26 марта 2014 г.
Весной активно начали появляться устройства с техническими решениями, известными и апробированными на девайсах других типов, но ранее нехарактерными у аналогов новинок. Конкуренция толкает техническое развитие в новую фазу: на смену «гонке мегагерцев» и ее аналогов – увеличения диагоналей, роста количества точек на экране, уменьшение размеров рамки вокруг дисплея и т. д. – приходят действия, в результате которых привычные устройства получают новые функции. Тренд только начинает формироваться и при самом благоприятном развитии событий начнет оказывать заметное влияние на рынок не ранее сезона рождественских распродаж этого года.Polaris анонсировал мультиварку EVO EPMC 0125, основное отличие которой – встроенный Wi-Fi-модуль. Благодаря ему управлять мультиваркой можно со смартфона, загружая новые программы из фирменного набора, создавая собственные или полученные от других пользователей устройства. Для облегчения обмена рецептами компания планирует создать социальную мини-сеть. Для взаимодействия с мультиваркой на смартфон нужно загрузить фирменную программу, которая доступна в версиях для Android и iOS, она же обеспечит взаимодействие с социальной сетью. Хотя устройства с управлением через смартфон не новость, но новая мультиварка, по понятным причинам, по гибкости настройки для приготовления нестандартных блюд принципиально превосходит всех конкурентов, присутствующих на рынке до настоящего момента.
Процесс «вайфаизации» бытовой техники открывает широкие перспективы. Во-первых, дополнительные удобства будет создавать возможность загрузки новых программ, которые актуальны не только для мультиварок, но и для микроволновок, духовок, грилей, стиральных машин и других девайсов. Во-вторых, такая техника получает возможность интегрирования с «умным домом». И, наконец, в-третьих, даже без «умного дома» оборудование получает возможность «договариваться» между собой на уровне «цифрового тумана», например, для минимизации пикового потребления электричества и воды, для корректировки режимов работы в зависимости от температуры в помещении и т. д.
Как видно, в сегменте бытовой техники наступает революция. Разумеется, новые девайсы будут актуальны не для массового пользователя, а «для-тех-кто-понимает», но это означает, что мощные изменения произойдут в верхней ценовой части сегмента бытовой техники, но именно поэтому они наиболее интересны для всей индустрии – от вендоров до реселлеров.
Аналогичные изменения происходят и в других сегментах, например, в планшетах-коммуникаторах. Мы писали про планшет Explay, который получил радиомодуль с двумя SIM-картами, ранее характерный для мобильных телефонов. Почти сразу за моделью D7.2 3G был анонсирован планшет под брендом Treelogic. Модель Brevis 712DC 3G также имеет две SIM-карты, но и встроенный FM-тюнер, который существенно расширяет мультимедийные возможности устройства, особенно в больших городах, где присутствует вещание множества радиостанций. Правда, новинка не имеет встроенной антенны для FM-тюнера, а в этом качестве использует провод подключенных наушников, что для планшета не совсем удобно. Между тем, внутренняя антенна для «бортового» радио встречается даже в сотовых телефонах, находящихся в ценовой категории low-end, но когда инженеры додумаются «портировать» это решение в планшеты, остается только догадываться.
Как видно, «миграции» идут не быстро, а, кроме того, не до всех рынков доходят. Например, Alcatel еще в прошлом году анонсировал включение в одну из комплектаций своего топового смартшета OneTouch Hero удобной гарнитуры в виде... сотового телефона традиционного форм-фактора. Телефон-гарнитура взаимодействует с планшетом по Bluetooth-каналу, позволяя вести разговор без необходимости удерживать у уха крупный смартшет, а также, например, позволяя выполнять набор номера непосредственно с гарнитуры или выбирать его из адресной книги, данные для которой устройство берет с android-девайса. Удобно? Бесспорно! Только на российском рынке нам пока не удалось найти Hero в такой комплектации.
Пример с гарнитурой показывает, что иногда нововведения касаются не внутренней «начинки» аппарата, а его комплектации. Например, LG предлагает для своих смартфонов «умные чехлы», Alcatel и Samsung прилагают к некоторым моделям стилус, чтобы было удобней писать или рисовать прямо по экрану, и т. д. Приведенные примеры показывают, что вариантов улучшения гаджетов множество, причем некоторые из них – «хорошо забытое старое», как, например, упомянутая выше комплектация устройств стилусами или поставка вместе с несколькими сменными декоративными панелями, как это реализовано для некоторых моделей Highscreen.
Интересно, что «старые добрые, проверенные временем» решения могут быть с успехом реализованы не только в комплектации устройств, но и в аппаратной «начинке». Например, десять лет назад аппараты на платформах Palm OS и Windows Mobile имели аппаратные кнопки для быстро вызова заданных приложений, что было очень удобно (нажатие этих кнопок пробуждало устройство и одновременно запускало нужное приложение), в современных гаджетах нет ничего похожего, что заметно снижает оперативность доступа к наиболее часто используемым программам. Размещение аппаратных клавиш быстрого доступа представляет собой нетривиальную инженерную задачу, но не требует каких либо значительных изменений в основных компонентах устройств. Однако, этого пока не сделано, дополнительную клавишу на грани устройства добавляет Sony, но она узкоспециализирована и предназначена для спуска затвора фотокамеры. Но есть и успешные примеры такой «миграции из прошлого»: упомянутая Sony старшие модели коммуникаторов снабжает расширенной светодиодной индикацией, расширяющей возможности персонификации устройств и удобства использования. Такое решение было популярным на сотовых телефонах (правда, светодиоды тогда были маленькими), но по неведомой причине оказалось забытым при переходе индустрии на смартфоны-коммуникаторы.
Ситуация в сегменте гаджетов аналогична тому, что начинает происходить на рынке бытовой техники – в верхних элементах сегментов производители начинают реализовывать инновации, не всегда сложные в плане технического исполнения, но актуальные для требовательных пользователей. Как следствие, смартфоны и планшеты прекращают быть однотипными «брусочками», модели начинают получать индивидуальность, улучшать эргономику и становиться все более удобными «для-тех-кто-понимает», то есть для пользователей, готовых за дополнительные удобства платить бОльшие деньги. Этот тренд и будет определять развитие сегмента гаджетов.
В заключении заметим, что есть сегменты электронных устройств, в которых развитие еще не пошло по такому пути, где топовые устройства отличаются от массовых только техническими характеристиками, которые, заметим, для большинства пользователей вполне достаточны как в hi-end-, так и в low-end-девайсах. Но если придумыванием каких-либо «изюминок» для девайсов, придающих индивидуальность устройствам и облегчающим повседневное использование, производители пока не озадачились, то соответствующие сегменты переживают не лучшие времена. Наиболее выразительный пример такой ситуации можно наблюдать в сегменте ноутбуков.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE