11 февраля 2014 г.
Японская корпорация Sony официально отказалась от производства своих легендарных ПК под брендом VAIO. Выход из этого бизнеса стал частью новой стратегии корпорации по урезанию неэффективных расходов - подразделение было убыточным. Теперь корпорация делает ставку только на свой все еще прибыльный бизнес по производству устройств для развлечений.Компьютерный бизнес Sony в свое время собиралась приобрести китайская компания Lenovo, но в итоге бренд VAIO вместе со всеми сотрудниками и мощностями отойдет инвестиционному фонду Japan Industrial Partners. О сумме сделки не сообщается, но аналитики оценивают актив в 400-500 млн. долл. По условиям сделки Japan Industrial Partners создаст в Японии новое предприятие, которое возьмет на себя функции управления компьютерным бизнесом Sony. Завершение сделки ожидается в марте 2014 года.
Бренд VAIO, скорее всего, прекратит свое существование на международном рынке. Однако внутри страны его обещают сохранить. Сегодняшние владельцы компьютеров Sony продолжат получать техподдержку.
Сама японская компания объясняет [1] отказ от VAIO тем, что хочет сконцентрироваться на мобильных устройствах - планшетах и смартфонах. Этому можно верить. По данным аналитиков IDC, мировые продажи ПК в четвертом квартале 2013 года составили 82,2 млн. штук. Это на 5,6% меньше, чем было продано в конце 2012 года. Продажи ПК падают даже не на самом насыщенном рынке - в России: в последнем квартале 2013 года, по данным IDC, поставки сократились на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, до 2,7 млн. штук.
Продажи ПК медленно, но верно снижаются по всему миру. Аналитики объясняют такое положение дел тем, что отрасли не хватает инновационности: ПК приобрела уже критическая масса пользователей, а стимулов для того, чтобы менять их на более новые, с каждым годом все меньше и меньше. Доля Sony VAIO на мировом рынке ПК сейчас ничтожная: порядка 2%. По этой причине компьютеры для вендора уже не являются ни прибыльным бизнесом, который стоило бы держать ради денег, ни перспективным рынком, борьба за который выглядела бы стоящим делом. Многие аналитики поэтому называют сделку с JIP большим успехом для Sony, ведь в случае отсутствия покупателя этот бизнес пришлось бы попросту закрыть.
Причин, по которым Sony не удалось покорить рынок ПК, много. Но главная из них заключается в том, что японская корпорация играла в премиум-сегменте, но фактически не смогла предложить своим клиентам никаких существенных опций, за которые те должны были доплачивать за, в общем-то, «обычные» компьютеры под управлением Windows. Иными словами, если Apple, продавая компьютер дороже 1 тыс. долл., предлагает пользователю еще и доступ к собственной уникальной экосистеме и операционной системе, то Sony лишь снабжала Windows парочкой фирменных утилит. А рынок, на котором качество ПО имеет едва ли не большее значение, чем качество «железа», VAIO не воспринял: более дешевых альтернатив, но с тем же функционалом было полно.
Тем не менее, в разные годы подразделение Sony VAIO производило великолепные, знаковые компьютеры. Сам бренд вывели на рынок еще в далеком 1996 году. И эти ПК в свое время продавались миллионами.
CRN/RE предлагает вспомнить уникальные компьютеры VAIO.
1. VAIO PCV-90. Появившийся в продаже 18 лет назад, этот аппарат славен не только тем, что в свое время был самым мощным и стильным в мире, но и тем, что некоторые его экземпляры работают до сих пор. Компьютер работает на базе процессора Pentium с тактовой частой 200 МГц, имеет беспрецедентные на тот момент объемы памяти: 32 Мб оперативной и 2,5 Гб памяти на жестком диске. Работал компьютер под управлением Windows 95. Вдобавок ко всему он отлично выглядел. Это едва ли не первый в мире мощный ПК с «дружелюбным» дизайном и полным набором мультимедиа-инструментов.
2. VAIO PCG-707 стал первым ноутбуком в портфолио компании. В продаже он появился в июле 1997 года. То было 12,1-дюймовое устройство, экран которого поддерживал разрешение 1024х768 точек. Такая насыщенность матрицы делала этот лэптоп уникальным в своем роде. А еще тут были съемный привод для чтения CD-дисков, модем, способный работать на скорости 33,6 Кбит/с, 128 Мб оперативной памяти (для портативных компьютеров того времени это казалось немыслимым) и жесткий диск на 2,1 Гб памяти. Заряда литий-ионного аккумулятора хватало примерно на три часа автономной работы.
3. VAIO PCG-Z1/P. Ноутбуки серии Z много лет считались эталоном среди портативных ПК. Устройство, о котором идет речь, представлено в 2003 году. У него был выдающийся дисплей с разрешением 1400х1050 точек (физический размер - 14,1 дюйма) и батарея, способная поддерживать ноутбук на протяжении семи часов в автономном режиме. Поскольку позволить себе такой компьютер могли только бизнесмены и топ-менеджеры, выглядел он соответствующим образом - настолько хорошо, что и сегодня устройство не кажется устаревшим.
4. В 2009 году под брендом VAIO P вышла серия устройств, которые могли бы стать настоящей революцией, но в силу независящих от Sony причин так и не стали. Речь идет о 8-дюймовых лэптопах, дисплеи которых имели фантастическое разрешение 1600х786, процессор Intel Atom с тактовой частотой 1,33 ГГц, 2 Гб оперативной памяти и жесткий диск на 6 Гб. В рекламной кампании Sony сделала акцент на том, что ее ноутбуки помещаются в карман.
На момент выхода VAIO P в мире самыми обсуждаемыми устройствами были нетбуки - ультрапортативные и ультрадешевые ноутбуки. Sony решила перехитрить рынок и предложить ультракомпактный компьютер, который хоть и довольно дорогой, зато выглядит эффектно, а работает так же хорошо, как «большая» система. Но чуда не случилось: VAIO P оказались медленными. И работать за их миниатюрными дисплеями сколько-нибудь долго было трудно. Ну, а потом Стив Джобс показал свой iPad, и стало ясно, что нетбуки как альтернатива традиционным громоздким ПК уже никому не нужны.
5. VAIO W ALL-IN-ONE - едва ли не единственная успешная попытка совместить сразу ПК и телевизор. Sony предложила необычный для того времени компьютер, который благодаря встроенной ТВ-антенне принимал и телепрограммы. ПК с 15,3-дюймовым экраном продавался вместе с пультом дистанционного управления и довольно широким набором специализированных программ мультимедиа. Несмотря на то, что идея «скрестить» компьютер и телевизор оказалась не самой удачной, устройство у Sony получилось хорошее. И продавалось оно тоже совсем не плохо.
1) http://www.sony.net/SonyInfo/News/Press/201402/14-019E/
Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE