26 ноября 2013 г.
Компания J’son & Partners Consulting представляет основные результаты исследования «Подключенный автомобиль» (Connected Car): автомобильная телематика и информационно-развлекательные автомобильные системы, 2013-2017».«Подключенные автомобили» (Сonnected Сars)
С каждым годом устройство современного автомобиля становится сложнее. Регулярно пересматриваются и появляются новые стандарты качества и экологические нормы, предъявляются более высокие требования к безопасности и комфорту. Кроме того, от современного автомобиля уже требуется больше, чем просто выполнение классических функций средства передвижения.
По оценкам консалтинговой компании «СВД Встраиваемые Системы», в потребительском секторе ожидается более чем девятикратный рост решений для пассажирских автомобилей в горизонте 2013-2025 гг.
Автолюбителей ожидает широкий спектр новинок, разработанных для нового транспортного средства.
Структура решений для пассажирских автомобилей включает:
- Встроенные системы: включают встроенные коммуникационные модули, SIM и интеллектуально развлекательные системы. Ориентированы на решения в области безопасности, управления трафиком, оплаты проезда и т.п.
- Системы, привязанные к мобильному телефону (тетеринг - англ. tethering, от tether — привязывать, использование мобильного телефона в качестве точки доступа других устройств к услугам сети передачи данных оператора сотовой связи): телефон используется как связующее звено между автомобилем и сетью. Ориентированы на решения в области навигации и развлечений.
- Интегрированные системы: необходимые приложения интегрированы в автомобиль. Ориентированы на решения в области навигации и развлечений.
Системы мониторинга, обеспечивающие управление водителями, способны решать не только вопросы мониторинга ТС и управления логистическими процессами компаний, но и существенно повысить уровень безопасности ТС, а также сэкономить на его эксплуатации.
Сокращать расходы позволяют следующие инструменты:
- персонификация водителей – возможность анализа манеры вождения и сравнение экономической эффективности (время движения/пройденный путь/следование маршруту и пр.);
- контроль целевого использование автотранспорта и стиль вождения каждого водителя, что позволяет оптимизировать расходы на ремонт и техническое обслуживание ТС;
- контроль маршрутов и геозон;
- контроль расхода топлива;
- хронология движения.
Развитие встроенных систем сдерживается необходимостью создания и повсеместной установки встроенных модемов со специальной SIM-картой. В то время как для технологии тетеринга эта проблема решается просто – на основе общего IP-адреса.
Плюсы тетеринга:
- Использование менее дорогостоящего оборудования, по сравнению со встроенными системами.
- Предполагает прямые затраты на подключение и использование сервисов с точки зрения конечного пользователя.
- Положительное влияние на развитие внешних модемов. Внешние модемы будут более соответствовать современным требованиям, чем встроенные, учитывая быстрый цикл обновлений мобильных устройств.
Однако даже сторонники тетеринга признают, что эта технология подходит для предоставления лишь части опций и не позволяет, например, осуществлять удаленный контроль над автомобилем, следить за его перемещением в случае кражи и так далее.
Развитие технологии тетеринга предполагает:
- использование непосредственных возможностей (например, улучшение системы Bluetooth PAN/DUN профилей, улучшение pairing-процесса);
- достижение соглашения внутри индустрии о принципах работы нового поколения устройств для тетеринга (включающего WifiDirect).
Смартфон постепенно становится компонентом системы автомобиля.
Интеграция смартфонов и планшетов и операционной системы автомобилей позволяет слушать музыку онлайн, получать доступ к веб-данным, транслировать видео для пассажиров и многое другое. Многие автопроизводители предпочитают развивать технологии Connected Car, используя новые возможности смартфонов и планшетов, вместо того чтобы создавать и устанавливать какие-то встроенные устройства.
По прогнозам Juniper Research, к 2017 году доля подключаемых к смартфону транспортных средств может достигнуть 20% от общего числа потребительских автомобилей в Северной Америке и Западной Европе. В ближайшие пять лет ожидается производство порядка 90 млн. подключаемых автомобилей.
Мировые автомобилестроительные компании шаг за шагом превращают автомобили в смартфоны. В прошлом году Toyota добавила в свои модели поддержку беспроводной зарядки смартфонов. Финская Nokia объявила об интеграции своего нового картографического сервиса, а компания Google давно разрабатывает самоходные транспортные средства, которые открывают большие возможности для бизнеса.
Телематика и автомобильная промышленность
Развитие телематики не возможно без создания М2М-экосистемы. Ключевыми факторами ее создания являются различные принципы сбора информации, анализа информации и предоставление услуг, связанных с информацией.
Согласно оценкам J`son & Partners Consulting, к концу 2011 г. объем мирового M2M-рынка составил 108 млн. долл., но уже в 2015 г. он может вырасти до 359,3 млн. долл. Через три года на M2M-рынок будет приходиться 6% от общей абонентской базы мобильных операторов и 18,4 млн. устройств. Что касается российского рынка, то в 2015 г. он достигнет отметки в 107,5 млрд. руб. Ожидается, что телематика на развивающихся рынках будет расти наиболее быстрыми темпами (за исключением Китая).
Страховая телематика – рынок, который может принести значительные доходы, как потребителям, так и обществу в целом. Потребители получат возможность более точного отслеживания их стиля, за счет чего водители, использующие безопасный стиль езды, смогут снизить стоимость владения машины в части страховых премий. Глобальный рынок страховой телематики будет расти в среднем на 81% - с 5,5 миллионов человек, которые будут пользоваться ее услугами к концу 2013 года, до 107 миллионов в 2018 году. Таким образом, рынок новых ИТ-услуг страхования вырастет в 20 раз за 5 лет.
В 2011 году объем российского рынка составил 10 млрд. руб., в 2012 году – 12 млрд. руб. Ежегодный темп роста количества оснащений транспорта навигационным оборудованием держится на отметке 38-40% за последние несколько лет.
OEM-производитель – лицо, имеющее отношение к производству телематики OEM-способом, при котором этот продукт, продающийся розничным покупателям под оригинальным брендом, получается путём сборки типовых комплектующих и/или их кастомизацией. Компанию, которая занимается сборкой конечного продукта, называют OEM-производителем, а компанию, которая поставляет типовые комплектующие, — OEM-поставщиком.
В 2012 году доходы OEM-производителей от продажи оборудования составили 0,8 млрд. евро, в 2017 составят 1,7 млрд. евро. Среднегодовой темп прироста прогнозируется на уровне 16%. При этом среднегодовые темпы роста продаж оборудования будут выше среднегодовых темпов роста доходов при вторичных продажах (8%).
Основные доходы ожидаются не в сегменте прямых продаж оборудования (порядка 12,7% от всех доходов OEM-производителей в 2017 году), а от предоставления сервисов (66,7%), вторичных продажах (CRM и прочее) (13,6%) и передачи данных (8,1%).
Тем не менее, продажи оборудования будут одним из наиболее динамичных сегментов (среднегодовые темпы роста выручки от продаж оборудования за 2012-2017 годы составят 16%, тогда как аналогичный показатель для вторичных продаж будет равен порядка 8%).
Ряд других игроков рынка также активно участвует в развитии рынка автомобильной телематики вносят вклад в развитие «подключенных автомобилей».
Компания Intel объявила о запуске серии инвестиционных проектов в области автомобилестроения, основной целью которых будет разработка новых решений для автомобилей с развитыми коммуникационными возможностями. Компания Microsoft предлагает Windows Embedded Automative —встраиваемую операционную систему, основанную на Windows CE для использования в компьютерных системах в автомобилях.
Правительства и местные власти также заинтересованы в развитии Connected Car. В первую очередь государство привлекает возможность снизить заторы на дорогах. Технологии Connected Car позволяют использовать такие продвинутые методы управления трафиком как управление светофорами в режиме реального времени, что может снизить остановки на целых 40%, время в пути на 25% и потребление бензина на 10%. Эта экономия очень значимая с учетом того, что Международное энергетическое агентство ожидает удвоение парка пассажирских автомобилей в 2035 году (до 1,7 млрд.). В одном только Китае уровень проникновения автомобилей вырастет с примерно 50 машин на 1000 человек до 300 автомобилей на 1000 человек к 2035 году.
Операторы мобильной связи получат прямую выгоду от более высоких объемов трафика, обусловленных увеличением проникновения мобильных устройств и встроенных устройств на автомобильном рынке. Опираясь на свой опыт построения сетевой инфраструктуры, они могут развивать новый бизнес сосредоточенный вокруг M2M-услуг.
Кроме того, автомобильная телематика открывает новую нишу для использования Big Data. Сбор данных и информации с транспортного средства становится ключевым фактором успеха. Добавленная стоимость производится за счет интеллектуального анализа данных, используя опыт в конкретных областях (например, учет опыта водителя, предоставление услуг для всех заинтересованных сторон за счет глубокого понимание бизнес-моделей клиентов и т.д.).
Данные водителя – относятся к его профилю, его предпочтениям. Используя эти данные, автопроизводители, перевозчики и страховые компании могут предоставлять специализированные услуги на основе его привычек, разрабатывать страховые продукты, проводить мониторинг и т.д. Ниши в этой области, как правило, уже заняты крупными игроками и провайдерами телекоммуникационных услуг.
В целом, по прогнозам SBD, мировой рынок Connected Car с 2012 г. по 2018 г. вырастет в денежном выражении более чем в 3 раза и превысит 40 млрд. евро. При этом самым емким сегментом останется сегмент сопутствующих сервисов (информация о дорожном трафике, поддержка call-центров, развлекательные веб-сервисы и пр.). В 2018 г. он достигнет 24,5 млрд. евро по сравнению с 9,3 млрд. евро в 2012 г.
Еще более быстрыми темпами будут расти другие «составляющие» рынка Connected Car:
- продажа оборудования (например, телематические устройства) – рост в 5,75 раз (с 1,2 млрд. евро до 6,9 млрд. евро);
- услуги связи (например, мобильная передача данных) – рост в 5 раз (с 814 млн. евро до 4,1 млрд. евро).
Кроме того, в 2,5 раза (с 1,8 млрд. до 4,5 млрд. евро) вырастет на прогнозном интервале рынок телематических услуг.
Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting