16 июня 2014 г.
AWS снова лидирует в исследовании Gartner «Magic Quadrant» в категории облачной IaaS в этом году. Что еще можно узнать из этой диаграммы?Что сразу же бросается в глаза при взгляде на «Магический квадрант» Gartner 2014 года в категории вендоров облачной инфраструктуры-как-услуги, так это пустующее пространство в верхнем левом углу диаграммы. Ни один из 15 поставщиков облака, представленных фирмой в этом году, не попал в сектор, фигурантов которого Gartner называет «Претенденты» (Challengers) - они успешно работают на рынке, но им не хватает истинного видения.
Многое можно разглядеть в этом наглядном анализе. Непримиримые ценовые войны, консолидация через покупки и крупные инвестиции в инфраструктуру делят главных игроков на тех, кто успешно идет вперед, и тех, кто не справляется с огромными трудностями обретения и интеграции значительных ресурсов оборудования и ПО, необходимых, чтобы быть серьезным игроком в облаке.
Лидеры (Leaders)
1. Amazon Web Services
AWS была первопроходцем на рынке общедоступного облака несколько лет назад и с тех пор не уступила ни пяди, оставаясь непререкаемым лидером. Amazon не просто имеет подавляющую долю рынка, но демонстрирует способность и готовность продолжать быть главным новатором и генератором идей в предоставлении автоматизированных, легкодоступных, открытых облачных услуг по требованию. И это бизнес, придающий весомость партнерам в канале: два поставщика услуг управления ИТ (MSP) - Datapipe и 2nd Watch - сумели попасть в заветный квадрант Gartner.
Amazon по-прежнему имеет конкурентное преимущество, оставаясь впереди рынка, но уже не является единственным игроком: появились другие вендоры с глобальным охватом и агрессивными ценами, также стремящиеся к инновациям.
Сильные стороны: AWS выстроила свое облако так, что оно способно принять почти любую рабочую нагрузку, и это делает его популярным среди мелких фирм, организаций с критически важными приложениями и веб-разработчиков. Доля рынка вендора никем не оспаривается - по оценке Gartner, Amazon продает в 5 раз больше вычислительной мощности, чем остальные 14 компаний, попавших в квадрант, вместе взятых.
Amazon остается также чуткой к веяниям рынка, постоянно вводя новые функции. И еще: у AWS было больше времени, чем у конкурентов, чтобы выстроить крепкую экосистему партнеров в канале.
Что следует учесть: Самая большая претензия к AWS та, что все «добавки» оплачиваются отдельно. Amazon не создает готовые пакеты услуг, как некоторые из ее конкурентов. Этот недостаток обслуживания и поддержки особенно отталкивает от нее некоторых пользователей, поскольку эти пункты означают дополнительную строку расходов в их счетах за услуги.
2. Microsoft Azure
Microsoft ввела Azure Infrastructure Services в прошлом году, выйдя на рынок IaaS после того, как уже завоевала себе прочные позиции в качестве поставщика платформы и облачных услуг. Компания всё больше нацеливается на поставку программных продуктов через свое расширяющееся облако в виде разнообразных предложений. Недавно была введена услуга ExpressRoute - высокоскоростное, выделенное подключение к Azure через операторов телекоммуникационных сетей или телефонной связи.
Платформа Azure предлагается на базе множества ЦОДов, находящихся в США, а также в Ирландии, Нидерландах и на большей части территории Азии.
Сильные стороны: Видение Microsoft в плане разнообразных сервисов Azure включает прозрачную функциональную совместимость с ее локально установленными приложениями и устройствами. Microsoft уникальна в своей способности построить экосистему из собственных продуктов и агрессивно продвигает это свое видение на глобальные рынки.
Хотя и занимая второе место, Microsoft далеко отстает от AWS по доле рынка, но, тем не менее, намного опережает более мелких конкурентов. Вендор обещал поддерживать цены на Azure конкурентоспособными с Amazon.
Что следует учесть: В свете многих неотъемлемых преимуществ Microsoft легко забыть, что платформа Azure сравнительно недавно появилась на рынке. Gartner не преминул отметить, что заказчики обнаружили «значительные пробелы» в том, что касается сетевой функциональности и безопасности. Кроме того, это предложение привязано к продуктам самой Microsoft, и компании только еще предстоит ввести программу лицензирования.
Провидцы (Visionaries)
1. CenturyLink
Этот гигант телекоммуникационных услуг совершил мощный выход на облачный рынок в конце прошлого года, купив поставщика инфраструктуры-как-услуги Tier 3. Вслед за этим CenturyLink выделила в отдельное подразделение всё наследие Tier 3 вместе с веб-хостинговым сервисом Savvis, купленным ею в 2011 году, который также включал компонент IaaS.
Опираясь на инфраструктуру и технологию Tier 3, компания предлагает теперь CenturyLink Cloud на базе нескольких ЦОДов на территории США, а также в Канаде, Германии и Великобритании.
Сильные стороны: Gartner хвалит CenturyLink за «привлекательную, особую концепцию подвижной прикладной инфраструктуры», созданной на основе технологии Tier 3, которая «сочетает в себе превосходный, отличный от других набор функций на хорошо продуманной платформе». Это предложение привлекательно для разработчиков и организаций, уже имеющих опыт использования платформы Tier 3.
Что следует учесть: Компания всё же не попала в сектор «Лидеры», отчасти потому что не смогла «обрести достаточно ресурсов и гибкости», чтобы стать вровень с ведущими вендорами рынка.
Компании предстоит выстраивать свою облачную платформу, решая при этом, как консолидировать различные предложения, имеющиеся теперь в ее распоряжении в результате покупок. Что-то из этой мешанины облачных услуг постепенно свертывается, но всё еще фигурирует в списке предложений; это может создавать путаницу для заказчиков.
2. IBM SoftLayer
Общедоступное облако IBM является результатом покупки SoftLayer в июле 2013 года. Купив этого поставщика IaaS, компания свернула его предложение SmartCloud и перевела всех заказчиков на новые услуги на базе своих ЦОДов на территории США, в Нидерландах и Сингапуре.
Сильные стороны: У IBM «сильное видение того, как переход в облако кардинально трансформирует ее бизнес со временем», отмечает Gartner. IBM обладает обширным портфелем разнообразных продуктов общедоступного и частного облака и разработала стратегию расширения на ряд глобальных рынков в этом году, в том числе используя возможности уникальной архитектуры SoftLayer.
До своей покупки SoftLayer имела сильный прицел на предоставление функций самообслуживания заказчикам в сегменте СМБ, и многие варианты обслуживания, предлагаемые ею сегодня, остаются популярными на этом рынке.
Что следует учесть: Помня первоначальный прицел SoftLayer на сектор СМБ, кто-то из заказчиков может заключить, что ее предложение не готово для корпоративного сегмента, особенно в том, что касается портала, продаж и поддержки. Ее проприетарному API всё еще не хватает широкой поддержки инструментов от сторонних разработчиков.
3. Google
Google является поставщиком облачных услуг уже несколько лет, но легко забыть, что компания вышла на рынок IaaS лишь недавно с введением своего Compute Engine, который позволяет предоставлять виртуальные машины на базе гипервизора KVM менее, чем за минуту.
В отличие от Amazon и Microsoft, Google находится в нижней половине «квадранта» Gartner.
Компании предстоит проделать большой путь по важному критерию «способность реализации», прежде чем она сможет попасть в сектор «Лидеры» вместе с двумя весьма сильными соперниками.
ЦОДы Google базируются в центральном регионе США, в Европе и в Азии.
Сильные стороны: Google хоть и поздно вышла на этот рынок, но в распоряжении компании вычислительные ресурсы и технический опыт, не имеющие себе равных. Эти преимущества позволят ей продвигать свой Compute Engine быстрее, чем это будут делать конкуренты со своими IaaS. Google «главным образом превращает в продукт уже имеющиеся возможности, то есть компании не нужно создавать их с нуля», уточняет ситуацию Gartner.
