8 апреля 2014 г.
В начале апреля состоялась организованная компанией IDC конференция «Управление корпоративной мобильностью».Конференция началась с выступления Елены Семеновской, директора по исследованиям IDC, посвященного возможностям и проблемам использования мобильности в корпоративной среде. Она также представила основные результаты очередного исследования российского рынка мобильных устройств, проведенного IDC.
Темпы роста этого рынка постепенно замедляются. В 2013 г. поставки мобильных устройств (планшеты, смартфоны и ноутбуки) увеличились на 25,8% и достигли 32,9 млн. штук. Для сравнения: в 2012 г. рынок рос почти вдвое быстрее – на 45,1%.
Пока планшеты — это практически полностью потребительский товар, по данным за 2013 г., в коммерческий сегмент попадает лишь 1,6% проданных устройств. Причем, как признают в IDC, поставки в коммерческий сегмент пока растут более медленными темпами, чем прогнозировалось ранее. Тем не менее, аналитики ожидают, что в 2018 г. эта доля достигнет 14,2%.
По данным международного опроса, недавно проведенного IDC, большинство (62%) опрошенных приобретают планшет в качестве дополнения к ПК, а ещё 21% – к другому ИТ-устройству. Только 9% респондентов рассматривают планшет как замену ПК.
При этом многие используют планшеты не только дома, но и для работы. Причем в развивающихся странах, по данным опроса, их доля значительно больше, чем в развитых (например, в России - более 50%). Причина в том, в развитых странах компании нередко сами покупают планшеты для своих сотрудников.
По прогнозу IDC, в текущем году, учитывая неблагоприятные макроэкономические обстоятельства, ожидается рост российского о рынка мобильных устройств только на 11,2%.
«Кто владеет информацией, владеет миром» – эта крылатая фраза давно и хорошо известна. Но каково может (и должно?) быть ее реальное наполнение в корпоративной среде с учетом тех огромных возможностей, которые открываются в эпоху повсеместного распространения мобильных устройств? Своим мнением на этот счет поделился Игорь Боровиков, председатель совета директоров компании Softline (премьер-партнер конференции).
Корпоративная мобильность – это, с одной стороны, свобода, которую она предоставляет, с другой – ограничения, которые она накладывает. И здесь необходим разумный компромисс. К сожалению, у подавляющего большинства компаний в нашей стране стратегия внедрения корпоративной мобильности отсутствует.
По наблюдениям аналитиков IDC, отметил Роберт Фариш, глава представительства IDC в России и СНГ, пока речь идет только о пилотных или небольших проектах в этой области.
Роман Романцов, директор департамента решений Microsoft и руководитель проекта WinSpace компании Softline, подтверждает это: да, подавляющее большинство проектов носит пилотный характер — заказчики делают первые пробные шаги, присматриваются. Немногочисленные крупные проекты пока находятся на начальной стадии – запросы, обсуждения… Причем ситуация в значительной мере зависит от отрасли – наиболее высокая активность в сфере профессиональных услуг (страховых, финансовых и др.) и ритейла, здесь же и самое высокое проникновение мобильных устройств (хотя каких-либо цифр Романцов не привел). Целый ряд специализированных задач существует в промышленности, но мобильность там распространяется намного медленнее.
Корпоративная мобильность складывается из многих компонентов, но начинается она с надежных и быстрых каналов доступа. Игорь Воробьев, руководитель портфеля дополнительных услуг «Билайн», подчеркнул роль мобильных операторов в процессе корпоративной мобилизации, по его мнению, доверие к оператору и предоставляемым им услугам гораздо выше, чем к сервис-провайдерам.
Следующие ключевые компоненты мобильности – это средства управления мобильными устройствами (Mobile device management, MDM) и приложениями (Mobile application management, MAM). К числу компаний, предлагающих сейчас сервис MDM, относится, например «Билайн», запустившая его в конце прошлого года совместно с компанией SAP. Пока о его успешном продвижении «в массы» говорить рано, признает Игорь Воробьев, основным препятствием является чрезвычайно низкая информированность ИТ-специалистов, особенно в регионах, о том, что такое MDM и как это работает. Поэтому первый и самый важный шаг к корпоративной мобильности — просвещение и воспитание рынка.
Одна из сессий конференции была посвящена проектам по внедрению корпоративной мобильности в банковской сфере. Своими планами и первыми практическими решениями поделились представители МДМ Банка, Пробизнесбанка, Промсвязьбанка и Home Credit Bank. Один из участников конференции привел, по его словам, идеальный и в то же время реальный пример мобильности: на рабочем столе президента крупного российского банка находится только планшет, на который ИТ-служба вывела все бизнес-процессы, интересующие руководителя.
Как отмечалось в дискуссии, некоторые поставщики решений пытаются решать задачи корпоративной мобильности «вообще», безотносительно к тому, о каком бизнесе идет речь. Но, по мнению ряда выступавших, в частности Романа Романцова, это неправильный подход, поскольку у компаний разного масштаба различаются потребности, требования к безопасности и другие важные условия. Поэтому для небольших фирм или компаний, работающих в сегменте В2С, скорее всего, будет достаточно универсальных услуг, предлагаемых операторами. Для системных интеграторов работы здесь не так много, чего не скажешь о проектах для крупных корпоративных клиентов.
Если говорить о выборе заказчиками MDM-решений для управления инфраструктурой, то пока он носит хаотичный характер, поскольку на рынке не сформировалось серьезных историй успеха, считает Виктор Ивановский, заместитель руководителя направления инфраструктурных решений ИБ компании Softline. Фактически многие компании на себе тестируют такие решения, потом реализуют пилотные проекты, в результате процесс выбора затягивается. Похожая картина - хаотичность – наблюдается, по его мнению, и при оценке рисков, связанных с использованием той или иной мобильной инфраструктуры, поскольку соответствующих регламентов оценки нет.
Источник: Александр Плитман, CRN/RE