24 февраля 2014 г.
Блог Джима Грабба (Jim Grubb), вице-президента компании Cisco, отвечающего за перспективные технологииМного путешествуя, я вижу интересные инновации, перспективные технологии и тенденции. Мобильная связь и облачные вычисления меняют нашу жизнь и привычный рабочий уклад. 2014-й станет годом дальнейшего развития и распространения этих технологий и Интернета вещей, а, значит, подключенных людей, процессов, данных и объектов станет больше. Расскажу о самых значительных, на мой взгляд, тенденциях, ожидающих нас в текущем году.
Растущая потребность в упорядочении зеттабайтов информации
Распространение мобильных устройств и потокового видео, взрывной рост числа приложений привели к более чем четырехкратному увеличению мирового объема IP-трафика за последние пять лет. В следующие пять лет этот объем утроится. В 2013 году человечество произвело на свет 1,2 зеттабайта новой информации и загрузило 70 млрд. приложений. Через три года беспроводной трафик обгонит проводной, а объем передачи видео по запросу вырастет втрое.
В общем объеме информационных ресурсов быстрее всего растут данные, поступающие от умных устройств и датчиков. В них заложен огромный потенциал, но свою максимальную ценность эти данные сохраняют довольно ограниченное время. Найти их не сложно – сложно определить, какие именно файлы из всего доступного массива представляют наибольшую ценность. Новые данные позволят нам увидеть то, что раньше было скрыто от глаз. Проблема заключается в том, чтобы упорядочить непрерывный поток информации, извлечь из него пользу и создать новые, персонализованные, интерактивные и нужные сервисы.
Пока мы живем, работаем и развлекаемся, в мире, которым правят зеттабайты информации, коммерческим и государственным структурам придется не только считаться с информационным взрывом, но и создавать маневренные, умные и защищенные инфраструктуры для удовлетворения потребностей как сегодняшнего, так и завтрашнего дня.
Все надеются на облака, но нам нужно не простое, а гибридное облако
Сегодня примерно половина всех директоров по ИТ рассматривают облако как источник приложений и инфраструктуры. По прогнозам, к 2017 г. мировой облачный IP-трафик составит две трети всего трафика дата-центров. Из этого со всей очевидностью следует, что именно облачные инфраструктурные решения будут определять, как и где хранится и обрабатывается важнейшая информация.
Вместе с тем нельзя забывать про уже действующую инфраструктуру, которая, скорее всего, уже задействована под нужды частного облака. Поэтому единственным решением становится гибридное облако, под которым подразумевается множество облаков, объединенных таким образом, чтобы обеспечить переносимость данных и приложений. В текущем году значение уникальных, персонализованных облачных решений для предприятий и организаций будет расти. Чтобы дать оптимальный ответ на вопрос «создавать или покупать», ИТ-компании станут все чаще действовать как брокеры облачных сервисов, организуя процесс планирования и доставки как во внешних, так и во внутренних облаках.
Это тем очевиднее, чем больше развертывается корпоративных приложений (корпоративный пользователь загружает в среднем семь приложений, специфичных для данного предприятия) и чем больше растет нагрузка на невиртуализованные облачные центры.
Кроме того, в процессе поиска новых источников доходов и новых сервисов новые облачные решения помогают ИТ-организациям теснее координировать технологии и бизнес-приоритеты. Вхождение в облако позволит ускорить доставку новых сервисов и еще больше уменьшит общую стоимость владения инфраструктурой.
Как управлять 70 млрд. приложений? В ПО и новых платформах Всеобъемлющего Интернета происходит настоящая революция
По мере подключения все большего числа людей, процессов, данных и объектов центр тяжести в реализации новых сервисов и повышении качества обслуживания будет смещаться в сторону ПО (а не только приложений) и новых платформ Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything, IoE). Ключевую роль в создании открытой, программируемой и ориентированной на приложения инфраструктуры будет играть программное обеспечение. О важности этого процесса говорит хотя бы тот факт, что около 80% инженеров Cisco, занятых в научно-исследовательской сфере, занимаются именно ПО. В 2014 году предприятиям и организациям будет необходимо предоставлять передовые приложения и сервисы для физических, виртуальных и облачных сред посредством полностью интегрированной структуры.
Сейчас широко обсуждаются программно-определяемые сети (SDN), и все большее признание получает программно-определяемая эксплуатация. Хотя этот технологический тренд пока находится на раннем этапе развития, предприятиям уже сейчас стоит уделять внимание такому подходу. Например, комплексно реализовать открытость и программируемость инфраструктуры и ориентировать ее на приложения поможет специально предназначенная для этого платформа Cisco Open Network Environment (Cisco ONE).
Размышляя о таких концепциях, как программно-определяемые сети, необходимо учитывать те обширные (с точки зрения повышения гибкости, маневренности и защищенности всей ИТ-инфраструктуры) возможности, которые нам открывают программно-определяемые инфраструктуры и программно-определяемая эксплуатация.
Главное – инфобезопасность. Только целостный подход поможет справиться с миллиардами подключаемых устройств
Возможность подключения любого из миллиардов устройств к множеству облаков кардинальным образом меняет ландшафт угроз. Наши многочисленные гаджеты и датчики передают данные во множество сетей и сервисов с помощью множества приложений. А с умножением данных множится и число уязвимостей.
Например:
- только малая часть смартфонов и планшетов защищены антивирусным ПО, несмотря на рост вредоносного ПО, нацеленного на мобильные устройства;
- отчет McKinsey показал, что 55% руководящего состава обеспокоены утечками информации в IP-сетях.
Вредоносное ПО было обнаружено у 100% компаний, опрошенных Cisco в ходе подготовки ежегодного отчета по инфобезопасности за 2014 г., при этом проникновение в сеть той или иной компании долгое время могло оставаться незамеченным. Поэтому теперь надо думать не о том, «когда это меня коснется?», а «как долго моя сеть была инфицирована?», что еще раз подтверждает необходимость выработки принципиально новой стратегии инфобезопасности.
Вместе с тем построение более совершенной инфраструктуры инфобезопасности не означает усложнения архитектуры – скорее, наоборот. Речь идет о совместной, более интеллектуальной и информированной работе инфраструктуры и ее элементов по обнаружению и отражению атак и устранению их последствий.
Быстрое внедрение стратегии BYOD, наличие нескольких устройств у каждого пользователя и рост облачных сервисов означают, что на идее управления инфобезопасностью в каждой оконечной точке можно поставить крест: не очень-то эффективно устанавливать дорогое антивирусное ПО на датчик, стоящий меньше доллара. Вместо этого организациям следует постоянно контролировать уровень доверия к каждой конкретной сети или устройству. Им нужно осуществлять мониторинг угроз до, после и во время атаки. Им необходимы средства мониторинга трафика и выполнения подвинутого анализа поведения системы в реальном времени.
Персонализированное, мобильное, облачное взаимодействие
Теперь поговорим о стратегии BYOD, управлении мобильным контентом, о требованиях конфиденциальности и приложениях HTML 5. Я предполагаю, что в 2014 г. много внимания будет уделяться применению голоса и видео, персонализации с применением данных о местоположении и предпочтениях абонента, усилится ориентация на приложения, и в результате предоставляемые пользователям сервисы станут более умными.
Телевидение быстрыми темпами переходит к полностью персонализированному контенту, доставляемому на любое устройство. На выставке бытовой электроники CES 2014 я продемонстрировал наш новейший интерфейс Videoscape, позволяющий просматривать контент в отложенном воспроизведении и записи, создавая при этом персональную программу с учетом привычек и интересов зрителя. Учет просмотренного контента несложно экстраполировать и на другие персональные сервисы – например, на шопинг. Такие комбинации будут все больше и больше входить в нашу жизнь.
Влияние вышеописанных изменений на инфраструктуру будет немалым: следует ожидать роста объемов серверных вычислений и необходимой памяти, увеличения объемов управления устройствами, расширения комплексных, реализуемых у пользователя, мер безопасности. Эти преобразования упростят сетевую инфраструктуру и ускорят развитие бизнеса.
Всеобъемлющий Интернет уже здесь
Аналитическая фирма Gartner выделила четыре основных направления Всеобъемлющего Интернета: управление, монетизация, эксплуатация, расширение.
В настоящее время мы осваиваемся с Интернетом вещей, первым этапом IoE, когда 10 млрд. подключенных объектов превратятся в 50 млрд. На этой стадии нужно научиться управлять всеми этими новыми данными и использовать их для мобильной связи и просмотра видео, сортировать поступающую информацию и создавать новые услуги для удовлетворения потребностей заказчиков.
Всеобъемлющий Интернет в нашем гиперподключенном мире приносит новые ценности, но пока мы видим только вершину айсберга. Когда мы научимся проще и легче получать данные, автоматизировать и организовывать ресурсы по мере потребности в них, можно будет реализовывать новые услуги и приложения IoE. Да, Videoscape – это здорово, и мне теперь трудно просматривать ТВ «по старинке», но это только начало. В недавнем отчете Cisco об экономической пользе IoE говорится, что госсектор может получить 4,6 трлн. Долл. потенциальной выгоды Всеобъемлющего Интернета из общей суммы в 19 трлн. долл. Огромная цифра! Мы должны получить эту выгоду, применяя новую модель ИТ, которая превратит догадки и предположения в реальность.
Если вы думаете, что техника пронизывает всю вашу жизнь, то подождите совсем немного. Вы станете свидетелем грандиозных перемен, которые принесет соединение физического и виртуального миров. В 1970-х года я впервые увидел ARPANET, в 1993 – первый веб-браузер, а сегодня вижу Всеобъемлющий Интернет и чувствую, что он может еще раз изменить мир. Начнем, пожалуй!
Источник: Пресс-служба компании Cisco