8 ноября 2013 г.
С началом эры пост-ПК разработчики сайтов и веб-сервисов оказались перед выбором: оставлять ли мобильные версии своих сайтов наряду с «полноценными»? Или сайты должны стать адаптивными и самостоятельно подстраиваться под разные размеры экранов? Ответ на этот вопрос, кажется, найден.Продажи планшетных компьютеров в мире продолжают расти, хотя и не так быстро, как раньше. По данным IDC, в третьем квартале 2013 года глобальные поставки планшетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 36,7% и составили 47,6 млн. устройств. При этом продажи устройств Samsung подскочили за год на 129%, Lenovo - на 403%, Acer - на 346%.
Компьютерный мир уверенно вступает в эру пост-ПК: все больше людей регулярно выходят в Интернет при помощи мобильных устройств, и все меньше используют для этого традиционные персональные компьютеры.
Это новый вызов для веб-разработчиков: им приходится адаптировать свои сайты сразу и для ПК, и для ноутбуков, и для планшетников, и для смартфонов. Более того, сейчас продается такое огромное количество устройств с разными размерами экранов, что угодить одновременно всем пользователям, создав идеальное решение для каждого из них, практически невозможно. По этой причине многие веб-дизайнеры стали осваивать создание сайтов с адаптивным дизайном. Иными словами, вместо традиционного разделения веб-страниц на две версии (мобильную и «полноразмерную») они все чаще создают сайты, которые могут подстраиваться под устройства, с которых на них заходят.
Технология адаптивных макетов сайтов позволяет растягивать или сжимать веб-страницы таким образом, чтобы их размер становился оптимальным для разных типов экранов.
Но существуют и иные способы решения этой проблемы. Некоторые владельцы интернет-сервисов отказываются от поддержки мобильных версий своих сайтов и делают ставки на отдельные, нативные приложения для iOS, Android и других мобильных ОС. Другие переводят все свои сервисы на новую технологию HTML5.
Каждое решение имеет свои плюсы и минусы. Эту проблему исследовали аналитики BI Intelligence. В их новом докладе* технологии адаптивного дизайна веб-страниц сравниваются с другими инструментами оптимизации веб-сервисов.
Вот несколько главных выводов, к которым пришли эксперты.
1. Адаптивный дизайн работает лучше, чем мобильные приложения. Несмотря на всеобщий бум разработки мобильных приложений каждым отдельным интернет-сервисом, их значение переоценено. Исследования показывают, что приложения как способ потребления контента доминируют только в США, а в других странах большинство пользователей привыкли использовать мобильные телефоны примерно по такому же сценарию, как и ПК. Браузер невероятно востребован среди владельцев смартфонов и в Европе, и в Азии.
Не стоит забывать также о том, что разработка мобильных приложений -удовольствие, как правило, дорогое, инвестиции далеко не всегда оправданы. Особенно в случае с владельцами небольших компаний и небольших же медийных площадок.
2. Технология адаптивного дизайна стала «золотым стандартом» в сфере веб-дизайна во многом благодаря тому, что эту концепцию поддержала Google. В середине 2012 г. компания перевела все свои сайты на новую технологию и публично заявила о том, что считает ее лучшей стратегией для сайтов, ориентированных на пользователей мобильных устройств.
3. Тем не менее, адаптивный дизайн - это всегда компромисс. Поэтому рекомендовать его можно только тем разработчикам, чьи сайты одинаково хорошо (или плохо) востребованы как среди пользователей ПК, так и среди тех, кто предпочитает потреблять контент на мобильных устройствах.
Идеального адаптивного дизайна, который одинаково хорошо работал бы на устройствах разных размеров, попросту не существует. Главный недостаток этой технологии - относительно невысокая скорость загрузки. Из-за того, что кода на страницах сайтов с адаптивным дизайном много, загружаются они традиционно медленнее. Это хорошо заметно в России, где быстрый Интернет все еще не стал общенациональным стандартом. Поэтому в странах третьего мира отдельные версии сайтов для пользователей ПК и владельцев мобильных устройств - все еще самая выигрышная стратегия.
4. Сегодня главным драйвером ИТ-отрасли стали «умные» телевизоры. Пользователи заходят с них в Интернет все чаще и чаще. Поскольку отдельную версию сайта для любителей «умного ТВ» разрабатывать дорого и далеко не всегда оправданно, а создавать для них сторонние приложения все еще почти всегда невозможно, то у разработчиков остаются два варианта: либо игнорировать этот самый быстрорастущий сегмент рынка, либо использовать преимущества адаптивного дизайна.
5. «Шаблонная» подстройка часто не работает. Дело в том, что требования пользователей мобильных и стационарных устройств зачастую сильно отличаются. Возьмем, к примеру, сайт крупного банка. Если его клиент заходит на сайт с ПК, то, скорее всего, он будет усиленно «серфить» по самым разным разделам сервиса. Тех же пользователей, которые зашли на сайт с мобильного телефона, наверняка в первую очередь заинтересует информация о ближайших отделениях и банкоматах. Или курс валют. Адаптивный дизайн все эти нюансы и особенности учесть не может по определению. Поэтому перед тем, как решать, как должна выглядеть мобильная версия вашего сайта, стоит задуматься над тем, как обычно его используют пользователи планшетов и смартфонов.
* https://intelligence.businessinsider.com/the-rise-of-responsive-design-2013-6?utm_source=House&utm_medium=Edit&utm_term=RD&utm_content=link&utm_campaign=BIIMobile
Источник: Константин Шиян, независимый журналист