21 января 2014 г.
Компания «Делойт Туш Томацу Лимитед» («Делойт») опубликовала третий выпуск Международного исследования потребительских предпочтений в сфере мобильных коммуникаций, в котором приняли участие около 40 тыс. потребителей из 20 развитых и развивающихся стран мира.Согласно полученным данным, сегодняшние потребители по всему миру, включая представителей старших поколений, используют портативные устройства намного чаще, чем прежде. Ожидается, что к концу 2013 года на руках у пользователей будут находиться более 2 млрд. смартфонов, 300 млн. планшетов и 1 млн. портативных компьютеров. Исследование позволило также выявить новые тенденции развития телекоммуникационной отрасли, такие как увеличение объема передаваемых данных и скорости их передачи, ставка производителей на представителей старших поколений и рост популярности мгновенных сообщений.
«Международное исследование потребительских предпочтений в сфере мобильных коммуникаций не только иллюстрирует масштабность и значимость мировой мобильной индустрии с точки зрения потребителей, но и открывает новые возможности в рамках данного сектора, ― говорит Фил Асмундсон, руководитель Международной группы “Делойт” по предоставлению услуг предприятиям в сфере телекоммуникаций. ― В индустрии, где по-прежнему поощряется многообразие, мнение потребителей играет важную роль в формировании предложений, привлекательных непосредственно для конечных пользователей».
Больше гаджетов, больше данных, выше скорость
Согласно исследованию, потребители в развитых и развивающихся странах 1 используют в среднем до девяти портативных устройств, причем каждый год растет процент их подключения к сетям мобильной связи. Результаты исследования показывают, что доля гаджетов, используемых для выхода в Интернет, с 2012 по 2013 год увеличилась во всех странах, участвовавших в опросе. П
Предполагается также, что с ростом числа портативных устройств в будущем средний объем трафика данных в расчете на одно устройство, скорее всего, продолжит расти. Такая популярность портативных устройств только на руку операторам связи, которые смогут стимулировать потребителей к переносу части трафика на мобильные устройства, предлагая им более крупные пакеты данных.
Значительное число респондентов выразило также желание перейти на использование услуг на базе LTE (4G), более половины из которых (около 59%) хотели бы начать пользоваться устройствами стандарта LTE уже в течение ближайшего года. Подобное желание отмечается в основном в развивающихся странах ― например, в следующем году перейти на стандарт LTE готовы 54% опрошенных из Мексики и 50% из России, в то время как доли таких респондентов из США и Бельгии составляют лишь 27 и 11% соответственно.
Ставка на представителей старшего поколения
В исследовании подчеркивается, что операторам мобильной связи следует уделять больше внимания представителям старшего поколения, которые до сих пор по большей части не являлись их целевой аудиторией. Благодаря увеличению ожидаемой продолжительности жизни старшее поколение продолжает работать и проявляет все больший интерес к новым технологиям. И если раньше данная группа абонентов с трудом адаптировалась к новым технологиям, то в настоящее время, как подчеркивается в исследовании, она постепенно догоняет молодых. Оказалось, что в категории потребителей старше 55 лет смартфонами владеют 65% респондентов из Сингапура и 73% ― из Южной Кореи, в то время как в других странах подобная тенденция выражена гораздо слабее: в США ― 31%, Бельгии ― 21% и Японии ― 15%. При этом старшее поколение не так сильно отстает в использовании планшетов, поскольку в целом доля этого сегмента пока достаточно низка во всех возрастных категориях.
Многие операторы мобильной связи пренебрегают необходимостью уделять особое внимание потребителям старшего поколения и используют по отношению к ним тот же уровень креативности и динамизма, что и для молодежи. Ключевым условием максимального раскрытия потенциала этого сегмента и мотивирования потребителей старшего поколения к освоению смартфонов и планшетов должно стать обучение.
Рост популярности мгновенных сообщений
Рынок уже пережил один переломный момент ― в начале 2013 года, когда объемы мгновенных сообщений впервые превысили объемы передачи текстовых сообщений. В то время как СМС и впредь будут приносить значительный доход (свыше 130 млрд. долл. 2 в 2013 году), растущая популярность услуг обмена мгновенными сообщениями и прочих приложений, вероятнее всего, способствовала росту объемов продаж услуг мобильного Интернета. «В некоторых странах мотивацией для приобретения смартфонов и перехода на соответствующие тарифы 3 является возможность использовать услуги обмена мгновенными сообщениями», ― говорит Асмундсон. К примеру, исследование показало, что мгновенные сообщения ― наиболее востребованная услуга в Аргентине (69%), Китае (72%), Германии (45%), Мексике (63%), Нидерландах (73%), Сингапуре (60%), Южной Корее (59%) и Испании (77%).
В исследовании подчеркивается необходимость пересмотра операторами мобильной связи своего отношения к сервисам обмена мгновенными сообщениями и другим приложениям по обмену сообщениями. В то же время операторы мобильной связи должны уделять большое внимание дальнейшему развитию услуг по передаче текстовых сообщений и выделять для этого соответствующие ресурсы. Для многих пользователей текстовые сообщения останутся важнейшей услугой, в частности для тех, кто не спешит с переходом на новые технологии.
Особенности национального абонента
Тенденции российского рынка во многом совпадают с зарубежными. Рост проникновения смартфонов, который отмечается в последние годы (до 47% в 2013 году 4), привел к увеличению общего числа портативных устройств в расчете на среднего городского жителя (5 ед.). Однако рынок в России, при всей его схожести с зарубежными, довольно специфичен. В частности, в исследовании зафиксировано снижение проникновения многих «однофункциональных» типов устройств ― например, портативные игровые приставки и плееры, не успев набрать обороты, стали вытесняться многофункциональными смартфонами. На этом фоне обычный мобильный телефон крепко удерживает свои позиции ― Россия находится в числе лидеров по проникновению этих устройств и 28% опрошенных выражают желание приобрести аппараты этого класса в следующие 12 месяцев.
Представляя результаты ежегодного исследования, Антон Шульга, партнер компании «Делойт», СНГ, руководитель Группы по предоставлению услуг компаниям в сфере телекоммуникаций, отметил ряд важных тенденций, проявившихся в России в 2013 г.: «За прошедший год в стране стремительно увеличилось число гаджетов на одного пользователя. Уже сегодня 66% из них подключены к Интернету, что вынуждает операторов соответствующим образом адаптировать имеющуюся инфраструктуру и филигранно настраивать свою стратегию. В условиях постоянного роста трафика и ограниченного частотного ресурса основная задача для российских операторов сводится к следующему – для поддержания качества услуги им необходимо найти правильный баланс между наращиванием мощности 3G-сетей, развитием LTE, построением гетерогенных сетей и инициативами по разгрузке трафика в Wi-Fi».
Что касается нового стандарта LTE, то уже второй год «Делойт» отмечает интерес к нему среди абонентов (около 50% людей хотят купить телефон с поддержкой LTE и подключиться к соответствующим тарифам в 2013 г.). Однако уровень информированности потенциальных клиентов остается довольно низким, а приложения, которые полностью раскрывают преимущества нового стандарта, на рынке просто отсутствуют. Для наполнения трафиком растущих сетей нового поколения операторам необходимо позаботиться о расширении своего портфеля услуг за счет продуктов и сервисов, подчеркивающих преимущества технологии LTE, а также повысить информированность своих клиентов относительно преимуществ данного стандарта.
«Международное исследование потребительских предпочтений в сфере мобильных коммуникаций указывает на стремительное расширение сферы услуг мобильной связи для потребителей во всем мире, ― добавляет Асмундсон. ― Для дальнейшего успешного развития сектор телекоммуникаций должен учитывать подобные динамично развивающиеся тенденции и возможности».
1 Здесь и далее статистика по развивающимся странам (включая Россию) отражает мнения только городского работающего населения, среди которого проводился опрос.
2 В этом году выручка от передачи коротких сообщений превысила 130 млрд долларов США («Тотал Телеком», 29 июля 2013 года). См. http://www.totaltele.com/view.aspx?ID=482568.
3 Использование системы обмена мгновенными сообщениями способствует популяризации смартфонов (New Straits Times, 8 сентября 2013 года). См. http://www.nst.com.my/nation/general/instant-messaging-driving-smartphone-uptake-1.351394.
4 Здесь и далее все цифры по российскому рынку приведены только для работающего городского населения, среди которого проводился опрос.
Источник: Пресс-служба компании «Делойт Туш Томацу Лимитед» («Делойт»)