25 июля 2013 г.
Начаты официальные поставки UltraHD-телевизоров производства Sony на российский рынок. Это первый крупный вендор, вышедший на локальный рынок страны с моделями нового формата, называемого также 4К. UltraHD-телевизоры, поставляемые по серым схемам, были доступны у нас и ранее, но это были те же телевизоры Sony.Модели KD-65X9005 и Bravia KD-55X9005 с диагоналями экрана, соответственно, 65 и 55 дюймов, Sony предлагает рынку по рекомендованной розничной цене старшей модели – 300 тыс. рублей, младшая на треть дешевле – 200 тыс. рублей. Количество точек на дисплее новинок одинаково – 3840x2160 – то есть разрешение картинки составляет порядка 8 Мегапикселов. Очевидно, что новинки принадлежат к топовому сегменту, их продажи в штучном выражении в лучшем случае достигнут тысяч единиц.
Технологические новинки, первыми выпущенные в продажу, всегда отличает высокая цена, но они традиционно формируют рынок, подготавливают его для проникновения будущих моделей, более доступных массовому покупателю. В этом плане судьба новых Bravia незавидна – на рынок ТВ они окажут слабое влияние. Технические характеристики телевизоров на высоте, увеличение разрешения телевизионной картинки в UltraHD до 8 Мегапикселов позволяет добиться плавности цветовых переходов и высочайшей детализации изображения.
Причина в другом.
Предложений видеоконтента для UltraHD практически нет! Ничего удивительного – за прошлый год в мире было продано, по данным iSuppli, всего 4 тыс. UltraHD-телевизоров, причем большинство из них на внутренних рынках Японии и Южной Кореи. Многие вендоры только сейчас начинают мировые поставки новых моделей. Например, LG только в июле текущего года начала продавать UltraHD-телевизоры за пределами корейского рынка, выйдя на североамериканский (заметим, что это 65LA9700 и 55LA9700, прямые конкуренты упомянутых моделей Sony, имеющие диагонали 65 и 55 дюймов, соответственно).
Технически наладить вещание с картинкой высокого разрешения несложно, но пропускная способность каналов небезгранична и отдавать ее часть под UltraHD-трансляции – каждая из которых требует вчетверо большой пропускной способности, чем FullHD – желающих мало. Даже в Южной Корее национальная Ассоциация Кабельного ТВ и Телекоммуникаций не видит возможностей для коммерциализации UltraHD-трансляций ранее конца 2015 года. В январе текущего года 4К-вещание начал французский канал Eutelsat Communications на Европу, но это, скорее, тестовое вещание – 4К-контента совсем немного. Никто из операторов примеру Eutelsat Communications пока не последовал. Многие локальные провайдеры, в том числе, НТВ+, объявляли о проверке сетей на готовность к UltraHD-вещанию, но это, скорее, имиджевые моменты.
Нет BR-плееров, поддерживающих воспроизведение UltraHD. Релизы фильмов в UltraHD также отсутствуют. Sony Pictures объявила о намерении выпустить такие, но проблема в том, что фильм с UltraHD-разрешением не поместится на BR-диск и придется записывать контент с ухудшенным качеством, что никак не может вызвать энтузиазма у покупателей телевизоров. Сами пользователи создавать UltraHD-видео также не смогут – 4К-камкордеров нет. Конечно, телевизоры могут «растянуть» FullHD-контент до UltraHD, но детализация изображения от этого никак не повысится.
Сегодня 4К-телевизоры хорошо подходят для отображения цифровых фотографий, но на этом реальные возможности полномасштабного использования возможностей UltraHD заканчиваются.
Завтра телевизоры нового формата тоже не получат широкого распространения. Проблема в том, что UltraHD-разрешение актуально для телевизоров с огромной диагональю. Для массовых моделей с диагоналями до 40 дюймов разрешения FullHD более чем достаточно. Поэтому в ближайшем обозримом будущем не стоит ожидать массового распространения UltraHD-моделей, соответственно, не будет разомкнут замкнутый круг «не покупают телевизоры – не производят контент, а мало контента – не покупают телевизоры».
Заметим, что эти выводы не являются секретом для аналитиков: согласно опубликованным осенью прошлого года прогнозам iSuppli, даже в 2017 году HD-модели займут лишь порядка 1% рынка телевизоров, увеличив продажи с 4 тысяч в прошлом году до прогнозируемых через четыре года 2,1 млн.
Поэтому ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, отрицательный. Появление в продаже UltraHD-моделей не встряхнет рынок в целом, хотя, безусловно, повлияет на узкий сегмент топовых телевизоров с большими диагоналями. Для производителей выпуск таких моделей, скорее, вопрос престижа, примерно как выпуск коллекций «высокой моды» для крупных брендов в beauty-индустрии. Основные обороты будет обеспечивать реализация массовых моделей, которые останутся FullHD.
Рынок телевизоров в штучном выражении падает: по данным iSuppli, в 2012 году было реализовано на 6,3% меньше телевизоров, чем в 2011. Аналитики компании считают, что в 2013-2015 годах эта тенденция будет продолжена. Причина проста: нет продуктов с инновационными решениями, способных мотивировать массовых пользователей заменить исправно работающие телевизоры на новые модели. Последним мотиватором было появление телевизоров FullHD, но ни модели с поддержкой 3D-изображения, ни smartTV в подобном качестве не выступили. Не станут массовым мотиватором и UltraHD-устройства.
Аналитики считают, что столь резкое падение продаж на рынке телевизоров обусловлено сочетанием факторов – на застой инженерной мысли накладывается мировой экономический кризис – и осторожно говорят о возможном повышении продаж в 2015. Но даже если к тому времени ситуация в экономике и будет нормализована (что тоже не факт), технологий, способных гальванизировать рынок телевизоров мы пока не наблюдаем.
Источник: Александр Маляревский, CRN/RE