8 августа 2013 г.

Екатерина Жукова, Mind
Рынок видеосервисов в России переживает бурный рост, его объем увеличивается более чем на 50% в год.

Все больше компаний выбирают этот инструмент для повышения качества командного взаимодействия, эффективности переговоров или обучения из-за возможности общения «вживую». С другой стороны, интерес к ВКС подогревает чисто экономический фактор, а именно, существенные издержки на командировочные расходы, международную  связь и т.д.

Видеоконференцсвязь становится все более востребованным и, что немаловажно, доступным инструментом для бизнеса. Поначалу  в России все системы ВКС строились на IP-технологиях как внутрикорпоративные, альтернатива внутренним (inhouse) решениям в виде внешнего «облака» появилась и начала завоевывать доверие заказчиков значительно позднее.

Сегодня начать пользоваться ВКС можно вообще без каких-либо стартовых  инвестиций и доработки инфраструктуры. Достаточно иметь доступ в Интернет и компьютер с видеокамерой (а то и вовсе мобильное устройство). Приобретай лицензию, включай и общайся. Отсутствие инфраструктурных вложений возможно при получении сервисов по облачной модели  - извне (outhouse), когда провайдер предоставляет не только сам софт, но и обеспечивает работу сервиса на собственном сервере, а в случае если это  оператор связи, то и интернет-канал. Заказчику остаётся только зайти на сайт провайдера и запустить сервис.

Этот тренд особо заметен на развитых западных рынках где, согласно исследованию Gartner, темпы роста рынка облачных ВКС составляют 11% в год. Тем не менее, для России это пока не приоритетная практика. Вопреки общемировым тенденциям многие российские корпорации идут по проверенному пути и устанавливают системы видеоконференцсвязи inhouse – на внутренних серверных платформах. Это одна из проекций более глобального российского тренда – создания инсорсинговых ИТ подразделений для сосредоточения всего внутреннего ИТ-хозяйства внутри компании без передачи части ИТ-функций внешним подрядчикам на аутсорсинг.  

Дискуссии на тему эффективности и влияния на рынок того или иного подхода переходят в последнее время в ранг серьезных баталий, но как бы то ни было – «караван идет»: обе тенденции, как “in”, так и “out”, не всегда мирно, но сосуществуют и требуют ответного предложения со стороны поставщиков. Наша задача – рассмотреть ситуацию объективно, вооружить  потенциальных заказчиков необходимой информацией для принятия наиболее оптимального решения в пользу того или иного варианта.

Почему многие компании выбирают «облачную» ВКС? Каковы основные драйверы этого выбора?

В первую очередь, деньги: развертывание аппаратной корпоративной системы ВКС подходит не всем в связи с масштабностью внедрения и значительными капитальными издержками. «Облачный» сервис дает возможность организовывать и участвовать в онлайн-мероприятиях повсюду через web-браузер без установки дополнительного ПО. При этом оплачивается обычно не «абонент», а период реального использования сервиса.

Большое значение имеет также фактор скорости: многие заказчики хотят оплатить сервис и сразу начать работать, не тратя время на его установку и интеграцию.

Ну, и наконец, простота использования:  ВКС  через облако снимает множество проблем, как то: взаимодействие с вендором, логистику, связанную с установкой оборудования в разных офисах и т.д. Начать работу в сервисе можно сразу после регистрации. При этом сам сервис ежемесячно обновляется безо всяких усилий со стороны заказчика.

Если у SaaS-решений столько преимуществ, почему же многие  компании и организации  не готовы к их использованию и предпочитают создавать собственную инфраструктуру под видеокоммуникации.

Преимущества «традиционной» ВКС тоже вполне очевидны:  самое главное –заказчик может  самостоятельно контролировать безопасность данных и контроль утечек, что обеспечивается работой  в закрытых сетях без доступа в Интернет. Это ключевой мотиватор для компаний с повышенными требованиями к политике безопасности. К тому же c inhouse-решением ИТ-специалист может контролировать степень загрузки сети и частоту использования сервиса.  

Поменяв местами плюсы и минусы в каждом из подходов, можно выявить и их основные недостатки. Основным ограничением при выборе облачной ВКС является сложившееся мнение о более высокой вероятности утечки информации из-за  доступа к Интернету для пользования решением. К тому же в этом случае ограничены возможности кастомизации услуги под нужды и объективные условия конкретного заказчика, сервис располагается и работает на сервере поставщика и не предполагает внесения изменений под каждого конкретного клиента.

Безусловно, речь идет не о неизбежных  проблемах, скорее об ограничениях и потенциальных рисках, которые при грамотном подходе и высоком качестве продукта можно предвосхитить.  Так, например, высокий уровень обеспечения безопасности в SaaS-сервисах обеспечивается за счет закрытого HTTPS-протокола и использования специальных ключей доступа на компьютерах клиентов.

Можно также смело констатировать, что  основным минусом внутрикорпоративных решений на собственной ИТ-инфраструктуре является их высокие стоимость и временной барьер: от принятия решения до развертывания  ВКС могут пройти месяцы, при этом быстрое масштабирование уже готовой системы при открытии новых офисов тоже весьма проблематично.

Реализация такого подхода требует «подготовленной» к новой роли (передача видеосигнала) современной ИТ-инфраструктуры, а также наличия в штате квалифицированных специалистов (которые тоже стоят недешево). Не говоря уже о том, что любой интеграционный проект по определению сложный.

Исходя из плюсов и минусов обоих подходов, можно попробовать определить и их потенциальных пользователей. «Портрет» заказчика облачных решений выглядит следующим образом: это преимущественно компании малого и среднего бизнеса, которым нужна ВКС или вебинары на открытую аудиторию в целях обучения, для организации продаж, проведения консультаций, презентаций и т.д.  Либо вариант №2 – крупные корпорации или госструктуры, которые используют серверное решения для внутренних коммуникаций, но при этом  проводят мероприятия  открытого характера (например, телемосты или публичные конференции).

Среди наших  клиентов  - «CургутНефтегаз», Volvo, «РЕСО-Гарантия» и т.д. Также, например, сервис ВКС включен в портфель решений электронной торговой площадки РТС Тендер и рекомендован к использованию всем ее участникам – как поставщикам, так и заказчикам. Это аудитория в 300 тыс.  пользователей. «Облачность» решений нисколько не смущает ни РТС Тендер, ни участников торгов, так как онлайн-коммуникации являются эквивалентом предтендерных переговоров между заказчиком и поставщиками, которые публичны, более того, их запись может официально использоваться в случае возникновения спорных ситуаций.
  
Inhouse-решения предпочтительнее для проведения ВКС в целях онлайн-совещаний, селекторов на определенную аудиторию, как правило, на них транслируется информация с определенной степенью секретности или закрытости. В эту аудиторию попадают преимущественно компании среднего и крупного бизнеса с разветвленной сетью филиалов и многочисленными партнерами.  

Приняв решения в пользу того или иного подхода, необходимо выбрать поставщика. На какие критерии следует, в первую очередь, обратить  внимание? Чтобы обеспечить высокий уровень inhouse-решения – на опыт и квалификацию разработчиков и сервисных специалистов. Здесь требуются серьезный опыт реализации проектов и глубокие профессиональные знания: ВКС чрезвычайно требовательна к управлению производительностью, и обеспечить гарантированное качество связи, особенно с учетом  географической удаленности филиалов и количества оборудования, задача отнюдь не простая. К тому же решение необходимо кастомизировать и поддерживать его регулярные обновления.  

Сторонникам outhouse-решений  следует обращать внимание  на  стабильность работы сервиса, уровень юзабилити, тарифную политику вендора и предоставляемые им гарантии. Практически все поставщики SaaS-решений предлагают тестовый период, в ходе которого у вас есть возможность оценить функциональность и качество сервиса и, самое главное, готовность вашей инфраструктуры, компьютеров и каналов связи к работе с программой. Если у вас канал связи меньше 250 Кбит/сек., даже не надейтесь на стабильную работу ВКС в HD-качестве, видео просто «не пролезет» в ваш канал.

Подведем черту: российским поставщикам ВКС-решений сегодня стратегически невыгодно становится адептом того или иного подхода, им приходится наращивать экспертизу в обоих направлениях.

Российские пользователи пока с настороженностью относится к облачным сервисам ВКС, так как существует ряд субъективных опасений в силу новизны такого рода решений: незащищенность информации, нестабильность продуктов, ограниченная возможность влияния и контроля со стороны конечного пользователя и т.д. При этом российский рынок SaaS стабильно растет.

Существующий и потенциальный спрос на внутрикорпоративные ВКС-решения тоже заметно усиливается, несмотря на ресурсоемкость такого рода проектов. И какой бы остроты не достигали дебаты между сторонниками того или иного подхода, польза от отсутствия «моногамии»  на рынке вполне очевидна: это стимулирует развитие новых компетенций и экспертизы поставщиков и постоянное обновление продуктов. А заказчикам дает возможность принять оптимальное, соответствующее  их потребностям и возможностям решение.

Источник: Екатерина Жукова, директор по продажам компании Mind