9 января 2014 г.

Фото с сайта www.panasonic.ru
Продвижению стандарта UltraHD, также известного как 4К, способствуют  разные факторы – от появления топовых устройств, работающих с 4К-видео, до технологических провалов, но рыночные перспективы стандарта по-прежнему весьма туманны.

Под конец года Sony и Panasonic объявили о расторжении соглашения, предусматривающего совместную разработку OLED-панелей. Заключенное полтора года назад – в июне 2012  г. – соглашение предусматривало вывод на рынок крупногабаритных OLED-панелей совместной разработки до конца 2013 г. Обе японские компании на выставках уже демонстрировали OLED-прототипы, однако дальше  этого дело не пошло, хотя Samsung и LG выпускают коммерческие OLED-модели. Правда, они весьма дорогие – цена модели с диагональю 55 дюймов зашкаливает за 10 тыс. долларов, а поэтому не очень популярны. По данным  NPD Display Search, в 2013 будет продано всего 5000 таких телевизоров. Интересно, что компания понизила прогноз в четыре  раза, изначально считая, что емкость рынка составит 20 тыс. устройств. Правда, остается неясным, почему Sony и Panasonic отказались от разработок в этом направлении: привела ли к этому  низкая популярность OLED, или наоборот – провал совместных разработок  обусловил  такое  состояние рынка.

Технологическая неудача  японцев имеет интересный побочный эффект – представители Sony и Panasonic заявили о том, что теперь компании фокусируются на создании 4К-телевизоров, правда, о новом партнерстве объявлено не было. Усилия двух грандов рынка – даже разрозненные – способны гальванизировать перспективный стандарт. Впрочем,  чудес ожидать не следует.

Конечно, развитие технологий приводит к большей доступности телевизоров с большой диагональю, а рост последней  требует увеличения разрешения. Простое «растягивание» картинки ничего не дает, так как в этом случае пользователь не получает преимуществ (детализация не растет), более того, восприятие изображения может оказаться даже хуже (станет  заметна пикселизация). Использование цифровых методов обработки изображения ситуацию с пикселизацией несколько смягчает, но ведет к дополнительному «замыливанию» изображения. Словом, в данном случае увеличение разрешения – практически единственный путь. Но тут возникают другие технические проблемы.

Современные носители данных и каналы передачи справляются с доставкой FullHD-контента, но на UltraHD они не рассчитаны. Например, полноразмерный фильм в UltraHD никак не помещается на BluRay. Конечно, оптические диски уходят в прошлое как класс, но спутниковые, эфирные и кабельные каналы к «UltraHD-ready» также не готовы. Ситуацию смягчает распространение IP-TV, но и тут для «UltraHD-ready» потребуются серьезные вложения в инфраструктуру, на которые ради нескольких десятков миллионов телевизоров во всем мире вряд ли кто пойдет.

Ситуацию смягчит hand-made-контент. Сейчас нет ни бытовых камкордеров, ни цифровых фотокамер, способных снимать в UltraHD. Возможно, модели с соответствующими возможностями появятся на  весенних выставках, но вряд ли их будет много. Чтобы камера или камкордер  получили возможность работы с UltraHD, нужен существенно более мощный процессор, а это потребует не только соответствующих изменений в электронной «начинке», но и в других элементах девайса, например, более мощных аккумуляторов. При этом дополнительная производительность станет избыточной  при выполнении других задач: фотографирования и съемки в «обычном» HD.

Но есть целый класс устройств, у которых имеется  избыточный запас производительности, не востребованный основными функциями, но достаточный для работы с UltraHD, – это смартфоны. Вендоры даже в моделях среднего уровня (не говоря уже о топовых)  нарастили производительность до уровня, превосходящего  уровень, необходимый для   обычных приложений, за исключением игр (которые запускает далеко не каждый пользователь) и теперь пытаются придумать, зачем мобильному устройству эта вычислительная мощь, сравнимая с топовыми компьютерами девяностых годов. Съемка в UltraHD дает ответ на этот вопрос. Для превращения смартфона в UltraHD-камкордер нужно только добавить памяти, увеличивать количество точек на экране нет необходимости – для наладонного устройства это не даст никаких преимуществ. Бума топовых смартфонов с возможностью UltraHD-съемки можно ожидать уже этой весной. Появилась  и первая ласточка: компания Acer уже начала поставки модели Liquid S2, о которой CRN/КУ  писал ранее.

Судя по всему, именно смартфоны станут «локомотивами» продвижения UltraHD в массы. За ними вынужденно подтянутся фотокамеры и камкордеры. Это привлечет внимание к UltraHD и произойдет это уже в первой половине следующего года. Появление  UltraHD-каналов привлекло бы еще больше внимания, но они в 2014 г. могут и не появиться, несмотря на очевидную выгоду охвата премиальной аудитории. Даже решив технические проблемы с UltraHD-вещанием канал столкнется с недостатком UltraHD-контента.

Аналитики NPD Display Search предполагают, что у 4К-панелей весьма впечатляющие перспективы: по прогнозам в 2017 г. поставки UltraHD-телевизоров составят 60,65 млн. устройств, то есть они продемонстрируют тридцатикратный рост за четыре года, с 1,95 млн., реализованных в 2013 г.. Продажи  OLED-TV по тем же прогнозам за четыре года тоже возрастут, но достигнут всего 9 млн. Однако, воспринимать эти прогнозы следует с осторожностью. Во-первых, их корректировка в разы, как мы уже видели, бывает даже для более близких сроков. Во-вторых, ситуация с прогнозированием динамики популярности OLED- и UltraHD-телевизоров различна.

Судьбу OLED-ТВ определяет технологическое развитие внутри сегмента: развитие производства приведет к снижению цены изделий, и OLED- начнут вытеснять LED-модели по причине лучшего качества картинки. Перспективы UltraHD-телевизоров во многом зависят  от поведения компаний в смежных секторах – в производстве смартфонов и фотокамер, в создании и дистрибуции медиаконтетна. Ситуация, когда  развитие сегмента зависит, в первую очередь, от внешних факторов, и делает перспективы 4К туманными.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE