15 ноября 2013 г.
Пожалуй, мало кто станет отрицать, что iPhone компании Apple изменил всю индустрию мобильных гаджетов и стал предвестником начала всеобщего увлечения смартфонами, которое мы наблюдаем сейчас.Этот гаджет полностью изменил ИТ-индустрию, оказав серьезное влияние на весь мир цифровых технологий. И хотя сейчас многим кажется, что iPhone больше не самый инновационный гаджет, его влияние оказалось поистине огромным.
Культовое издание Slate попыталось* представить, каким был бы сегодня мир высоких технологий и потребительской электроники, если бы Стив Джобс в 2007 году не показал миру первый iPhone. Вот каких технологий у нас возможно не было бы без iPhone и по сей день.
1. Сенсорные экраны, управляемые пальцами. Когда Стив Джобс презентовал iPhone, он заявил, что лучшего инструмента для использования гаджетов, чем палец, не существует, а потому добился от своих инженеров разработки сенсорного дисплея, которым можно было бы управлять пальцами, а не стилусом. До iPhone в индустрии было принято два стандарта: обычные физические кнопки, как у BlackBerry, и отвратительные резистивные экраны, которые для работы требовали использования сразу двух рук и стилуса.
Отказ от стилуса и всех физических клавиш в 2007 году казался не столь очевидным решением, каким кажется сегодня. Стива Джобса и отсутствие у iPhone всех кнопок кроме одной критиковали едва ли не все - от конкурентов в лице BlackBerry (тогда еще - Research in Motion) и Microsoft, до друзей Джобса, которым он показывал работающий прототип во время личных встреч. Но Джобс настаивал на том, что люди могут использовать для управления смартфоном только сенсорный экран и только пальцы, и этот принцип впоследствии стал стандартом для отрасли.
2. Принципиально новый софт для смартфонов. До появления iPhone в индустрии мобильных гаджетов властвовали Microsoft с ее Windows Mobile и BlackBerry, устройства которой работали на их собственной проприетарной ОС. Канадцы делали ставку только на одну функцию - мгновенный обмен электронными письмами по защищенному протоколу - и полагали, что все остальные возможности смартфонов не более чем баловство. Инженеры из Редмонда исповедовали принципиально другой подход, чем тот, которым руководствуются производители «умных» телефонов сегодня. По их мнению, смартфон должен был быть эдаким карманным ПК, вся логика интерфейса которого должна повторять логику управления ПК.
Стив Джобс изменил подход и вместе с iPhone представил и принципиально новую операционную систему. Главная особенность iOS - абсолютный примитивизм: иконки всех приложений размещались прямо на главном экране, а сами они запускались исключительно в полноэкранном режиме. Только приложения - и ничего лишнего.
Подход Apple оказался крайне удачным: пользователи, которые до сих пор считали смартфоны слишком сложными для каждодневного использования, получили возможность по-новому взглянуть на эти устройства. Интерфейс iPhone оказался настолько прост, что не разобраться в нем было невозможно.
Позже стало очевидно, что меняться надо всем: гаджеты BlackBerry перестали игнорировать мультимедийные возможности, Microsoft создала для смартфонов принципиально новую систему, а Android многие злые языки и вовсе называли «точной копией iOS». Подход к интерфейсам мобильных устройств стал принципиально другим. А армия поклонников смартфонов разрослась до невероятных размеров.
3. Быстрый мобильный Интернет. Появление iPhone изменило структуру потребления медийного контента в Сети. Так, пользователи гаджетов Apple с самого начала и до сих пор остаются самыми активными пользователями мобильного Интернета в мире. Это стало стимулом для мобильных операторов развивать инфраструктуру 3G, хотя первое поколение iPhone даже не имело модуля для 3G-связи.
Тем не менее, мобильный браузер Apple Safari оказался настолько отзывчивым и быстрым, что это заставило меняться всю индустрию. До iPhone мобильным версиям сайтов разработчики уделяли гораздо меньше внимания, чем сегодня. А операторы не стремились развивать технологии мобильного доступа в Интернет - по крайней мере, так, как стремятся сегодня.
Распространение быстрого доступа в Интернет на базе технологий мобильных операторов - одна из самых значимых заслуг iPhone даже перед теми пользователями, которые ненавидят Apple.
4. Принципиально новый способ дистрибуции приложений, и не только мобильных. В июле 2008 года Apple представила AppStore - онлайн-магазин приложений, доступ к которому можно было получить прямо из iPhone. До сих пор для того, чтобы на смартфоне появилась новая программа, к нему нужно было подключить компьютер, и пройти стандартную процедуру установки нового ПО. Apple все изменила: найти новое приложение и купить его стало так же просто, как приобрести музыку в iTunes.
А для того, чтобы AppStore не превратился лишь в один из способов получения программ, а действительно стал единственной площадкой для них, Apple решила на программном уровне запретить пользователям скачивать приложения из других источников. Метод ограничения сработал, и теперь большинство пользователей смартфонов привыкли к тому, что загружать приложения нужно из «центрального» магазина.
Сейчас ассортимент в AppStore приближается к миллиону приложений, а общее количество скачиваний давно перевалило за отметку 50 млрд. раз. Магазин Apple стал крупнейшим виртуальным магазином ПО в истории. Разработчики мобильных приложений получили возможность зарабатывать миллионы долларов, что вывело качество их продукта на новый уровень.
Принцип дистрибуции приложений, предложенный Apple, оказался настолько успешным, что его стали применять и в индустрии ПК, которая к тому моменту уже сформировалась.
5. Принципиально новый функционал смартфонов. C подачи Apple в современных смартфонах появились, например, гироскопы, а к ним - приложения-шагомеры и программные инструменты для поддержания здоровья пользователей. Тренд поддержала Samsung, крупнейший производитель смартфонов на Android. И теперь никого не удивляет желание использовать смартфон для подсчета калорий, количества сделанных за день шагов, определения пульса и т.д.
Вместе с тем пользователи мобильных гаджетов стали их использовать для учета семейных финансов, для навигации, для прослушивания музыки и т.д.
6. Появление планшетов и революция на рынке ПК. Когда Стив Джобс впервые представил планшет iPad, многим это казалось ошибкой. Мол, какой смысл покупать «увеличенный iPhone»? Большинство претензий относилось к тому, что в качестве ОС Джобс использовал iOS, а не OS X. Но потребительский рынок рассудил иначе.
Мобильная операционная система стала очень гармонично смотреться на 10-дюймовых устройствах с сенсорными экранами, а AppStore сформировал для нового устройства полноценную экосистему программных продуктов.
До iPad планшетные компьютеры, конечно, были, но они использовали «полноценные» операционные системы для ПК. И поэтому их почти никто не покупал, а рынок этих устройств казался нишевым.
7. Революция в индустрии компьютерных развлечений. iPhone и iPad стали новым отраслевым стандартом для разработчиков игр и приложений. До появления iPhone любители игр использовали только ПК и специализированные игровые консоли, но смартфон Apple буквально за пару лет превратился в главную игровую платформу планеты. Без iPhone мир бы вряд ли познакомился с Angry Birds и огромным количеством других казуальных игр, в которые сегодня играют десятки или даже сотни миллионов пользователей.
* http://www.atlantico.fr/decryptage/toutes-ces-choses-qui-auraient-jamais-existe-iphone-avait-pas-ete-invente-885385.html
Источник: Константин Шиян, независимый журналист