21 мая 2013 г.
Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования «Анализ и прогноз рынка LTE в России».Коммерческие LTE сети в России
По данным GSA на май 2013 г., в мире насчитывалось 175 коммерческих сетей LTE в 70 странах. К концу 2013 г. прогнозируется, что в 87 странах будет развернуто 248 таких сетей.
Первая коммерческая сеть LTE в России была запущена в начале 2012 г. К марту 2013 г. сеть компании «Скартел» (торговая марка Yota), кроме Москвы и Санкт-Петербурга, покрывала еще 93 города в 27 субъектах РФ.
Кроме того, собственные сети в непарном спектре (TDD-LTE) запустили МТС и «МегаФон» в Москве. В основном коммерческие сети LTE сосредоточены в городах европейской части России, и всего несколько городов покрыто в Сибири и на Дальнем Востоке.
По оценкам J`son & Partners Consulting, по итогам 2012 г. число абонентов LTE в России превысило 850 тыс. или менее 1% от мирового показателя (около 100 млн). При этом проникновение 4G в России составило не более 0,4% от количества активных SIM-карт мобильной связи. Рынок фактически монополизирован компаниями «Скартел» и «МегаФон», на которые приходится до 99% абонентов LTE в России.
В феврале 2012 г. «МегаФон» заключил соглашение со «Скартелом» о совместном использовании инфраструктуры для развития сетей LTE. Фактически мобильный оператор выступает в качестве виртуального оператора (MVNO) на сети Yota Networks, которая, в свою очередь, использует существующую инфраструктуру «МегаФона». Сотрудничество между двумя компаниями осуществляется в рамках созданного в июле 2012 г. совместного предприятия Garsdale.
В августе 2012 г. Yota объявила публичную оферту как часть открытого тендера, на котором каждому из операторов предлагалось сотрудничество по модели MVNO с федеральным охватом, либо с охватом нескольких регионов. Операторы назвали условия предложения неприемлемыми. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратила внимание «Скартела» на обязательность предоставления недискриминационного доступа операторов к его сетям по модели MVNO. При этом ФАС не препятствовала созданию холдинга между «МегаФоном» и «Скартелом» в июне 2012 г. В марте 2013 г. ФАС возбудила дело против «Скартел». В действиях оператора антимонопольная служба усмотрела признаки нарушения федерального закона «О защите конкуренции».
Единственный оператор, за исключением «МегаФона», которому удалось заключить MVNO-соглашение со «Скартелом» - это МТС. Однако договоренности были достигнуты между компаниями только в одном городе – Казани. 1 марта 2013 г. срок MVNO-соглашения между двумя компаниями истек, тем не менее МТС продолжает оказывать услуги на сети Yota в режиме опытно-коммерческой эксплуатации. Переговорный процесс относительно параметров нового договора продолжается.
Условия, которые предлагает «Скартел» в рамках MVNO-соглашений, не устраивают ни одного оператора. Последние вынуждены рассчитывать на строительство собственных сетей LTE, но этот процесс займет больше времени. Неспособность операторов договориться со «Скартелом» о работе в качестве виртуальных операторов задерживает развитие рынка LTE в условиях ограниченной конкуренции.
Ключевые сдерживающие факторы развития рынка LTE в России включают:
- ограниченная конкуренция (в том числе из-за невозможности операторов согласовать условия в рамках MVNO-проекта с ООО «Скартел») и, как следствие, высокие тарифы на LTE;
- ограниченный ряд мобильных устройств (смартфоны, планшетные ПК) с поддержкой LTE, высокие цены;
- отсутствие механизма передачи голоса в сети LTE (VoLTE) и, как следствие, невозможность использования в сетях LTE доступных к продаже смартфонов с поддержкой LTE в «российских» частотных диапазонах;
- проблемы, связанные с частотным спектром для LTE в условиях дефицита частот (отсутствие механизма технического нейтралитета, необходимость проведения конверсии, распределение частот на конкурсах, а не аукционах, судебные разбирательства и пр.).
Несмотря на относительно быстрый и успешный старт 4G в России, развитие этой технологии в стране происходит с определенными сложностями – ограниченная конкуренция и, как следствие, высокие тарифы, ограниченный спектр абонентских устройств, сложности с конверсией и дефицит частот.
Абонентские устройства
По данным GSA на конец марта 2013 г., в мире было насчитывалась 821 модель абонентских устройств с поддержкой LTE от 97 производителей. При этом большая часть продуктов (474 модели) были анонсированы в прошедшем году. Основной тенденцией в сегменте оборудования LTE стала поддержка в одном устройстве различных режимов LTE (FDD и TDD) и различных частотных диапазонов.
В России основными абонентскими устройствами на момент написания отчета (март 2013 г.) являлись USB-модемы и Wi-Fi-роутеры; была представлена всего 1 модель LTE-планшета и несколько моделей смартфонов с поддержкой «российских» частот LTE. Тем не менее, во втором полугодии 2013 г. можно ожидать значительного увеличения модельного ряда LTE-смартфонов и планшетов, доступных в России. Такие вендоры как Nokia, ZTE, Yota Devices, Samsung, Huawei и Lenovo обещают новые линейки устройств с поддержкой LTE.
Тем не менее, технология LTE не станет массовой (проникновение – не менее 10%), пока смартфоны не станут доступными по стоимости. Компания МТС, в частности, предложила всем крупнейшим вендорам стратегическое партнерство для распространения смартфонов с поддержкой российских спецификаций 4G в России. Оператор считает, что операторам было бы полезно скооперироваться и представить в правительство РФ предложение по снижению таможенных пошлин на ввоз 4G-смартфонов и другого LTE-оборудования.
Популярности LTE и абонентских устройств, поддерживающих эту технологию, будет способствовать бесшовное соединение между 3G- и 4G-сетями. В апреле 2013 г. «МегаФон» запустил технологию автоматического переключения между стандартами 4G/3G/2G в смартфонах, что позволяет использовать голосовую связь и передачу данных без перезагрузок и дополнительных настроек в устройствах.
По данным J’son & Partners Consulting, средняя стоимость смартфона в России снизилась с $455 в 2009 г. до $328 в 2012 г. По итогам 2012 г. доля продаж LTE-устройств в России относительно мировых продаж составила всего 0,6%, но к 2015 г. этот показатель увеличится до 2%.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2015 г. доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15% в общих продажах смартфонов. Объем продаж LTE-планшетов начнет набирать обороты уже в этом году, а к 2015 г. доля их реализации в общих продажах LTE-устройств в России составит 8%.
Конверсия частот и перспективы использования других диапазонов
Конверсия, скорее всего, будет проводиться не по национальному, а по региональному принципу. При этом конверсия частот в нижнем диапазоне сопряжена с большими трудностями. По мнению J’son & Partners Consulting, если расчистка спектра 800 МГц не будет проведена в ближайшие 3-5 лет или не будут найдены эффективные механизмы совместного применения радиочастот коммерческими и государственными пользователями спектра, Россия серьезно отстанет от мировых темпов внедрения сетей LTE.
В ближайшие два года отсутствие конверсии не сможет повлиять на выполнение лицензионных требований. Но уже в 2015 г. вопрос дефицита частотного спектра для развития LTE может стать реальной проблемой.
В условиях дефицита частот перспективы использования других диапазонов (GSM-диапазоны 900/1800 МГц; 3,5 ГГц и др.) неопределенны. J’son & Partners Consulting оценивает вероятность принятия технологической нейтральности по GSM-диапазонам в ближайшие три года как низкую. А использование высоких частот на массовом рынке, прежде всего 3,5 ГГц, неэффективно с экономической точки зрения (главным образом, из-за высоких затрат).
По мнению J’son & Partners Consulting, для обеспечения широкого покрытия сетей LTE (особенно в районах с низкой плотностью населения) наиболее привлекателен диапазон 450 МГц. Однако эти частоты пока не выделены консорциумом 3GPP под LTE, и перспективы такого решения неопределенны (главным образом, из-за лоббирования интересов вендоров, которым невыгодно предлагать решения, обеспечивающие низкий CAPEX).
Перспективы развития LTE в России
Перспективы развития LTE в России будут во многом определяться соблюдением операторами «большой четверки» лицензионных требований по покрытию и минимальным инвестициям в инфраструктуру (не менее 15 млрд. долл. до конца 2019 г.), а также темпами конверсии («расчистки» частот). Кроме того, определенным драйвером рынка LTE в России может стать разрешение регулятора использовать под эту технологию GSM-диапазоны (прежде всего, 1800 МГц), а в более долгосрочной перспективе – диапазон 3,5 ГГц. В оптимистичном сценарии это приведет к увеличению количества игроков, усилению конкуренции, появлению новых абонентских устройств и в конечном итоге к увеличению абонентской базы LTE.
Масштабное строительство сетей в России начнется не ранее 2015 г., после проведения процедуры конверсии и высвобождения частот при переходе с аналогового на цифровое телевидение («цифровой дивиденд»).
По прогнозам J`son & Partners Consulting, абонентская база LTE к концу 2020 г. может достичь в оптимистичном сценарии 23 млн пользователей, в консервативном сценарии – 14 млн, в базовом – 20 млн.
Основными участниками рынка LTE в среднесрочной перспективе будут крупнейшие операторы мобильной связи, а также новые игроки.
В долгосрочной перспективе (более 5 лет), параллельно развертыванию сетей LTE вполне вероятно локальное подключение подсетей LTE-Advanced на территориях с высокой концентрацией трафика (бизнес- и торговые центры, стадионы и пр.).
В этом случае определяющим фактором будет являться доступность абонентских устройств, поддерживающих эту технологию.
В целом можно утверждать, что:
1) 4G-интернет будет выступать основным драйвером роста для мобильных операторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
2) компании, которые не смогли получить LTE-лицензии будут в среднесрочной и долгосрочной перспективе испытывать снижение маржи и отток клиентов;
3) на рынке сформирован лидер, который может проводить политику «снятия сливок» («МегаФон»/Yota).
Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting