29 апреля 2014 г.
Любая компания есть не что иное, как отражение ее собственника. Создавая свое дело, бизнесмен воплощает в предприятии свою мечту, идею. Он стремится построить такую компанию, которая была бы успешной в долгосрочной перспективе.С течением времени организация растет, выпускает новые продукты и услуги, выходит на неосвоенные рынки, меняется. Но что-то должно оставаться неизменным. Именно это и будет задавать тренд, направление. Речь идет о ценностях и видении, которые определяют корпоративную культуру компании.
Сильнее внутри – сильнее на рынке
Если мы ничего не меняем, то ничего и не происходит. Одни связывают с переменами новые возможности, другие – трудности и угрозы. Классический менеджмент учил нас управлять так, чтобы у компании не было проблем. Противоположной точки зрения придерживается эксперт в области повышения эффективности бизнеса Ицхак Адизес. Он говорит о том, что руководство должно решать существующие и готовиться к последующим проблемам при переходе на более зрелые стадии развития.
Адизес говорит, что успех важен для всех: человека, социума и отдельной компании. Для последней, согласно выведенной им формуле, успех – это отношение внешнего маркетинга к маркетингу внутреннему. В широком смысле, первый – способность сочетать возможности в переменчивом окружении со своими способностями (сегментация, ценовая политика, продвижение, каналы и т.п.).
Внутренний же маркетинг – это акцент на внутренней «продаже» сотрудникам, на коммуникации, направленной на формирование доверия и уважения. Не стоит забывать, что количество энергии постоянно, она в первую очередь уходит внутрь и лишь ее избыток направляется во внешнюю среду. Здесь можно провести аналогию с заболевшим человеком: его организм, прежде всего, тратит ресурсы на восстановление и борьбу с болезнью. Так и компания: направляет все свои усилия вовнутрь, на «излечение» и просто не имеет ни времени, ни возможности взаимодействовать с окружающим миром. Успех не приходит извне. Другими словами, чем я сильнее внутри, тем я лучше (в противовес тезису из прошлого «чем больше я имею, тем я сильнее»). И главная задача менеджмента – воспитать в компании открытую внешнему миру культуру доверия, уважения и терпимости.
Корпоративный университет – инструмент формирования внутренней культуры компании
Великие бренды доказали, что их сила – в заложенных основателями ценностях (стоит вспомнить Стива Джобса и Apple, Генри Форда и его автомобили, Аниту Роддик и The Bodyshop), осознание которых особенно важно на стадии расцвета бизнеса. К нам оно пришло на рубеже 20-летия компании «Форус» в 2012 году. Мы определили пять основных принципов нашей корпоративной культуры: позитив, интеллект, профессионализм, инновационность и партнерство.
«Форус» – компания молодая, средний возраст сотрудников – 27 лет. Для нас начинающие карьеру специалисты как белый лист, как губка, «впитывающая» наши ценности. В подтверждение этого сравнения могу сказать, что сейчас большинство руководителей служб и бизнес-подразделений – это те, кто, пришел к нам еще студентом и проработал в компании уже больше восьми лет. С момента основания компании мы ориентировался на «выращивание» специалистов внутри коллектива.
Интеллект, эрудиция и профессионализм менеджеров, безусловно, являются важным компонентом успеха и движущей силой динамичного развития компании. Наши сотрудники стремятся постоянно совершенствоваться и раскрывать свой потенциал. Первоначально мы обучались на внешних мероприятиях. Но с ростом численности компании и появлением новых бизнес-направлений стало понятно, что такой формат не позволяет обучать весь состав руководителей. В 2007 году пришла в голову идея создать Корпоративный университет, собственную бизнес-школу.
Сегодня сотрудники с управленческим потенциалом (не только руководители) могут получить знания в четырех областях: менеджмент, маркетинг, персонал и финансы, каждая из которых представляет собой отдельный блок Корпоративного университета. За каждым блоком закреплен тренер, который совместно с генеральным директором, формирует цели (индивидуально для каждого курса, учитывая ситуацию на рынке и планы компании), программу и график занятий, систему проверки полученных знаний и систему оценок.
Мы четко знаем, что человек «на выходе» должен знать, что – понимать и уметь делать, применять в своей каждодневной работе. Именно поэтому менеджеры обучаются не на абстрактных примерах, а на шаблонах документации, принятых в компании, и прорабатывают реальные кейсы из жизни фирмы. Это позволяет не только повышать квалификацию сотрудников, но и решать текущие задачи бизнеса.
Во всем, что бы мы ни делали, будь то общение с клиентами, выстраивание отношений с вендорами или внутренние коммуникации, мы ориентируемся на долгосрочное партнерство. Эта ценность определяет и формат обучения в Корпоративном университете – командная работа над кейсами и достижение целей сообща, и только после этого – отдельный проект и его защита.
Мотивация – неотъемлемая часть обучения. Руководители «Форус», имеющие бизнес-образование, получают прибавку к заработной плате, лидеры обучения – целевые премии и подарки. Нематериальные стимулы, пожалуй, даже более значимы. Сотрудники сами стремятся попасть в Корпоративный университет, так как это открывает перед ними новые возможности, позволяет выстроить связи внутри компании и заявить о себе.
За годы существования Корпоративного университета прошли обучение 88 человек, из них все блоки - 25 человек (все топ-менеджеры), а девять линейных менеджеров уже стали руководителями среднего звена.
Разработанные сотрудниками проекты приносят компании и материальную выгоду. К примеру, в 2011 году на рынок были выведены четыре новых продукта, в 2014 году запущены в работу две финансовые модели стартующих бизнес-направлений. Смелые идеи, открытость ко всему новому и внедрение передовых технологий позволяют нам двигаться вперед и развивать ИТ-отрасль.
Чтобы компания была единой управленческой командой необходимо не только понимать цели и стратегию бизнеса, но и иметь основанные на единой платформе знания и навыки, а также «настроенные» друг на друга ценности. Только спустя некоторое время нам стало понятно, что Корпоративный университет – это больше, чем бизнес-школа. Это средство внутренней коммуникации и инструмент формирования культуры доверия и уважения. Во многом благодаря этому каждый сотрудник «Форус» ориентирован на постоянное совершенствование и развитие.
Источник: Ирина Шевцова, генеральный директор ГК «Форус»