28 октября 2013 г.
Вторая попытка наступления Microsoft на планшетный рынок стартовала во вторник, когда были представлены Surface 2 и Surface Pro 2. Компания надеется, что ее обновленные планшеты смогут устранить неприятный осадок от провала первого поколения Surface.Но и теперь возникли трудности уже с первого дня. В тот же вторник - день старта Surface v,2 - Apple постаралась переключить всё внимание на себя, представив рынку сразу две новые модели iPad.
Назовем главные трудности Microsoft с ее планшетами Surface 2 и Pro 2, как видит их CRN/США.
RT? Забудем об этом
Microsoft признала неудачу с названиями и решила это исправить. Джек Коуитт, менеджер по продукту Surface, заявил австралийской газете ARN: «Мы думаем, что на рынке создавалась некоторая путаница в прошлом году по поводу разницы между Surface RT и Surface Pro. … Мы хотим сделать так, чтобы люди поняли, что это два разных продукта, предназначенные для двух разных категорий пользователей».
Достаточно ли названия «Surface 2», чтобы отличить его от «Surface Pro 2»?
Для OEM-производителей задача установить различия между планшетами второго поколения с Windows RT 8.1 и «обычной» Windows 8.1 стала даже еще труднее - Microsoft решила отказаться от аббревиатуры «RT». И как теперь производителям отличать ARM-планшеты «с RT» от более мощной платформы с Windows 8.1?
VAR`ы по-прежнему исключены
Старые обиды помнятся долго. Хотя Microsoft и авторизовала ряд крупнейших оптовых реселлеров продавать планшеты Surface в США, большинству VAR`ов по-прежнему закрыта дорога к этим продажам. Компания продолжает намекать, что ее прежняя позиция смягчается. В начале этого месяца CRN сообщал, что Microsoft будет расширять свою реселлерскую программу, но только по приглашениям. Были также сообщения, что у компании есть планы открыть реселлерскую программу в Австралии для всех VAR`ов.
И всё же пока Microsoft официально не откроет программу реселлерских продаж Surface, VAR`ы вряд ли перестанут испытывать раздражение по поводу того, что ими просто пренебрегли. Тем временем системные интеграторы уже продвигают альтернативы - планшеты с Android и iPad, и заказчики их приобретают.
OEM-партнерства распадаются
Некоторые производители ПК, долгое время охотно сотрудничавшие с Microsoft, возмущены необходимостью конкурировать с ее продажами оборудования, а именно планшетов. Microsoft тоже не может этого не замечать. В отчете по форме 10-K за 2012 г., представленном в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), компания признала: «Кроме того, наши устройства Surface будут конкурировать с продуктами, выпущенными нашими OEM-партнерами, что может повлиять на их приверженность нашей платформе».
Негибкость и амбиции Microsoft в продвижении своих планшетов могут ударить по самой же компании. Acer, Lenovo и Hewlett-Packard уже начали пробовать альтернативные ОС для своих ноутбуков начального уровня. 10 октября HP объявила о партнерстве с Google в выпуске ноутбуков Chromebook бизнес-класса. Lenovo, прекратившая выпуск планшета с Windows 8 RT, подтвердила, что работает над Android-трансформером IdeaPad A10 с сенсорным экраном.
Нельзя медлить на корпоративном рынке
Именно сейчас Microsoft должна расширить свою стратегию выхода на рынок с Surface, говорят эксперты. Компания не спешит широко открыть каналы продаж через реселлеров, и это ошибка, говорит Тиртанкар Сен, старший аналитик, Partners and Ecosystems, Forrester Research.
Он считает, что первоначальный план Microsoft - ограничить количество реселлеров - был правильным. «Это почти исключило для реселлеров конкуренцию при продажах коммерческим заказчикам и позволило компании проще и быстрее получить обратную связь на свою программу партнерства, чтобы ее подправить», - сказал он. Но теперь, во втором раунде, Microsoft должна открыть Surface Pro 2 более широкому рынку и подключить гораздо более широкую экосистему партнеров с тем, чтобы они строили интегрированные решения и приложения для вертикалей на базе ее планшета, говорит Сен. «Microsoft должна действовать быстро», - предупреждает он.
Неумение продавать на новом рынке
Да, Microsoft умеет продавать игровые консоли Xbox и мелкую периферию для ПК, но продажи планшетов - это более сложный процесс, говорят эксперты. Компании следует всё же вступить в канал дистрибуции и перестать заниматься не своим делом, управляя производством Surface 2 и продвижением запасов, говорит Сен из Forrester. «Им нужно быстро расширить количество реселлеров, но верно выбрать VAR`ов», - говорит Сен. «Учитывая ограниченную модель непрямых продаж в США и полученные уроки (списание 900 млн. долл. по нераспроданным запасам Surface), компании следует быть более гибкой в дальнейшем по мере выхода на другие рынки и в другие страны», - пишет Сен в аналитической записке.
Сначала устранить недочеты
Крупные национальные прямые реселлеры в США (DMR), которые хорошо знают стратегию Редмонда, также считают, что компании следует двигаться в канал - но не в срочном порядке. Планшет Surface «просто не готов к тотальным продажам», - утверждает Адам Шаффер, старший вице-президент по маркетингу PCM (ранее PC Mall), одного из крупнейших поставщиков решений в США. Он считает, что Surface 2 и Pro должны устранить недостатки, обычные для продуктов в первом поколении, например, малое время работы от батарей. Но стратегию выхода на рынок нужно всё же менять, говорит он. Шаффер и другие DMR - CDW и PC Connection - указали также на то, что экосистема приложений для Surface 2, поддержка услуг и само ПО еще плохо «пропеклись».
BYOD: полный штиль
Неприятный факт для Microsoft, касающийся BYOD: почти 75% личных мобильных устройств в организациях - это продукты с iOS, а большую часть остального парка составляет Android, согласно последнему отчету Good Mobility Index фирмы Good Technology. Surface даже не попал в «зону обнаружения». Эта доля будет меняться, но аналитики говорят: Microsoft давно упустила преимущество пионера на рынке, которое получили Apple и Android.
OEM-производители - против
Если у кого-то остались сомнения, что OEM-производители раздражены решением Microsoft продвигать собственный планшет Surface конкурируя с ними, то вот комментарии, которые показывают, как относятся к этому HP, Lenovo и Acer. Главный управляющий HP Мег Уитман недавно сказала: «Давние партнеры, имеющиеся у HP, такие как Intel и Microsoft, всё больше становятся прямыми конкурентами». Тодд Брэдли, глава ПК-подразделения HP, сказал в интервью Citeworld: «Я бы не назвал Surface конкурентом… Он несколько медленный и не во всем отлажен, что сразу бросается в глаза, когда начинаешь на нем работать. И он дорог».
Председатель правления и главный управляющий Acer Дж.Т. Ван заявил The Financial Times: «Мы сказали Microsoft: подумайте еще, подумайте, как следует. Ваши действия создают огромное отрицательное давление на экосистему, и другие бренды могут отреагировать негативно. Это не то, в чем вы сильны».
Нехватка приложений
Наша подсказка для Microsoft: всё дело в приложениях! В случае Surface это верно указывает на главную проблему продукта. Отсутствие достаточного спектра приложений - одна из главных трудностей Microsoft в ее соперничестве с Apple и Android. На сегодня в Windows Store 100 тыс. приложений - против 1 млн. на Google Play и 900 тыс. в App Store у Apple. С запуском Windows 8.1 будут добавлены новые приложения, но надо признать: многие из этих 100 тыс. - среднего качества и ниже, и мало кому нужны. Этот недобор по качеству и количеству еще очевиднее для пользователей Windows 8.1 RT - для них нет другого источника ПО, кроме Windows Store.
Так что же такое Surface?
Но самый большой вопрос для Microsoft - это, наверно, сам Surface. Что это - планшет или замена ноутбуку? Панос Панай, корпоративный вице-президент Microsoft, сказал, представляя новый Surface в Нью-Йорке: «Я хочу, чтобы было предельно ясно, для чего мы предназначаем Pro. Это должен быть самый быстрый ПК, который вы выберете, и точка. Многих вводит в заблуждение форм-фактор - он был задуман как ПК».
Surface Pro 2 весит 907 г - почти как ультрабук. При цене 900 долл. (без клавиатуры) он выходит на ценовую отметку ноутбука. Microsoft даже продвигает его как «два-в-одном». Surface 2, стоящий от 350 долл., включает предустановленный Office. Но Microsoft пока не предложила «тактильный» Office для Windows 8.1, и пользователи Surface 2 будут вынуждены купить клавиатуру, чтобы получить отдачу от Office. Пока Microsoft ясно не позиционирует Surface для потенциальных пользователей, они могут еще долго воздерживаться от его покупки, выбирая вполне понятный iPad или гибридные ультрабуки-трансформеры.
© 2013. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.
Источник: Том Спринг, CRN/США