21 августа 2013 г.

Стремительное  проникновение смартфонов, планшетных ПК и других устройств с поддержкой Wi-Fi в России и мире в целом, популярность социальных сетей и огромное число разнообразных веб-сервисов – все это приводит к тому, что у абонентов возникает реальная потребность в высокоскоростном мобильном интернет-доступе в любом месте в любое время. Это создает благоприятные условия для становления рынка услуг на базе Wi-Fi на транспорте. Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования «Использование Wi-Fi на транспорте: российский и мировой опыт, перспективы развития».

Wi-Fi на транспорте

Основные предпосылки возникновения спроса на Wi-Fi-доступ на транспорте связаны со следующими основными причинами:
- транспортное средство, как правило, обладает заведомо ограниченным числом потенциальных потребителей и малой площадью рабочего покрытия, что нивелирует врожденные недостатки технологий семейства 802.11;
- существует очевидная потребность в услуге онлайн-доступа во время длительных перемещений со стороны пассажиров, как с целью решения рабочих вопросов, так и в информационно-развлекательных целях.

Предоставляя абонентам доступ через Wi-Fi, оператор увеличивает проникновение услуг и лояльность к бренду, а транспортная компания повышает привлекательность своих услуг и конкурентоспособность на рынке.

Среди основных направлений использования Wi-Fi на транспорте можно выделить следующие:
- наземный общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи)
- железнодорожный транспорт и метрополитен
- авиационный транспорт
- морской транспорт
- личный транспорт
- телематика и М2М
- «умный город»

В целом, монетизация сервисов Wi-Fi является одной из ключевых проблем для провайдеров, планирующих развитие таких сетей на общественном транспорте. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать ту или иную бизнес-модель, оператор должен внимательно изучить своих пассажиров, демографический состав, степень проникновения смартфонов, наиболее часто используемые онлайн-сервисы, ожидания потребителей и т.д. Если с учетом всего этого стратегия будет выбрана неверно, транспортная компания может получить отрицательный опыт, столкнувшись с негативной реакцией и критикой со стороны пользователей на плохое обслуживание.

Архитектурные особенности

Сети Wi-Fi на транспорте организовываются с целью предоставления пассажирам услуг интернет-доступа, либо в рамках создания более масштабных инфраструктурных проектов. В первом случае, как правило, на транспортном средстве устанавливается модем с функцией роутера, который соединяется с опорной сетью с помощью сетей 3G/LTE/WiMAX либо с использованием спутникового канала. Во втором случае используются т.н. mesh-сети (от англ. «петля, ячейка сети»), основанные на децентрализованной схеме организации, где точки доступа не только предоставляют услуги абонентского доступа, но и выполняют функции маршрутизаторов/ретрансляторов для других точек сети. Перед классической архитектурой «сотовая сеть/роутер Wi-Fi» топология mesh имеет ряд преимуществ, так как она была специально создана для организации высокоскоростных устойчивых симметричных радиоканалов. Mesh-сети обеспечивают большую пропускную способность (до нескольких десятков Мбит/с) на мобильный объект, перемещающийся со скоростью до 250 км/ч.

Предоставляемые услуги

Как правило, ограниченная пропускная способность внешнего канала доступа (обычно она составляет 2-4 Мбит/с) не позволяет предложить пассажирам что-то большее, чем простой веб-серфинг, социальные сети и работу с электронной почтой. В целом, этого достаточно при коротких поездках по городу. Например, большинство пользователей (больше 80%) испанского оператора GOWEX используют Wi-Fi для входа в социальные сети:

В то же время, на транспортном средстве, особенно на дальних перевозках, может быть развернута многофункциональная развлекательная система с локальным хранением HD-контента, который может раздаваться по требованию (и за отдельную плату) по внутренней замкнутой сети Wi-Fi.

Сегментация рынка

В целом, мировой рынок услуг Wi-Fi на транспорте можно разделить на два основных сегмента:
- оказание услуг на городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро);
- оказание услуг пассажирам дальних рейсов на различных видах транспорта (железные дороги, междугородные автобусы, авиалайнеры, морские суда).

Для проектов Wi-Fi на городском пассажирском транспорте характерно наличие хорошо развитой инфраструктуры сетей 3G/4G, что сводит капитальные затраты по ним к установке простых и доступных абонентских точек доступа (за исключением метро), а также затратам на передачу трафика. Поэтому, как правило, такие проекты получают значительное распространение ввиду минимальных затрат и высокой рекламной эффективности. В целом их можно отнести к имиджевым или спонсорским, коммерческой прибыльности от них ожидать трудно.

Что касается развития сетей Wi-Fi в сегменте дальнемагистральных пассажирских перевозок, то для них характерно ограниченное развитие наземной сетевой инфраструктуры, что требует либо массовых инвестиций в ее развитие, либо дорогого спутникового оборудования и высоких затрат на аренду каналов. Особенностью этого сегмента является практическая невозможность использования обычного недорогого оборудования - оно должно быть специальным образом защищено и сертифицировано, что существенно увеличивает его конечную стоимость. С другой стороны, из-за относительно слабого покрытия сетей 3G/4G, потребность в онлайн-доступе посредством Wi-Fi сильно возрастает, и только усиливается в условиях большой продолжительности таких поездок. В итоге, услуги онлайн-доступа по Wi-Fi могут стать ключевым конкурентным преимуществом транспортной компании и реальным средством увеличения пассажиропотока и улучшения пользовательского опыта.

Бизнес-модели

Существует три основных бизнес-модели реализации проектов Wi-Fi на транспорте:
- спонсорская;
- платная;
- гибридная.

Спонсорская бизнес-модель с бесплатным предоставлением доступа Wi-Fi, наиболее распространена в проектах на городском пассажирском транспорте. Стоимость оборудования и затраты оператора на передачу трафика могут, с одной стороны, компенсироваться предоставлением рекламных площадей оператору на самом транспорте либо рекламными заставками, с другой – непосредственно муниципалитетом либо в рамках различных дополнительных договоренностей оператора и транспортной компании.

Для сегмента дальнемагистральных перевозок с большими затратами на развертывание сети и агрегацию трафика, доминирующей бизнес-моделью становится платная.

Гибридная бизнес-модель подразумевает, с одной стороны, бесплатный Wi-Fi доступ, но лишь для части пассажиров (бизнес-класс, в рамках программ лояльности и т.д.). С другой стороны, - предоставление Wi-Fi доступа всем, но с какими-либо ограничениями, как правило, - по времени пользования. Обычно это 15-60 минут бесплатного доступа в день, далее - доступ платный. Другой вариант этой модели – неограниченный доступ по времени с небольшой скоростью, и повышение скорости доступа за плату (Freemium).

Хотя стоит отметить, что бизнес-модель с бесплатным для конечного пользователя доступом Wi-Fi становится сегодня доминирующей на развитых конкурентных рынках. По оценке экспертов, на каждый евро, заработанный компанией на платном Wi-Fi доступе, приходится минимум 5 евро от роста продаж билетов вследствие предложения пассажирам бесплатного Wi-Fi на борту.

В целом, бизнес-кейсы внедрения Wi-Fi на транспорте практически никогда не достигают окупаемости за счет непосредственно предоставления интернет-доступа для конечных пользователей. Их бизнес-эффективность и даже прибыльность стоит рассматривать исключительно в рамках той дополнительной ценности для потребителя, которую они создают по отношению к базовым услугам (услуги пассажирских перевозок), и как следствие, увеличивают и потребление.

В зависимости от выбранной бизнес-модели, различным будет и уровень проникновения услуг Wi-Fi на транспорте. Как правило, число пользователей бесплатного Wi-Fi на порядок превышает число пользователей платных сервисов.

Сравнительное проникновение услуг платного/бесплатного Wi-Fi в поездах некоторых компаний в Европе, 2011 г.
Железнодорожная компания/страна    Процент пользователей платного Wi-Fi    Процент пользователей бесплатного Wi-Fi
National Express (Великобритания)Н/д    12% всех пассажиров, 85% владельцев ноутбуков
Thalys (Бельгия)                        1% всех пассажиров    25-30% пассажиров бизнес-класса
SJ Trains (Швеция)                   1% всех пассажиров    20% пассажиров бизнес-класса
UTA (США)                        Н/д    10% всех пассажиров

Источники: EURAILmag, J’son & Partners Consulting

Основные проекты в мире

Говоря о развитии проектов Wi-Fi на транспорте, можно прийти к выводу о своеобразной «специализации» регионов. В Европейском Союзе в условиях большой популярности высокоскоростного железнодорожного транспорта, больше всего проектов Wi-Fi связано именно с ним. Стоимость доступа Wi-Fi на железных дорогах приведена в таблице:

Сравнительная стоимость Wi-Fi-доступа на железных дорогах в мире
РЖД/«МегаФон»    Thalys Бельгия    SJ2000 Швеция    SNCF TGV, Франция    Shinkansen,
Япония    Amtrak, США    CRH, КНР
USD 3,19/час USD 8,36/час; USD16,76/вся поездка    USD 5,90/30мин; USD15/вся поездкаUSD 6,50/1 час USD10/вся поездка    USD 1,5/3 часа плюс USD 3,8 за сам доступ Бесплатно Бесплатно

Источники: данные компаний, J’son & Partners Consulting, май 2013

В США, из-за традиционного доминирования автотранспорта, самые крупные проекты Wi-Fi на транспорте связаны с автобусными компаниями. Кроме того, мобильность населения США, его высокая платежеспособность и развитость рынка авиаперелетов внутри страны в целом, привели к масштабным проектам по предоставлению услуг Wi-Fi и на борту авиалайнеров.

Что касается стран Юго-Восточной Азии, то проекты Wi-Fi здесь, в основном сконцентрированы в Японии и Китае, а основная ставка, как и в Европе, делается на предоставление услуг доступа на высокоскоростном железнодорожном транспорте. Перед остальными развивающимися странами, более актуальными задачами являются строительство и модернизация транспортной инфраструктуры, повышение платежеспособности населения и развитие национальных экономик в целом, чем конкурентная борьба за увеличение пассажиропотока на единицы процентов и повышение уровня предоставления услуг транспортными компаниями развитых стран.

Ниже приведены некоторые примеры использования Wi-Fi на транспорте в мире:

Наиболее известным международным разработчиком решений с использованием спутникового канала для связи с ядром сети оператора, является швейцарская компания OnAir, бортовое оборудование которой, как правило, используется не только для организации сети Wi-Fi, но и для обеспечения на борту голосовых и data-сервисов сотовой связи. OnAir работает с 14 авиакомпаниями, в том числе с российским ОАО «Аэрофлот».

Помимо классической топологии организации сети Wi-Fi на борту воздушного судна «роутер – бортовой сервер – спутник – наземная инфраструктура», существует и другая, где специально созданная сеть сотовой связи «светит» в небо. Пока такой сетью покрыты лишь США. Компания Aircell (бренд Gogo) запустила сеть «воздух - земля» (Air-To-Ground, ATG) по технологии CDMA EV-DO с полосой в 3 МГц в коммерцию в 2008 г.    

Государственный телекоммуникационный оператор Индии BSNL представил в этом году модули Wi-Fi для личного транспорта (USD 92-110) с внешней антенной. Скорость доступа таких роутеров составляет до 3,1 Мбит/с, они работают на развернутой по всей стране сети CDMA EV-DO. Роутеры, как планируется, будут устанавливаться на автомобилях топ-менеджмента самого оператора, на такси, автобусах, поездах, других транспортных средствах. Планируется, что с октября 2013 года плата за внутренний роуминг по Индии будет отменена, что придаст новый импульс проникновению таких устройств на рынок, особенно в сфере перевозок между штатами.

Крупнейший автобусный оператор США Greyhound, обслуживающий ежегодно 25 млн. пассажиров на 13 тыс. маршрутах, оборудовал 800 своих дальнемагистральных автобусов в США и еще 100 в Канаде оборудованием Wi-Fi (беспроводные шлюзы Icomera Moovbox). Это стало частью более масштабной программы компании по привлечению новых клиентов, - в салонах переоборудованных автобусов также установлены розетки, LED-освещение и пр.    

