса ИТ-компании может быть обеспечено своевременной коммерчески правильной идеей, верно угаданным направлением, но поддерживаться может только за счет постоянного совершенствования управления и оптимизации собственного бизнеса, поиска новых возможностей и инструментов.
CRN/RE: С какими проблемами чаще всего сталкиваются быстрорастущие ИТ-компании?
И.С.: Традиционно это проблемы нехватки кадров в регионах, вопросы управляемости бизнеса, оптимизация бизнес-структуры и др. В MAYKOR мы стараемся предвосхитить возникновение проблем стратегического свойства, заранее предпринимая усилия по поиску и реализации наиболее эффективного решения. Например, в 2012 г., с учетом запланированного роста группы компаний, мы перешли на новую систему корпоративного управления, разработанную совместно с компанией Accenture. Целью реорганизации системы корпоративного управления стало повышение эффективности бизнеса с учетом бурного роста и расширения группы, а также необходимость эффективной интеграции вновь приобретаемых активов в структуру MAYKOR. Благодаря совместному проекту с Accenture, нам удалось существенно повысить результативность работы всех подразделений и усилить привлекательность бизнеса MAYKOR для потенциальных инвесторов и заказчиков.
CRN/RE: Что самое сложное в развитии быстрорастущих российских ИТ-компаний (поиск уникального товара или услуги, поддержание роста, конкуренция, незрелость российского ИТ-рынка)?
И.С.: На примере нашей компании могу сказать, что сам по себе быстрый рост не является самоцелью. Стремительная динамика развития MAYKOR в 2012 г. стала следствием реализации амбициозных, но достаточно продуманных планов.
Наша компания, в силу своих масштабов, - уникальное явление на российском рынке ИТ-аутсорсинга, поэтому следует разделять проблемы роста, характерные для ИТ-бизнеса в целом, и наши специфические задачи. Среди последних, в качестве примера, можно назвать построение централизованной системы управления сервисными работами и качеством услуг.
Каждого нашего инженера мы оснастили КПК, через который он получает заявку на обслуживание и отчитывается в ее выполнении. КПК имеет встроенный GPS, таким образом, мы можем управлять нашими специалистами. Вся информация поступает в единый центр мониторинга и доступна заказчикам в режиме онлайн. То есть и мы, и заказчик имеем полную отчетность о соблюдении SLA.
Вообще у нас в компании принят такой подход к любого рода «сложностям»: проблема – это шанс сделать шаг вперед. Используя этот подход, мы воспринимаем любую трудность как возможность улучшить ситуацию, найти новый нестандартный путь и, тем самым, добиться положительного результата.
Источник: CRN/RE