21 мая 2014 г.
Годовой объем мирового рынка смартфонов превышает миллиард устройств, а положительная динамика роста измеряется десятками процентов, уместно ли говорить о кризисе? По данным IDC за прошлый год в мире было продано 1,2 млрд. смартфонов, но тревожные звонки уже прозвенели…В текущем году ожидается резкое снижение темпов роста рынка смартфонов. IDC предполагает, что они не превысят 20% (в штучном выражении), в то время как по данным прошлого года в этом сегменте отмечались почти вдвое большие темпы роста – 39% по сравнению с 2012 г. В соответствии с ситуацией вендоры меняют политики, в частности, снижая цены на устройства. В прошлом году средняя цена смартфона равнялась 335 долл., а в этом году по прогнозам IDC составит всего 308 долл., то есть рост рынка в денежном выражении окажется весьма умеренным.
Чем обусловлена такая ситуация? Отсутствием значимых инноваций в сочетании с отсутствием возможностей экстенсивного роста. Если емкость рынка вендоры вряд ли могут изменить, то инновации полностью в их власти. Однако, ситуация с топовыми моделями, которые являются инновационными индикаторами, локомотивами рынка и источником основных доходов, вовсе не такая радужная.
Свежий пример от Huawei
Huawei представил новый флагман – модель Ascend P7, европейские продажи которой начнутся в июне текущего года по рекомендованной розничной цене 449 евро. Вендор отмечает, что в новинке улучшены практически все значимые параметры по сравнению с флагманом прошлого года – моделью Р6. Если внимательно посмотреть на улучшения, которых, на первый взгляд, в новинке немало, то можно сделать интересные выводы.
Гонка «кто тоньше» благополучно завершена. Более того, новинка Huawei толще предшественника! Прирост толщины выглядит, как будто, совсем не драматично – 6,5 мм у Р7 против 6,17 мм у Р6, который, напомним, на момент анонсирования был самым тонким смартфоном в мире. Как видно, дальнейшее снижение толщины устройств неактуально, так как этот реальному пользователю не очень нужно, а потенциального еще и настораживает, так как многие считают, что «тонкое прочным быть не может».
При переходе от Р6 к Р7 диагональ дисплея увеличилась с 4,7 до 5 дюймов, разрешение – с 1280x720 пикселей до 1920x1080, а плотность точек – с 312 до 441 ppi, но дальнейший рост этих параметров вряд ли целесообразен. Процессор у новинки стал шустрее – тактовая частота у Р7 достигла 1,8 ГГц, в то время как у Р6 была 1,5 ГГц. Объем встроенной памяти удвоен с 8 до 16 Гб, а поддержка SD-карт сохранена. Параметры камер практически достигли логического максимума: основная имеет разрешение 13 Мпикс (в прошлогодней модели – 8), фронтальная получила разрешение 8 (у Р6 было 5). Добавлена поддержка 4G и NFC, которые у топовых смартфонов других производителей были еще в моделях прошлого, а то и позапрошлого годов.
Где же тренды, спросите вы. А выраженных технических трендов, определяющих развитие топовых смартфонов, и нет! Мы видим плавный и, по большому счету, незначительное улучшение основных технических параметров, большинство из которых достигло своего логического максимума. В параметрах, которые еще недавно были предметом гордости, видим даже «техническую контрреволюцию», что для смартфонов, особенно топового сегмента, еще недавно казалось немыслимым. Но что будет дальше? Как видно, ничего революционного в сегменте топовых смартфонов нет. И, похоже, не предвидится.
Где запас развития?
В техническом плане практически никакого запаса нет. На примере Huawei видно, что можно, конечно, увеличить диагональ с 5 до 5,5 дюймов, но это никак не потянет на «революционное обновление», однако при реальном использовании создаст дополнительные проблемы – устройство с такими размерами удобно держать только людям с крупными кистями рук. Можно установить восьмиядерный процессор, но для чего, если непонятно, чем нагружать четырехъядерный... Получается, что нет никаких обусловленных техническими новшествами мотиваций для покупки топовых смартфонов – новинки нового года ничем значимым от новинок прошлого сезона не отличаются.
В плане дизайна количество вариантов тоже невелико. Когда лицевую сторону устройства занимает экран, полем для дизайна остается задняя крышка. У Р7 крышка выполнена из стекла Gorilla Glass 3, в то время как у предшественника она была алюминиевая. Сложно сказать, насколько такая замена скажется на прочностных характеристиках топ-модели – в любом случае смартфон ронять не рекомендуется. Гораздо важнее, как пользователи отреагируют на тактильные характеристики крышки. Но тут дальнейшие варианты развития возможны, причем их много и среди них есть весьма высокотехнологичные. Только драйвером рынка дизайн задних крышек стать не может.
Есть небольшой запас для маневра в цене. Рекомендованная розничная цена топового Р7, конечно, радует – новинка почти вдвое дешевле старших моделей Samsung и HTC, но этот путь весьма опасен: в ценовых войнах, как известно, победителей не бывает.
Казалось бы, топовые модели занимают небольшую долю рынка смартфонов в штучном выражении, но происходящее в этом сегменте оказывает непосредственное влияние на остальной рынок. Если у топ-моделей нет нововведений, то это означает отсутствие инноваций, которые могли бы мигрировать в более массовые сегменты и мотивировать пользователей смартфонов среднего или low-end-класса менять свои аппараты на более новые.
Проблемы, отложенные на завтра
Создается впечатление, что, понимая ситуацию, производители специально откладывают внедрение некоторых инноваций, чтобы в следующей модели «внезапно появилось» хоть что-то новое и более значимое, чем незначительный прирост тактовой частоты, размера сенсора камеры или емкости аккумулятора.
Что мешало, например, Huawei реализовать в предыдущей модели поддержку 4G и NFC? Уже полгода как поддержка 4G добралась до массовых аппаратов, NFC поддерживают уже два поколения Samsung Galaxy S, в прошлом году ей обзавелся Google Nexus, а Р7 преподносит ее как «инновацию» сегодня, когда такая возможность есть даже у дешевых операторских телефонов. Аналогичная ситуация с оптической стабилизацией в камере...
Заметим, что описанная проблема характерна не только для Huawei, просто мы начали рассмотрение с модели этого вендора, появившейся последней из «топов». Другие производители поступают аналогичным способом, например, у недавно анонсированной новой и очень дорогой топ-модели Samsung – Galaxy S5 – оптической стабилизации на камере тоже нет.
Справедливости ради стоит напомнить, что многие вендоры второго эшелона проводят еще более странную политику, чем лидеры. Достаточно вспомнить акцент ZTE/Nubia на уникальном «итальянском дизайне» своей топовой модели, который свелся к двум почти незаметным красным окружностям вокруг кнопки «Меню» и вокруг объектива, или Oppo, подчеркивающей изготовление корпусов своих смартфонов методом фрезеровки из цельного куска алюминия – по важности для конечного пользователя эти особенности моделей явно стоят на последних местах.
Наконец, что мешает основным вендорам устанавливать – хотя бы в топовые модели достаточный объем памяти – 128 Гб и больше – разве это существенно отразится на себестоимости? В XXI веке предлагать модели без слота для microSD-карт, а за модификацию с увеличенной на 16 Гб памятью просить на сто долларов дороже – это верный способ утратить лояльность покупателей. К Р7 это относится только наполовину: слот для карт у новинки все же есть, но 16 Гб памяти для топового смартфона – достаточно странно, согласитесь.
Примеры можно продолжать, но и приведенных достаточно, чтобы проиллюстрировать тезис о том, что черепашьи шаги прогресса топовых моделей вовсе не случайны, вендоры пытаются отодвинуть неизбежное – «плато», на котором телефоны, находящиеся в одной ценовой категории, получат однотипные технические характеристики, улучшение которых не будет актуально для пользователей. И тогда наступит стагнация.
Планшеты: ситуация намекает...
Аналогичная ситуация возникла на рынке планшетов, где значимых нововведений нет и не предвидится, а запасы для экстенсивного роста рынка хоть и имеются, но быстро заканчиваются. Аналитики корректируют прогнозы по объему «таблеточного» рынка 2014 года в штучном выражении: два месяца назад IDC снизила прогнозы роста рынка планшетов с 24% до 19,4% в натуральном выражении. Но и эти цифры могут оказаться излишне оптимистичны: по данным Korean Investment & Securities мировые продажи планшетов в первом квартале превышают результаты аналогичного периода прошлого года всего на 19%. Morgan Stanley смотрит на перспективы года с еще меньшим оптимизмом, обнародовав в начале мая прогноз, в котором ожидаемый рост рынка планшетов снижен 26% до 12%. Ситуация выглядит особенно мрачной, если вспомнить, что в 2013 году рынок планшетов по сравнению с позапрошлым годом прибавил 51,6%...
Есть все основания предполагать, что тренды рынка планшетов проявят себя и на рынке смартфонов, если, конечно, ведущие вендоры не предложат продукты с принципиально новыми возможностями, значимыми для пользователя.
Внезапная угроза
Определенную проблему для рынка топовых смартфонов могут создать носимые устройства, прежде всего, «умные» часы. Косвенная конкуренция тут налицо – в основном, smart watch покупают те же продвинутые и требовательные пользователи, которые выбирают топовые смартфоны. В сложившейся экономической ситуации многие не могут себе позволить приобретать сразу два устройства, а выбор зачастую будет не в пользу смартфона – интерес к «умным» часам на пике, товар модный, новый и поэтому горячий, а смартфоны почти не могут мотивировать к покупке новых моделей.
Выход: «user frendly» как новый тренд?
Между тем, существуют варианты достаточно эффективного продвижения новых девайсов - удобный интерфейс в сочетании с аппаратными «фишками», пусть не новыми, но актуальными. Важно, чтобы информация о новых возможностях была донесена до потенциальных покупателей в доступной форме и заинтересовала их. Что сегодня может предложить индустрия?
- Водостойкие корпуса. Принципиально нового в этом нет ничего, такие уже давно изготавливает Sony и пытается делать Samsung, но, согласитесь, это оценят не только любители пляжного отдыха и лодочных прогулок, но и каждый, кто когда-либо ронял дорогой смартфон в ванну.
- Новые материалы корпуса и новые фактуры поверхностей. Стекло, алюминий, полированная сталь, пластик (гладкий, глянцевый, рифленый или софт-тач), поверхность «под кожу» и даже лакировка – вариантов много, причем от них зависят не только субъективные ощущения, но и удобство во время разговора (особенно при минусовой температуре), защита от появляющихся во время эксплуатации отпечатков пальцев и, наконец, удобство удержания, особенно важное для девайсов с большой диагональю.
Эксперименты с материалами корпуса продолжаются и даже приводят к интересным результатам. Думаете, новые ощущения от соприкосновения с тыльной стороной аппарата вовсе не повод покупать новинку?
- Расширенные возможности фотосъемки. Оптическая стабилизация объектива, увеличенный физический размер сенсора (даже при сохранении разрешения), светосильный объектив – все это потребует аппаратных элементов и увеличит себестоимость смартфона. Но есть масса интеллектуальных программных решений, которые эффективно расширяют возможности для нестандартной съемки. Примеров множество. Sony экспериментирует с серийной съемкой, создавая «машину времени» – в одном из режимов фотографирование ведется непрерывно, а при нажатии спусковой кнопки камера записывает последние пять кадров, сделанные до этого «клика», что значительно увеличивает вероятность «поймать мгновение». LG реализовала режим «двусторонняя съемка», при котором можно снимать одновременно двумя камерами – основной и фронтальной. Раскритикованный выше Nubia Z5 позволяет при съемке разделять зоны для автофокуса и для измерения освещенности, что открывает широчайшие возможности для творчества. HTC внедрила поддержку технологии, позволяющей изменять фокусировку в уже отснятых кадрах.
Список возможностей, определяемых ПО камер, можно продолжать, только они присутствуют в разных моделях. Правда, при повышении качества фото и творческих возможностей съемки придется столкнуться с тем, что большинство «смартографов» не рассматривает фото на встроенные камеры как творческий процесс, считая, что для Фото-с-большой-буквы нужны «серьезные фотоаппараты», но это предрассудки, для преодоления которых достаточно правильного маркетинга.
- Расширенные возможности съемки видео. Поддержка 4К, возможность «замедленной съемки» в HD, зумирование при получении видео, актуальные «фишки» записи звука (пример, «аудиозум», внедренный LG в флагманскую модель G2) – набор простой, но при этом пока не реализованный в полном объеме.
- Возвращение инфракрасного порта. Конечно, этот инфракрасный порт предназначен вовсе не для обеспечения цифрового канала передачи данных – тем более, что ноутбук с IrDA вы сейчас вряд ли найдете. Вендоры активно возвращают инфракрасный порт для того, чтобы придать смартфонам возможность работать в режиме пультов дистанционного управления бытовой техникой – от телевизоров до кондиционеров. По понятным причинам особо активны в этом LG и Samsung, но вполне могут подтянуться и другие изготовители смартфонов.
- Функциональные фирменные аксессуары. Например, активные чехлы LG – само совершенство, они позволяют производить разные действия даже в закрытом состоянии – от ответа на вызов и разговора до управления аудиоплеером и даже фотографирования. А вот фирменный магнитный чехол Alcatel, входящий в поставку OneTouch Scrible HD, представляет собой пример «совершенства наоборот»: он имеет удобное магнитное крепление, но в закрытом состоянии не позволяет видеть экран и даже присоединить зарядку, а в открытом заслоняет окошко камеры... Замечу, что для большинства топ-моделей фирменных чехлов нет вообще, поэтому в этом плане можно много что сделать, а кроме того, аксессуары не сводятся к чехлам – это могут быть беспроводные зарядки, крэдлы, аудиосистемы, пульты дистанционного управления, гарнитуры-трубки (хороший пример – HTC Mini+) и т. д. Лучшая ситуация с этим, наверное, у Sony, но и она далека от идеала.
- «Бесконтактное» управление жестами или взглядом. Многие вендоры реализуют отдельные функции, оптимизирующие управление смартфонами – автоматический ответ на входящий вызов при поднесении аппарата к уху, отклонение входящего вызова при переворачивании аппарата экраном вниз или при помахивании рукой над экраном (весьма актуально, если вы, например, едите гамбургер), выход из спящего режима при произнесении ключевой фразы, распознавание взгляда и невыключение аппарата, пока вы смотрите на экран, или приостановка воспроизведения видео, когда вы отводите глаза, и т. д., и т. п. Но пока никто не собрал все эти решения в единую систему, а это было бы интересно для пользователя.
- Послепродажная поддержка, как минимум, выраженная в upgrateble Android. Штатную возможность обновить платформу до новейшей версии регулярно предоставляет Google на своих Nexus, а у моделей других производителей такое является, скорее, приятным исключением. Между тем, обновленные версии Android предоставляют множество приятных улучшений интерфейса, делающих работу с устройством все удобней и быстрей. Когда штатных возможностей обновления платформы лишены пользователи моделей нижнего ценового диапазона, это еще можно понять, но когда речь идет о дорогих топовых устройствах, по меньшей мере, удивляет.
- Дополнительные решения для защита информации. Сканер отпечатка пальцев, реализованный Apple и Samsung, конечно, хорош, но KnokON – задаваемый комбинацией постукиваний к экрану – на практике оказывается куда как удобней. Заметим, что пока другие вендоры не предлагают ничего похожего по удобству, а LG уже распространила эту технологию с топовых смартфонов на массовые модели серии «L». Некоторые вендоры предлагают защиту данных и приложений на программно-аппаратном уровне, но это представляет интерес, скорее, для корпоративных пользователей, чем для индивидуальных.
Как видно, для создания топового смартфона можно, конечно, серьезно поработать над схемотехникой и выпустить устройство на мощном процессоре в тонком корпусе, но этим уже никого не удивишь, а чем нагружать «восьмиголовые» процессоры – не всегда понятно. А вот если собрать пазл из уже созданных и опробованных на практике интеллектуальных решений, создав систему, предоставляющую комплекс расширенных удобств для современного продвинутого пользователя, то можно закрепиться на рынке топовых решений и без ценовой войны.
Источник: Александр Маляревский