2 августа 2013 г.

Пригород Рязани, выходной день, июль 2013-го. Городское кладбище, одно из. Закрыто в 80-е, потому что на нем не стало места хоронить. Рядом, километрах в пяти, еще одно, новое. Мне предстоит найти могилу по имени покойного и году захоронения.

Захожу в контору. В интерьерах середины прошлого века сидит аутентичный комендант, невредная тетка лет шестидесяти.

– Только год? А месяц не знаете? Через час, не раньше, мне всю книгу надо просмотреть! Если и найду, место не скажу. Скажу пять фамилий до и пять фамилий после, будете сами смотреть, если какую фамилию увидите, значит, и ваш неподалеку.

– Понятно. А новых покойников тоже в книгу пишете? Компьютера нет?

– Откуда у нас компьютер.

Пока комендант ищет запись (так и не найдет), еду на новое кладбище. Там ощутимый прогресс: в книге фиксируется место захоронения. Вопрос о компьютере тамошний комендант оставила без ответа, сочтя риторическим. И правильно, что я, сам не вижу, что ли, что нет никакого компьютера?

Этот пример не кажется вам характерным для вставшей с колен и отращивающей IT-рынок России? Ладно, вот еще один: московский «Спартак». Июньская продажа сезонных абонементов. Болельщики, сжимая купюры (одиннадцать, на минуточку, тысяч рублей, если в центральный сектор), предъявляют сотруднику любимого клуба анкету и паспорт. Сотрудник все это «вбивает в компьютер», минуты две-три. На продажу отведено четыре дня при двух точках продаж и 10 тысячах страждущих. Что из этого получается, понятно, скажите Яндексу «абонементы на спартак», и он автоматом приклеит к этому «очередь». А теперь внимание: абонементы продавались только зарегистрированным болельщикам или владельцам абонементов предыдущего сезона. Не надо было ничего «вбивать в компьютер», в нем все уже есть с прошлого, если не позапрошлого, года. И эти люди, я имею ввиду спартаковское менеджерство, хотят выиграть чемпионат.

Еще. Питер, Пулково, июль. Возвращаюсь с финала ICPC. Регистрируюсь сам на стойке-автомате и озираюсь в поисках baggage drop off. Не нахожу, иду в справочную. Оказывается, drop off там же, где и регистрация вручную, добро пожаловать в очередь. Подвергая риску жизни пассажиров и экипажа, проношу в самолет сумку, где гель для бритья и маникюрные ножницы. А что делать.

И снова пример, еще более рискованный. Электронное правительство, оно же госуслуги.ру. Критиковать его значит уподобиться средне образованному слесарю из «12 стульев», который хаял старгородский трамвай. Я критиковать «Госуслуги» и не буду, наоборот: грандиозный проект, его запомнят, как запомнили декабристов, которые непонятно откуда со своими прогрессивными идеями взялись посреди тогдашней не вполне прогрессивной, мягко говоря, России. Горжусь знакомством с чиновниками, которые «Госуслуги» делали. Это волевые люди, что ж их не уважать. Но и они поневоле страдают азиатским госвысокомерием, сплошь и рядом проявляемым аппаратом по отношению к... хотел написать «гражданину», но правильнее будет сказать «обладателю СНИЛС». Интерфейс «Госуслуг» 1:1 имитирует гоголевское «присутствие» с его коридорами и Иванами Антоновичами Кувшинными Рылами — если не знаешь, за каким столом совершается крепость, то ничего и не совершишь, ни тебе крестьян прикупить, ни подоходный после покупки квартиры вернуть.

Недружественность интерфейса — ладно, пусть, не в нем счастье, обладатели СНИЛС со временем привыкнут, куда им деваться. Но что с «Госуслугами» будет при очередной «административной реформе»? Измени структуру ведомств, а любители заниматься этой ерундой у нас переведутся не скоро, и придется в лучшем случае заново переписывать, какое ведомство какой госуслугой ведает. В худшем — менять номенклатуру госуслуг, с весьма тяжелыми IT-последствиями. Для обладателей СНИЛС и лучший-то вариант будет если не как перейти с Windows на Linux, то с Office на OpenOffice.org  – точно.

Здесь, к сожалению, придется о политике. Помните, кто первым в Кремле курировал электронное правительство? Правильно, Собянин. Ему поручили, он и курировал, даром что ни разу не IT-специалист. Вполне в духе нашего не терпящего компетентности времени. Теперь вот Москвой рулит, даром что не москвич.

Предположим, осенью вместо Собянина изберут какого-нибудь другого сферического политика в вакууме, ну, хоть Лимонова. Прогресс настанет? Вместо дворников и бурятского ОМОНа в столицу станут программистов импортировать? Не думаю.

Хотя главное, что от политиков сейчас требуется — именно это. Чтобы, в конечном итоге, IT были повсеместно и всюду в простейшей жизни простейших людей. В Пулкове, на рязанском кладбище, на стадионе, чтобы ребенка выучить на программиста было без проблем, и чтобы всем старикам давали бесплатный Интернет. Эта цель оправдает азиатские методы ее достижения, что доказано Кореей и, между прочим, Эвенкией. Во времена ЮКОСа там (территория — полторы Франции, население — менее двадцати тысяч) президентствовал юкосовский человек Борис Золотарев. Начал с IT. Интернет в школах (в Эвенкии телевидения-то не было, а тут вдруг Интернет), ERP-система для управления северным завозом и пр. бухгалтерией, зарплата на карточки etc.

Да, Эвенкия — отдельная от прочей России история, улучшить тамошнюю жизнь несложно, потому что она слишком сурова. И все же этот пример, в отличие от тех, что были вначале, вдохновляющий. Знаю точно, сам разговаривал с людьми, вернувшимися на родину в столицу Эвенкии поселок городского типа Тура после того, как там появились рабочие места для IT-инженеров. Турниры по Quake между стойбищами в реальном времени тоже очень хороший пример, они заметно улучшают качество жизни оленеводов.

Не понимаю, почему наши политики, в отличие от их американских конкурентов, не видят, что в умелых руках IT – прекрасное средство потрафить избирателю.

Наши азиатские правители, конечно, еще какое-то время могут не обращать на IT высочайшего внимания. Но тогда как бы IT сами не пришли вместо них в политику — со всеми неприятными последствиями, характерными для русского бунта. Не хочется даже думать о локализованных версиях Ассанжа и Сноудена.

Источник: Андрей Анненков, независимый журналист, для CRN/RE