Что следует учесть: Google является смелым новатором в сфере чисто облачных приложений, но у компании отсутствует предложение для гибридной среды. Также, компании еще предстоит заслужить доверие в корпоративном сегменте, что будет не просто, так как Google не всегда обеспечивает миграцию унаследованных рабочих нагрузок. И, до сих пор Compute Engine не имеет сколь-нибудь значимой программы партнерства, указывает Gartner.
«Компания только еще учится иметь дело с корпоративными заказчиками и средним сегментом, и ей нужно расширять свои каналы продаж, проектирование решений и возможности поддержки», - говорится в отчете.
4. Verizon Terremark
Данное предложение охватывает ЦОДы компании, ее облачный бизнес и решения в безопасности. Благодаря такому охвату Verizon предлагает ряд вариантов и модификаций облака. Terremark - самый давний игрок на рынке, но те отличия, что ставили компанию особняком среди конкурентов, большей частью поблекли со временем.
Verizon Terremark имеет ЦОДы на всей территории США, в Нидерландах и Бразилии.
Сильные стороны: В прошлом году компания представила бета-версию своего Verizon Cloud, которое обеспечит более широкий спектр вариантов использования.
«Хотя Verizon Cloud имеет новаторскую архитектуру, компании нужно предоставить больше, чем лишь действенную платформу облачной IaaS и связанные с ней сетевые услуги, чтобы реализовать свои амбиции в облаке», - пишет Gartner.
Что следует учесть: Verizon бросает вызов компаниям с более сильными ресурсами разработки, но приняла стратегию, которая полагается на развитие собственного ПО и инструментов. Такое положение дел означает, что Verizon Cloud будет иметь успех, если сможет развиваться с достаточной быстротой, чтобы отвечать на меняющиеся требования рынка. Как отмечает Gartner, это «нестандартная стратегия для компании, находящейся в собственности телекоммуникационного оператора».
5. CSC
В прошлогоднем «Магическом квадранте» CSC была единственным вендором облака, попавшим в сектор «Лидеры» наряду с AWS. В связи с этим компания заслужила похвалу от Gartner за то, что в полной мере реализовала модель стандартизированных и автоматизированных облачных услуг. В этом году CSC снизилась по шкале «способность реализации», и стоит на пороге того, чтобы оказаться в категории нишевых игроков.
Сильные стороны: Они всё те же: полноценный охват облачной модели, доступность преимуществ этой облачной модели для организаций, прицел на интеграцию средств ИТ-администрирования с ее облачной IaaS, и стандартизированная архитектура.
Что следует учесть: В прошлом году CSC купила фирму ServiceMesh, разработчика облачной платформы администрирования, и теперь, похоже, чуть изменила курс, начав превращаться из поставщика облака в посредника облачных услуг. CSC предлагает заказчикам услуги управления многими облаками, которые не являются ее собственными, - в частности, AWS и Azure.
Gartner делает вывод, что такой сдвиг может в дальнейшем уменьшить готовность компании инвестировать в свое собственное облако IaaS, но пока что фирма отмечает: «впрочем, в настоящее время CSC делает крупные инвестиции в свой облачный бизнес».
Нишевые игроки (Niche Players)
1. Rackspace
Курс данной компании был темой большого обсуждения с тех пор, как она заявила, что стремится к «стратегическому партнерству» с другой фирмой. В отчете, представленном в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), Rackspace указала, что ей трудно работать в условиях ценовых войн в облаке. И всё же, Rackspace, как разработчик OpenStack, давно была лидером на рынке управляемого хостинга, и ее покупка могла бы изменить топографию «Магического квадранта» Gartner в следующем году.
Rackspace имеет множество ЦОДов в США и значительное присутствие в Великобритании, Австралии и Гонконге.
Сильные стороны: Доля рынка Rackspace в сегменте управляемого хостинга означает большую базу заказчиков, которым она может продавать облачные услуги, и ее философия «фанатичной поддержки» в рамках общего прицела на продажу полных решений привлекательна для заказчиков.
Что следует учесть: Множество покупок, которые совершила Rackspace за последние годы, не вполне интегрированы в гладкое предложение, считает Gartner. Все эти составляющие, объединенные под крышей компании, хорошо позиционируют ее для мультиоблачного администрирования, но не создают неотразимого по ценности предложения, чтобы использовать ее IaaS.
«Хотя Rackspace предлагает теперь хороший набор базовых функций, ей не удалось сравняться с темпом инноваций лидеров этого рынка, равно как и поддерживать конкурентоспособные цены», - приходит к заключению Gartner.
2. HP
Hewlett-Packard предлагает общедоступное облако на базе OpenStack под названием HP Public Cloud. Это один из ее нескольких облачных продуктов и услуг, в число которых входит также Helion Managed Virtual Private Cloud. Компания имеет ЦОДы как на Восточном, так и Западном побережье США.
Сильные стороны: Gartner отмечает у HP «амбициозное и всеобъемлющее видение широко совместимой инфраструктуры общедоступного и частного облака», использующих многие из аппаратных решений компании, ее развитую экосистему разработчиков и обширные каналы сбыта.
Что следует учесть: Компания рассматривает свою общедоступную IaaS лишь как составляющую общей облачной стратегии, а не как бизнес, который она хочет агрессивно продвигать сам по себе. Gartner отмечает также, что HP Public Cloud страдает отсутствием функциональной совместимости с другими услугами виртуальных вычислений от HP, что не дает возможности заказчикам переносить рабочие нагрузки из HP Public Cloud в их частное облако.
3. GoGrid
Этот мелкий, независимый поставщик специализируется на предложении общедоступных облачных услуг для обработки значительных массивов «больших данных», а также сервисов углубленной аналитики. В «Магическом квадранте» Gartner компания стоит последней по обоим критериям оценки: способности реализации и полноте видения.
GoGrid имеет ЦОДы на Восточном и Западном побережье США и в Нидерландах.
Сильные стороны: GoGrid всячески подчеркивает удобство своей системы Deploy, обеспечивающей быстрое развертывание сложного набора услуг «одним нажатием кнопки».
Компания избрала для себя стратегию партнерства с разработчиками ПО и услуг управления данными в рамках своего общего прицела на «открытые услуги обработки данных». Вендоры имеют простую возможность разрабатывать и продавать лицензии на свое ПО, работающее в облаке GoGrid, благодаря взаимным обширным соглашениям об уровне обслуживания (SLA) и модели компенсации со множеством участников-партнеров.
Что следует учесть: Как и большинство специализированных вендоров, GoGrid не дотягивает в широте своего предложения до конкурентов. И, поскольку компания сама разрабатывает свое ПО, ей будет всё труднее соперничать с вендорами, обладающими более значительными ресурсами НИОКР.
4. Joyent
У этого мелкого поставщика облака большие амбиции в том, что касается инноваций и инвестирования в основополагающие технологии. Joyent разрабатывает свои собственные системы на основе модели свободного ПО для хостинга чисто облачных приложений в своих ЦОДах на всей территории США и в Нидерландах.
Сильные стороны: Во многих отношениях Joyent уникальна и является новатором - в частности, благодаря использованию собственной свободной SmartOS, ведущей своей происхождение от OpenSolaris. Этот поставщик облака, чьи «предложения в области инфраструктуры граничат с категорией платформ» (так расценивает их Gartner), нацелен на чисто облачные приложения, в том числе мобильные и обработки/аналитики «больших данных».
Что следует учесть: Компании, разрабатывающей собственную технологию и стремящейся к инновациям, в конечном счете придется соперничать с конкурентами, располагающими более значительными ресурсами разработки. Успех Joyent будет зависеть от экосистемы, вырастающей вокруг ее платформы, которая пока еще не стала зрелой, предупреждает Gartner.
5. Virtustream
Еще один мелкий, независимый поставщик, имеющий ЦОДы на Восточном и Западном побережье США, в Великобритании и Нидерландах. Virtustream разработала собственную технологию облачной платформы, чтобы облегчить внедрение сложного прикладного ПО, как от традиционных вендоров корпоративных приложений, так и чисто облачных решений.
Gartner указывает, что Virtustream может быть привлекательным объектом покупки.
Сильные стороны: Virtustream использует единую архитектуру для серверов в собственных ЦОДах и тех, что имеются у ее заказчиков, что дает возможность объединения (federation) множества облаков. Компания имеет опыт работы с SAP и в прошлом году получила прямое инвестирование от SAP America.
Что следует учесть: Облачная IaaS Virtustream включает функции самообслуживания, но компания по-настоящему нацелена на привлечение заказчиков со сложными бизнес-приложениями, требующими содействия профессионалов при внедрении, а после этого - услуг управления ИТ. Это хороший прицел, однако он ограничивает базу клиентов для компании.
6. VMware
Этот вендор ПО, специализирующийся на технологиях виртуализации, в конце прошлого года предложил сервис VMware vCloud Hybrid Service. Общедоступное облако компании, предлагаемое в двух вариантах, базируется в ЦОДах по всей территории США, а также в Великобритании.
Сильные стороны: VMware является лидером рынка в области виртуализации, что дает ей огромную базу заказчиков, уже использующих ее ПО. Ее стратегия - предложить им свои гибридные облачные сервисы - представляется довольно эффективным способом увеличить свою долю рынка.
Что следует учесть: Являясь вендором ПО виртуализации, VMware ранее уже пыталась опереться на поставщиков услуг управления ИТ (MSP), чтобы шире вывести свой продукт на рынок, но с ограниченным успехом.
«VMware теперь напрямую конкурирует с этим каналом, но сталкивается с теми же техническими трудностями и многими из тех же трудностей в плане бизнеса, что и эти поставщики услуг», - пишет Gartner.
7. Dimension Data
Изначально эта компания была VAR`ом и системным интегратором, пока не купила OpSource в 2011 году, чтобы предпринять выход на облачный рынок.
У компании значительное глобальное присутствие. Помимо мощностей на обеих побережьях США, она имеет ЦОДы в Великобритании, Нидерландах, Австралии, Гонконге, Японии, Бразилии и Южной Африке.
Сильные стороны: Облачная IaaS компании предлагает унифицированную архитектуру общедоступной и частной платформ, что открывает возможность объединения многих облаков (multicloud federation). Также, компания предлагает уникальную модель для реселлеров: ее партнеры в канале могут продавать свой набор облачных услуг под собственным брендом. Компания сохранила также солидный портфель предложений самой OpSource.
Что следует учесть: Dimension Data разрабатывает свое собственное ПО, имея целью ускорить инновацию и снизить затраты.
«Хотя компания последовательно вводила постепенные улучшения в модель потоковой доставки, она не смогла поспевать за темпом инноваций на рынке в целом. В настоящее время она нацелена главным образом на сделки, включающие в себя услуги управления ИТ», - пишет Gartner.
8. Fujitsu
Этот японский производитель компьютерной продукции имеет ряд предложений на рынке общедоступного и частного облака на уровнях ПО, платформы и инфраструктуры. Компания имеет ЦОДы на Западном побережье США, а также в Германии, Великобритании, Австралии, Японии и Сингапуре.
Сильные стороны: Размер компании и ее охват рынка ИТ-услуг означают крупную, глобальную систему сбыта и, что еще важнее, огромную базу уже имеющихся заказчиков, рабочие нагрузки которых можно перенести в ее облако. Компания уже продемонстрировала успешные продажи облачных услуг своим давним клиентам. Fujitsu имеет обширный портфель разнообразных ИТ-продуктов, что позволяет ей самой разрабатывать большую часть оборудования и ПО для своих облачных услуг.
Что следует учесть: Возможности IaaS от Fujitsu «значительно уступают таковым от лидеров рынка, и этот разрыв увеличивается, а не сужается», - констатирует Gartner в своем исследовании Magic Quadrant.
© 2014. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.
Источник: Джозеф Цыдулко, CRN/США