16 декабря 2013 г.
J’son and Partners Consulting представляет основные результаты анализа рынка решений мобильной идентификации в России и мире. В исследовании приведены основные технологические направления сегмента мобильной идентификации в мире, рассмотрены существующие бизнес-модели, указаны данные по основным поставщикам услуг и спрогнозирован рост рынка на период до 2017г.Определение и возможности использования мобильной идентификации
Под мобильной идентификацией понимается аппаратно-программная идентификация пользователя на основе использования мобильного телефона через SIM-карту или SD-карту.
Основным инструментарием мобильной идентификации в мире является:
- одноразовые пароли;
- персональные идентификационные номера (PIN) и пароли;
- сертификаты открытых ключей (PKI);
- биометрические данные;
- токены разметки подтверждений безопасности (Security Assertion Markup Language - SAML);
- токены Java Web, используемые в развивающихся стандартах, таких как OpenID и OAuth Connect.
Эти учетные данные могут быть использованы для доступа к широкому спектру функций и услуг из любой точки мира и в любое время:
- к пособиям и льготам (например, медицинские услуги);
- доступ к физическим ресурсам (например, для входа в здание);
- доступ к логическим ресурсам (например, для входа в сеть);
- электронные подписи для онлайн-транзакций;
- доступ к другим терминалам вычислений (например, ноутбук входа в систему);
- защита данных на устройстве (например, шифрование данных);
- доступ к корпоративной информации;
- доступ к облачным сервисам и приложениям;
- финансовые услуги, такие как электронный банкинг, мобильные и онлайн-платежи.
Текущее состояние и прогноз мирового рынка мобильной идентификации
Технология получила распространение в странах Северной Европы, Прибалтике, Западной Европе, некоторых странах Восточной Европы, США, Аргентине и ряде стран Африки. В настоящее время странами – лидерами в их применении являются:
- Финляндия
- Турция
- Швеция
- Эстония
- Шри-Ланка.
Тем не менее, на сегодняшний день вовлеченность абонентов в сервисы мобильной идентификации пока лишь в начальной стадии роста и исчисляется сотнями тысяч пользователей.
В страновом разрезе национальные рынки мобильной идентификации представлены в таблице 1.
В тех странах, где технология уже была внедрена, рост числа подписчиков сервисов мобильной идентификации или мобильной подписи весьма значителен. Например, в Турции – более 80% в год, в Европе в среднем более 120% и более 300% в Эстонии. В глобальном масштабе цифры еще более высоки за счет вовлечения новых территорий и эффекта низкой базы.
Несмотря на раннюю стадию развития рынка, во многих странах наблюдается активный процесс законодательного регулирования формирующегося рынка, который является частью сегмента электронной идентификации личности. Документы, удостоверяющие личность, которые выдаются гражданам, выполняют не только обычные функции, но и поддерживают электронные технологии, делая документы гражданина идентификационной картой. В некоторых странах развитие электронных ID уже достигло второго поколения и миллионы граждан используют свои электронные ID регулярно.
Текущее состояние и прогноз российского рынка мобильной идентификации
Решения в области мобильной идентификации, существующие на российском рынке, тесно связаны с развитием программы «Электронное правительство». Основными поставщиками решений в области мобильной идентификации являются: Ситроникс Микроэлектроника и «Аладдин Р.Д.»
Востребованность технологии мобильной идентификации определяется кругом практических задач, решение которых она способна упростить.
Иностранный опыт говорит о применимости и наиболее частом использовании технологии в следующих решениях:
- Доступ к государственным услугам;
- Мобильный банкинг;
- Электронная коммерция,
- Корпоративные задачи в управлении доступом.
Мобильная идентификация личности находится на стадии раннего роста. В ряде стран данная технология уже нашла свое применение и обладает значительным потенциалом роста до 3 млрд долл. к 2017г.. Среди ключевых барьеров, препятствующих быстрому распространению подобной услуги, можно выделить законодательные пробелы, отсутствие общепринятых технологических стандартов и консерватизм населения.
В Российской Федерации по оценкам J’son & Partners Consulting существует значимый рыночный потенциал для внедрения мобильной идентификации с потенциально абонентской базой в 7 млн чел. к 2017г., однако в настоящее время эта технология слабо используется.
Источник: Пресс-служба компании J’son and Partners Consulting