9 декабря 2013 г.
На «круглом столе» с участием депутатов и ведущих экспертов российского рынка закупок ГосДума обсудила поправки к 44-му Федеральному закону о контрактной системе.Дискуссия затронула одно из важнейших его направлений – развитие стратегических информационных систем (ИС). По словам первого заместителя председателя комитета ГосДумы по науке и наукоемким технологиям Дмитрия Новикова, «тематика законодательных аспектов развития стратегических ИС в сфере закупок представляет в настоящее время высокую актуальность. Приоритетный характер рассмотрения состояния законодательства в ней определяется введением с 1 января 2014 года Федерального закона №44. Проблема развития стратегических ИС неоднократно поднималась в этом году, в том числе и на июльском Совете безопасности страны».
По словам ответственного секретаря учрежденной месяц назад Комиссии ГосДумы по стратегическим ИС Андрея Черногорова, «необходимость обсуждения также была продиктована жесткими сроками решения задач, поставленных Владимиром Путиным на октябрьском заседании Госсовета России, посвященного наведению порядка в сфере закупок».
По оценке генерального директора ОАО «Единая электронная торговая площадка» Антона Емельянова, «мы сегодня разрабатываем механизмы законодательного регулирования в секторе закупок – секторе экономики, объем которого превышает 15 трлн. руб. в год, что составляет 22,7% ВВП страны». «Это вполне сопоставимо с долей нефтегазового направления», - считает Емельянов.
По мнению участников дискуссии, построение эффективной и прозрачной системы закупок возможно лишь при наличии крупных современных информационных комплексов, объем закупок которых, по данным Андрея Черногорова, превышает 5 млрд. руб. ежегодно, что однозначно относит их к классу стратегических ИС». Однако, по его словам: «Отсутствие единообразия ИС, единых требований к ним, принципов их проектирования, несогласованность подходов к их созданию и т.п. стали причиной неразберихи и хаоса в этом сегменте. Вопросы регулирования законодательства в этой части и призвана решить недавно созданная Комиссия ГД», - говорит Черногоров.
Одной из проблем направления стратегических ИС в сфере закупок является отсутствие адекватной процедуры конкурсного отбора стратегических ИС. Для обеспечения принятия взвешенного решения о выборе компании-разработчика Антон Емельянов предложил схему, обязывающую заказчика стратегической ИС проводить специальную процедуру отбора, включающую в обязательном порядке конкурс прототипов ИС. В чем-то предлагаемая процедура аналогична существовавшей в советское время практике отбора стратегических технологических решений на основе оценки нескольких прототипов, создаваемых параллельно разными разработчиками. Известны примеры конкурсного отбора прототипов самолетов (Микоян, Туполев, Сухой), образцов ракетной техники (Челомей, Янгель) и ядерного оружия.
В мероприятии приняли участие представители большинства субъектов РФ. Региональным системам размещения заказа сегодня уделяется все большая роль. Участники отметили, что в числе регионов, достигших наибольших успехов: Москва, Санкт Петербург и Башкортостан.
Оживление участников дискуссии вызвал диалог между Минэкономразвития и Счетной палатой. Доклад представителя министерства о полной готовности крупнейшей стратегической ИС в сфере закупок Единой информационной системы (ЕИС), призванной заменить и усовершенствовать возможности ресурса zakupki.gov.ru, аудитр Палаты Максим Рохмистров подверг жесткой критике. Действительно, ЕИС сегодня находится в стадии проектирования и нуждается в существенных доработках.
По словам представителя одного из крупнейших поставщиков ОАО «Россети» Юрия Зафесова, «при построении стратегических информационных систем по закупочной деятельности необходимо обязательно учитывать наработанный опыт крупных инфраструктурных компаний по построению систем автоматизации, в том числе компаний, входящих в состав ОАО “Россетти”, позволяющих обеспечить контроль за полным циклом закупочного бизнес-процесса - начиная от формирования потребности pаказчика, заканчивая заключением и исполнением договоров. Это такие компании как ОАО “ФСК ЕЭС”, ОАО “МРСК Центра” и ОАО “Ленэнерго”».
Заместитель начальника Управления по организации закупочной деятельности Внешэкономбанка Евгений Селезнев акцентировал внимание на необходимости более детальной проработки законодательной базы в части условий и порядка осуществления закупок специализированных товаров, работ, услуг, а также подчеркнул необходимость учета опыта создания и применения стратегических ИС государственными корпорациями и крупнейшими компаниями с госучастием.
«Принятие поправок позволит российскому бюджету экономить ежегодно миллиарды рублей, которые сейчас теряются из-за отсутствия единообразия подходов к проектированию стратегических ИС в сфере закупок, единых требований к таким системам, дублированием процедур при их создании и т.п», - заключил Черногоров.
Предложенные к ФЗ №44 поправки могут быть утверждены Думой уже в начале следующего года.
Источник: Пресс-служба Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям: