6 марта 2014 г.
Можно сколько угодно говорить о равноправии и об эмансипации, но факт остается фактом: на рынке труда женщины очень редко находятся в абсолютно равных условиях с сильным полом. Зато в конкурентной борьбе они нашли себе тайное, но надежное оружие. Как выяснил накануне 8 Марта Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob, престижный вузовский диплом в женских руках — это верное средство от любых гендерных несправедливостей.Анализ резюме, размещенных на портале Superjob.ru соискателями 100 профессий и специальностей, позволил определить долю мужчин и женщин с высшим образованием среди кандидатов на ту или иную позицию. Результаты оказались крайне любопытными. Так, выяснилось, что именно диплом помогает женщинам попасть на позиции, которые традиционно считаются «мужским царством», — например, в IT-отрасли. При этом женщины осваивают мужские профессии гораздо быстрее, чем мужчины продвигаются в те сферы, где существует явный матриархат – например, кадровую.
В целом, как показывает анализ всех резюме на портале Superjob.ru, женщин-выпускниц вузов среди кандидатов несколько больше, чем мужчин. Лишь каждый второй (51%) претендент мужского пола имеет высшее образование, тогда как среди представительниц прекрасного пола получить диплом об окончании вуза уже успели 60%.
Ярче всего разница в уровне образования соискателей противоположных полов ощущается в IT-отрасли, которая традиционно считается мужской. Образ сурового бородатого сисадмина в вязаном свитере несколько устарел, но в прошлое окончательно не канул. Поэтому соискатели-женщины, претендующие на позиции в IT, порой вызывают недоумение и даже становятся объектом не самых добрых шуток. Метод борьбы лишь один — доказать свой профессионализм, и диплом вуза в этом деле — хорошее подспорье. Возможно, именно поэтому женщин-web-дизайнеров, закончивших вуз, – 71%, а вот мужчин с высшим образованием в данном сегменте рынка труда всего 52%. Столь же разительные отличия отмечаются и в рядах тестировщиков программного обеспечения: женщин с дипломом вуза здесь 83%, мужчин – 64%. Среди женщин - менеджеров по контенту высшее образование имеют 76%, а среди контент-менеджеров мужского пола таких лишь 58%. Женщин-программистов и системных администраторов, закончивших вуз, — 86% и 70% соответственно. Разработчиков и сисадминов-мужчин с высшим образованием — 75% и 60%. Женщины — менеджеры проектов в интернете также по большей части выпускницы институтов и университетов (84%), тогда как среди мужчин-соискателей доля работников с высшим образованием ниже — 74%.
В творческой среде женщины тоже намного чаще имеют высшее образование, чем их коллеги-мужчины. К примеру, ландшафтные дизайнеры: женщин, закончивших вуз, — 78%, мужчин — 66%. Художниц с вузовским дипломом больше, чем художников: 59% против 50%. Не исключение и режиссеры. Мужчин среди них большинство, зато женщины имеют более высокий уровень образования (80% дам с дипломом вуза и лишь 73% мужчин).
Если женщины претендуют на должности менеджеров в сфере маркетинга, рекламы и пиара, то высшее образование есть у подавляющего большинства (90%, 77% и 82% соответственно). Мужчины же в данном случае заметно отстают (84%, 66% и 75%). Бренд-менеджеры слабого пола также дают фору мужчинам: 94% против 89% окончили высшее учебное заведение.
Организация мероприятий, туристический бизнес: и здесь число женщин с дипломом вуза превышает количество мужчин с высшим образованием. Среди BTL- и event-специалистов высокообразованных представительниц прекрасной половины человечества 76% и 80%, среди менеджеров по туризму и экскурсоводов — 69% и 79%. Мужчины не дотягивают до этого уровня: BTL-менеджеров с высшим образованием 70%, event-менеджеров – 69%, экскурсоводов – 65%, а менеджеров по туризму и вовсе 58%.
Любопытная ситуация в кадровой сфере. Здесь традиционно царит матриархат и теперь уже мужчинам-соискателям приходится доказывать, что они не лыком шиты. Мужчин с высшим образованием, претендующих на типично женскую должность «инспектор отдела кадров», — 81%, а женщин — 76%. Похожая ситуация и с более высокой должностью начальника отдела кадров. Соотношение количества мужчин и женщин с дипломом вуза — 96% к 91%. Зато среди менеджеров по персоналу, где мужчины не так уж и редки, женщины чаще имеют высшее образование (83%), чем мужчины (72%).
Секретариат буквально оккупирован женщинами с высшим образованием. Доля женщин с дипломом вуза в этой сфере заметно больше, и лишь среди секретарей доля мужчин с дипломом вуза несколько превышает долю женщин: 57% против 54%.
Схожим образом обстоят дела и в сфере продаж. Процент женщин с высшим образованием превышает долю мужчин среди претендентов на позиции снабженца (81% к 73%), специалиста по работе с клиентами (70% к 59%) и даже продавца (20% к 17%).
В некоторых сегментах сферы науки и образования доля женщин с дипломом вуза превышает долю мужчин с таким же образованием: среди библиотекарей соотношение составляет 73% к 69% соответственно, среди логопедов – 93% к 84%, среди методистов – 93% к 89%, среди вожатых – 60% к 51%.
Женщины опережают мужчин по образованию и в сфере логистики и ВЭД. Среди логистов отставание мужчин составляет 6 п.п. (80% к 74%), среди менеджеров по внешнеэкономической деятельности и того больше: 93% к 81%.
В сфере медицины, фармацевтики и ветеринарии ситуация такова: женщин с высшим образованием больше среди кандидатов на должность медицинского представителя (84% к 75%), мужчин – среди претендентов на позиции фармацевта (43% к 29%) и ветеринара (76% к 71%).
Впрочем, в высших эшелонах менеджмента таких различий можно не искать — их нет. Здесь высшее образование — одно из основных требований, понятно, что получил его практически каждый претендент. Преимуществом перед конкурентами становятся былые заслуги и навыки работы, репутация особо ценного работника и т.д. Здесь работодателя можно впечатлить не просто вузовскими «корочками», а по меньшей мере дипломом МВА. Но женщин это тоже не слишком пугает. Учиться они умеют, работать хотят, а конкурентов-мужчин боятся все меньше.
Источник: Пресс-служба Superjob.ru