10 июля 2013 г.

В начале лета стали очевидны тренды ближайших кварталов на рынке смартфонов. В техническом плане всё это существовало и ранее, но во II квартале текущего года некоторые аппаратные решения и маркетинговые находки усилиями крупнейших вендоров были превращены в рыночные тренды. Ниже мы поговорим о том, почему это случилось именно сейчас, но сначала рассмотрим тенденции.

1. «Смартшеты» станут трендом

«Смартшеты» – устройства с промежуточной между смартфоном и планшетом диагональю экрана –  иногда называют «фаблеты» (phablets = phone + tablet), иногда с юмором – «лопатофоны». На рынке они представлены довольно давно. Такие решения весьма удачно продвигала Samsung под брендом Galaxy Note, а недавно добавила  к ним еще один бренд – Galaxy Mega.

До весны 2013 г. никто из крупных производителей не предлагал   заметных конкурентов решениям Samsung, но  сейчас в продаже имеются  уже две модели крупнейших вендоров, которые способны бороться с Note и Mega за место под солнцем – Sony Xperia Z Ultra и Huawei Ascend Mate. Очевидно, что к осени «новую» нишу освоят и другие мировые производители.

В том, что касается легкости, компактности, а также возможности совершать телефонные звонки через GSM-сеть, смартшеты составят некоторую конкуренцию традиционным планшетам.

2. Планшеты будут «телефонизированы»

Рост популярности смартшетов заставит  вендоров отменить  искусственные ограничения для планшетов. Сегодня большинство моделей последних (даже с GSM-модулем) не могут работать в качестве сотовых телефонов. Исключения крайне редки – например, Samsung Galaxy Tab и Asus PadFone. В результате пользователи вынуждены носить два устройства, хотя технически ничего не мешает обходиться одним. На первый взгляд, разговаривать по планшету не очень удобно, но ведь всегда можно воспользоваться hands-free-гарнитурой.

3. Настанет бум hands-free-гарнитур

Наряду с традиционными гарнитурами все более популярными станут bluetooth-стереонаушники с функцией гарнитуры, а также устройства громкой связи для автомобилей. Такие устройства, разумеется, не новинка, взлет популярности им обеспечит упомянутые выше тренды использования для разговоров более крупных устройств, чем традиционные смартфоны.

Получат распространение и пока малоизвестные девайсы, например  hands-free-гарнитура в виде удаленной трубки. Пока на российском рынке представлена только модель с длинным названием BB-mobile micrON-2, но при буме популярности гарнитур ее конкуренты не заставят себя ждать.

Появятся  и более интересные решения, сочетающие возможности гарнитуры и устройства-«компаньона». В качестве примера приведем Sony Smart Bluetooth Handset SBH52, которая может работать в качестве bluetooth-наушников, hands-free-ганитуры, а еще может на собственном дисплее отображать входящие SMS и прочие текстовые уведомления. Но основным спросом, судя по всему, будут пользоваться  устройства другого форм-фактора – «умные часы».


4. «Умные часы» станут массовыми «компаньонами»

Об «умных часах» сейчас много говорят по двум причинам: во-первых, на рынок вышли долгожданные Pebble, во-вторых, все ожидают появления часов-«компаньонов» Apple iWatch.

Конечно, это решения Apple взорвет рынок. Только новинками часы-«компаньоны» назвать уже сложно. Гаджеты-«компаньоны» давно существуют,  их выпускают весьма известные фирмы. Заслуживают упоминания часы-«компаньоны» Sony SmartWath 2, работающие с android-устройствами, и Casio G-Shock GB6900AA, ориентированные на взаимодействие с ios-девайсами. В продаже есть и другие интересные решения, например, CookooWath и i’m Watch Smartwatch, но выпускают их не такие крупные фирмы как Sony и Casio, поэтому в канале они практически не представлены.

Появляется информация, что и другие компании планируют выйти на рынок «умных часов» со своими решениями, например, на прошлой неделе о подобных  намерениях Dell сообщила The Guardian. Вряд ли в стороне останутся Samsung, Google и другие крупные фирмы.


5. Топ-моделям – особое внимание

Жесткая  конкуренция ожидается в сегменте «топ-моделей» смартфонов:  Apple iPhone и Samsung Galaxy S придется уступить некоторую часть своего рынка Oppo Find 5, ZTE nubia Z5 и другим новичкам.

Чем модель «элитная» отличается от просто «старшей»? Наличием не только высоких основных характеристик, но и некоторой избыточностью, которая при первом знакомстве, может быть, и остается незаметной, но обеспечивает дополнительное качество, повышенное удобство в работе, необычные возможности и т. д. Например, люксовые смартфоны при том же разрешении сенсора, что и массовые модели-конкуренты, позволяют делать снимки лучшего качества. Причина проста:  качество снимков зависит не только от разрешения, но и от других параметров сенсора, объектива, программной составляющей и т. д. Понять, что именно привело к улучшению качества фото, непросто даже профессионалу, не говоря уже о простом пользователе. Поэтому последнему приходится верить вендорам «на слово». В случае с Apple это работает, остается надеяться, что и другие вендоры не разочаруют покупателей.

Кроме того, в люксовых моделях часто появляются новые элементы, например, световая индикация у Sony, встроенный термометр у Samsung и т.д. Сложно сказать, насколько подобные «фишки» удобны и необходимы, но возможность иметь смартфон не-как-у-всех, безусловно, привлекает пользователей.


Что встревожило  вендоров?

Почему именно сейчас на рынке смартфонов происходит столько всего? Потому, что рынок практически перестал расти. По данным IDC, в  первом квартале 2013 года мировой рынок смартфонов вырос всего на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. А объем этого рынка велик, количество гаджетов на порядок превышает число  реализуемых планшетов, поэтому данный сегмент весьма важен не только для специализирующихся на нем компаний, но и для фирм, у которых смартфоны только один из многих видов продуктов. Весьма показательный факт: по некоторым данным даже Hewlett-Packard рассматривает возможность возвращения на рынок смартфонов.

Еще недавно, пару-тройку кварталов назад, некоторые вендоры действовали «по-простому»: создавали мощную старшую модель и выпускали ее в продажу по высокой цене, «снимая сливки». В то же время в качестве массовых недорогих решений вендор предлагал искусственно ухудшенные варианты той же старшей модели и соотношение цена/качество у младших оказывалось много лучше, но вот параметры... Остается  только гадать, где они, например, ухитрялись доставать в таком количестве VGA-сенсоры для фронтальных камер, как при имеющемся уровне технологий получаются  столь  неприятные пластиковые поверхности для корпусов и т. д.

Удивительно, но на быстрорастущем рынке такой подход работал и практически каждый смартфон находил своего покупателя. Но сейчас ситуация изменилась  принципиально. Рынок смартфонов стал тесен, и вендоры почувствовали это задолго до того, как IDC подвела итоги квартала, почувствовали и приняли меры. Чудес не произошло: вендоры просто задействовали свой инженерный и маркетинговый потенциал, и  в результате возник  ряд  трендов, основные из которых мы рассмотрели выше. Эти тренды и определят развитие рынка смартфонов как минимум на ближайшее полугодие, которое обещает быть весьма конкурентным.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE