14 мая 2014 г.

Топ-менеджмент корпорации Sony проводит серьезную реструктуризацию бизнеса. Антикризисные меры, предпринимаемые в компании, многим наверняка покажутся чрезмерно жесткими, но выбора у ее руководства просто нет: финансовый кризис в Sony зашел слишком далеко.

Генеральный директор Кадзуо Хираи затеял невиданную доселе по масштабам реструктуризацию. Он уже заявил, что сократил свою зарплату в два раза. Так же  будут сокращены [1] оклады и премиальные других топ-менеджеров корпорации. Кроме того, все руководители откажутся от привычных для себя годовых бонусов.

Днем ранее Sony обновила свой прогноз на  2014 год. Согласно документу, убытки компании вместо ранее запланированных 1,04 млрд. долл. достигнут 1,27 млрд. долл. По итогам 2014/2015 года Sony планирует получить чистый убыток в размере 489 млн. долл. - это будет уже шестой год подряд, когда  корпорация терпит убытки.

Наибольшие потери связаны с  подразделением по выпуску ноутбуков VAIO. От него Sony планирует избавиться ближе к концу года.

Есть у компании и другие проблемы. Так, несколько лет подряд она теряет долю на рынке телевизоров. Более того, в сегменте набирающих популярность телевизоров с разрешением 4К она так и не может найти «свое место под солнцем»: этому мешают изначально очень удачные стартовые позиции LG и Samsung. Телевизоры корейских вендоров и дешевле, и качественнее. Эксперты говорят, что Sony вряд ли сумеет восстановить былое господство на рынке телевизионной техники - этому мешает отсутствие собственных прорывных технологий. Так что в перспективе японская компания, скорее всего, попробует избавиться и от подразделения по производству телевизоров. Пока, во всяком случае, руководство заявляет, что собирается отказаться от производства OLED-панелей.

В Sony отмечают, что в случае с телевизорами стали заложниками собственной безупречной репутации. Мол, потребитель привык к тому, что телевизоры этой марки всегда работали исключительно хорошо и очень долго. Чтобы обеспечивать ту же планку качества в настоящее время, приходится нести дополнительные издержки, которые, конечно, затем перекладываются на потребителей. А время, когда потребители были готовы дорого платить за телевизоры, закончилось. В конце концов, новые модели с матрицами, имеющими разрешение 4К, и так стоят несколько тысяч долларов. Сейчас Sony предстоит выбрать одно из двух: либо радикально упростить вопросы контроля над  качеством, либо продолжать выпускать очень дорогие телевизоры. И то, и другое, конечно, не даст результата. Поэтому, похоже, другого пути, кроме как продать подразделение, у Sony нет.

Вместе с тем, Sony собирается возродить бренд Walkman и с помпой вернуться на рынок портативных музыкальных гаджетов. В свое время от этого бренда в компании отказались: продажи плееров стали падать на фоне растущих поставок  смартфонов.


Серьезные трудности испытывает и подразделение Sony Computer Entertainment: в этом году его финансовые показатели на 45% хуже прошлогодних. Тем не менее, это подразделение самое  успешное  в компании.

Фактически, Sony столкнулась с системным кризисом, равным которому по масштабам в ее истории еще не было.  Теперь руководство говорит, что проведет реструктуризацию во всех подразделениях.

«Ранее мы проводили реструктуризацию лишь в отдельных бизнес-подразделениях. Теперь мы готовы полностью пересмотреть свою стратегию, закрыть некоторые направления, а в других - пересмотреть продуктовую линейку», - рассказывает Хираи. В целом, Sony собирается потратить на реструктуризацию 1,32 млрд. долл. Занятие, конечно, затратное, особенно если учесть, что в прошлом году на эти цели уже было израсходовано 1,6 млрд. долл.

Также компания планирует уже в этом году сократить 5 тыс. рабочих мест и закрыть все убыточные офисы.

Вместо производства гаджетов, которые не приносят прибыли, Sony планирует сосредоточиться [2] на производстве смартфонов, фотоаппаратов и игровых консолей.

Когда Хираи заступал на пост руководителя в 2012 году, он обещал, что уже через два года сможет вернуть корпорацию к прибыльности. Этого не случилось. Поэтому акционеры Sony в последнее время сильно на него давят. Сможет ли Хираи сдержать обещание, пусть и в последующие годы? Не факт: аналитики говорят о том, что Sony «утратила нюх» к инновациям, а растущий курс йены делает ее продукцию для зарубежных покупателей слишком дорогой. Скорее всего, точка невозврата для легендарной японской компании уже пройдена. Хотя инвесторы не теряют надежду: сразу после объявления нового плана по спасению стоимость акций Sony выросла на 1,1%.

1) http://online.wsj.com/articles/sony-struggles-with-the-bottom-line-1399897614

2) http://www.bbc.com/news/business-27403887

Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE