24 июля 2013 г.
Доходы компаний на российском рынке автоматизации BI от продажи лицензий и услуг по внедрению, с НДС, в тыс. руб. Источник: TAdviser
В конце 2012-2013 года начала активно формироваться «третья волна» внедрений BI, связанная с освоением российскими компаниями новых подходов к хранению и анализу данных. Сейчас в России начаты тестовые внедрения и пилоты в области big data и вычислений в оперативной памяти, многие из которых перейдут в категорию полноценных внедрений в 2013-2014 году. С технологической точки зрения российский рынок BI не испытывает ни малейшего отставания от мирового в плане доступности передовых технологий, но освоение их только начинается.
Наличие «второй волны» внедрений BI подтверждают и данные собственной базы TAdviser. В собственной базе проектов TAdviser число зарегистрированных внедрений составило 1178 за всю историю наблюдений (на май 2013 года), что в 1,5 раза больше, чем в начале 2011 года, когда в базе было 790 проектов. Напомним, что с 2010 по 2011 годы рост проектов в базе был более чем двукратный.
На российском рынке на начало 2013 года было представлено более полутора десятков промышленных BI-платформ и множество систем анализа и отчетности, а также отраслевых решений. Среди более чем 260 BI-проектов, завершенных по данным TAdviser в 2012 году, половина пришлась на платформы QlikView, IBM Cognos, SAP BusinessObjects, Contour BI, Prognoz Platform, еще 130 проектов - на другие системы и решения.
Среди внедренцев в 2012 году наиболее активны были «Прогноз» и BaseGroup Labs как вендоры, активно самостоятельно внедряющие свои же собственные платформы – Prognoz Platform и Deductor соответственно. Среди интеграторов высока была активность компаний Консультационная группа АТК, RBC Group, РДТЕХ, ФОРС и других.
В 2012-2013 году на авансцену BI-внедрений опять выдвинулись компании финансового сектора. Это связано с большим числом проектов по внедрению новых аналитических технологий и хранилищ данных, которые были реализованы за последние 18 месяцев. В России же традиционно бизнесы с высокой маржинальностью, такие как финансовые услуги, телеком и ритейл, первыми осваивают передовые технологии информатизации.
«Общая тенденция спроса на BI–решения почти не изменилась — востребованность этих решений продолжает расти, идет эволюционное развитие данного направления и дальнейшее становление рынка», - подтвердила TAdviser Ольга Горчинская, директор по исследовательским проектам «ФОРС». Андрей Розанов, руководитель направления BI компании РДТЕХ, также считает, что BI-системы на данный момент «очень востребованы». По его словам, стабильно растет спрос на аналитику у представителей среднего бизнеса, а также конкуренция среди компаний-внедренцев.
Вендоры также отмечают активный спрос со стороны российских компаний на решения мобильной аналитики и data discovery. Владимир Иткин, директор по развитию партнерской сети QlikTech Россия, подтвердил: «Сегодня уже каждый второй клиент при выборе BI-платформы и решения имеет обязательный критерий – работа на мобильных устройствах. Еще два-три года назад это было больше бонусом к платформе, чем необходимостью. Но мобильные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и сейчас планшет в руках рядового сотрудника не является роскошью».
Сергей Шестаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Прогноз», считает, что приложения класса data discovery уже завоевали популярность у топ-менеджмента крупных компаний, а в ближайшем будущем станут незаменимым инструментом анализа бизнес-процессов в самых разнообразных сферах.
* Функционал систем BI в методике исследования TAdviser включает средства построения запросов, отчетности и базового анализа, в том числе средства построения пользовательских запросов, многомерного анализа (OLAP), генерации отчетности, инструментальных панелей. Также к функционалу BI относятся средства, направленные на более сложные процедуры анализа данных, такие, как data mining, средства статистического анализа, планирования и прогнозирования, инструментальные средства для конкретных предметных областей.
Источник: Пресс-служба TAdviser