Основные проекты в России

Российские сотовые операторы «большой тройки» развивают проекты Wi-Fi на различных видах транспорта в различных федеральных округах. При этом наметилась определенная специализация операторов. Например, «МегаФон» делает ставку на развертывание сетей Wi-Fi на железнодорожном транспорте с прицелом на платный доступ и коммерческий успех, попутно развивая сопутствующую инфраструктуру и занимаясь ликвидацией «белых пятен» в своей сети 3G. «ВымпелКом» активнее всего развивает проекты на городском общественном транспорте с бесплатным доступом (трамваи, троллейбусы, автобусы и такси), как по рекламной модели, так и по модели расчетов с транспортными предприятиями.

Также "ВымпелКомом" был реализован пилотный проект по предоставлению WiFi на Сокольнической линии московского Метрополитена. МТС развивает Wi-Fi как на железнодорожном, так и на городском транспорте, и реализует как коммерческую, так и рекламную модель. При этом в случае, когда сервис предоставляется на коммерческой основе, в отличие от схемы, используемой компанией «Мегафон», МТС взимает плату с транспортного предприятия, а не с конечного потребителя услуги – пассажира. Отдельно стоит отметить масштабный пилотный проект МТС в Московском метрополитене по оборудованию всех 180 вагонов кольцевой линии точками доступа Wi-Fi.

В конце 2012 - начале 2013 г. московский метрополитен при содействии департамента транспорта Москвы несколько раз объявлял аукцион на строительство сетей сотовой связи с возможностью подключения к Wi-Fi, однако крупнейшие операторы сочли такой проект для себя экономически невыгодным и проигнорировали торги. В результате в конце июля 2013 г. победителем аукциона на строительство и эксплуатацию сети Wi-Fi стала компания «Максима Телеком», которая планирует окупить проект за счет рекламы.

Драйверы и сдерживающие факторы

Основные драйверы роста рынка Wi-Fi на транспорте:
- стремительный рост проникновения и удешевление смартфонов, планшетов и других устройств, поддерживающих Wi-Fi.
- сравнительно быстрый рост благосостояния населения стран БРИК и ЮВА, а также реализация Китаем масштабных инфраструктурных проектов.
- преимущества самих технологий семейства 802,11 (дешевизна, массовость и универсальность)
- масштабное сотрудничество и роуминговые соглашения между владельцами крупнейших сетей Wi-Fi
- растущая роль Wi-Fi в разгрузке трафика сетей 3G/LTE.

Что же касается сдерживающих факторов развития сетей Wi-Fi на транспорте, то, прежде всего, это существующая на сегодня ограниченность рынка. Услуга доступа Wi-Fi на транспорте является либо премиальной (бизнес-класс в поездах, авиалайнеры и морские круизы) с потенциально ограниченной аудиторией, либо – массово доступной, но напрямую конкурирующей с уже работающими сетями 3G/LTE как в случае с городским муниципальным транспортом.

Среди других сдерживающих развитие рынка факторов можно выделить следующие:
- сложность окупаемости и отсутствие универсальной бизнес-модели
- конкуренция Wi-Fi на транспорте с сетями 3G/LTE
- неготовность некоторых муниципалитетов и транспортных компаний идти на сотрудничество с операторами
- высокие затраты на организацию транспортного канала в независимости от вида транспортного средства
- необходимость умощнения сетевой инфраструктуры
- необходимость использования дорогостоящего защищенного и сертифицированного оборудования

Прогнозы и перспективы развития рынка
По прогнозам Informa Telecom & Media, в ближайший год на хот-споты на транспорте придется 15,8% разгруженного трафика сетей 3G, - столько же, сколько и на хот-споты в кафе и ресторанах. В целом тенденция дальнейшего увеличения разгрузки мобильного трафика за счет сетей Wi-Fi будет лишь нарастать, достигнув к 2017 г. уровня 46%. Это положительным образом скажется на росте рынка Wi-Fi, в том числе и на транспорте.

В основном, коммерческие перспективы развития российского рынка услуг Wi-Fi на транспорте в основном связаны с железнодорожными пассажирскими перевозками, в то время как совместные проекты с муниципалитетами на городском общественном транспорте еще находятся на стадии «обкатки» бизнес-моделей и пока что носят, скорее, имиджевый характер.

Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting