25 июня 2014 г.
Крупные технологические компании в буквальном смысле способны разорить банковскую отрасль. Традиционные европейские банки уже ощущают давление со стороны финансово-технологических стартапов, приходящих из Кремниевой Долины сразу на глобальные рынки. Этот тренд увидели в консалтинговой фирме Deloitte. И в представленном компанией докладе говорится , что те традиционные финансовые учреждения, которые не станут активно использовать и внедрять новые технологии, вскоре окажутся за бортом рынка. И их не спасет ни славная история, ни безупречная репутация, ни огромная база клиентов.
Аналитики Deloitte уже предупреждают финансовый сектор, что IT-гиганты вроде Apple, Google, PayPal или даже стартап Square способны не только отнять у банков часть рынка, но и полностью растоптать их. Причина — в том, что IT-гиганты ближе к пользователям, чем финансовые институты. Технологические компании через свои продукты регулярно взаимодействуют со своими клиентами: через приложения, веб-сервисы, социальные сети. У большинства традиционных банков и близко нет такой плотности контактов.
В документе отмечается, что интернет-банкинг и инновации в области финансовых услуг могут «значительно подорвать» позиции обычных банков. В самом деле, на этот рынок готовится полноценно выйти Apple, на него со своим продуктом Wallet уже зашла Google, а виртуальные платежные системы становятся все популярнее. В конце концов, еще до конца непонятны перспективы Bitcoin — эта технология может удивить нас всех.
В апреле стало известно, что социальная сеть Facebook собирается выйти на европейский рынок финансовых услуг. По данным издания Financial Times, люди Марка Цукерберга уже обратились в Центробанк Ирландии за лицензией на осуществление денежных переводов и работу с электронными деньгами. Более того, в США компания уже оказывает некоторое количество финансовых услуг. Здесь пользователи соцсети могут переводить деньги за «встроенные» покупки в ряде приложений. Валюта — виртуальная, но конвертировать ее в реальные доллары не составляет никакого труда.
Становится более-менее очевидно, что люди, зарабатывающие себе на жизнь продажей виртуальных товаров на Facebook, совершенно не нуждаются в услугах традиционных банков. А поскольку объемы цифровой экономики постоянно растут, а удельный вес реального сектора экономики постоянно снижается, в ближайшее время банки могут столкнуться с большими трудностями.
Google также заявляла, что хочет развивать собственную систему электронных платежей и онлайн-кошельков. Юристы компании уже даже получают специальное разрешение на работу новых финансовых инструментов IT-гиганта в Великобритании.
Не стоит забывать и о том, что доля товаров, приобретенных пользователями в интернет-магазинах, постоянно растет. Пройдет несколько лет, и большинство товаров долгосрочного пользования мы будем покупать в интернете, а не в реальных магазинах. И рассчитываться за них будем, вероятно, через PayPal или другую виртуальную платежную систему, а не традиционной банковской картой. Google, кстати, еще в мае разрешила пользователям своего онлайн-магазина приложений Google Play платить за приложения не только с помощью традиционных банковских карт, но и с помощью PayPal.
Кроме того, в банковской отрасли наблюдается вполне заметный тренд на снижение популярности кредитов. Люди делают все меньше «больших» покупок и все больше — «незначительных». Например, покупают iPhone или новый компьютер. Большинству потребителей для совершения такой покупки не нужно брать кредит. С другой стороны, рост трат на товары подобного рода подрывает спрос на недвижимость и автомобили, на которые кредиты брали, берут и будут брать. Так что IT-отрасль в настоящее время является главным врагом банковской индустрии не только с точки зрения появления конкурентных продуктов, но и с точки зрения отъема у нее клиентов.
Но главное, чего не хватает традиционным банкам — умения вести статистику и обрабатывать большие объемы данных. IT-компании же следят за своими пользователями основательно и имеют по ним исчерпывающую статистику. Эксперты Deloitte рекомендуют банковским учреждениям внимательно изучать поведение своих пользователей — например, через фирменные мобильные приложения.
Кстати, о том, что проблема конкуренции между банками и технологическими компаниями существует, недавно заявлял и глава Сбербанка Герман Греф: «Если мы не сумеем соединить в нашем старом традиционном банке, хоть и очень сильно модернизированном за последние пять лет, новые инновационные платформы и способности предугадывать новые веяния в технологиях, новые потребности клиентов, к сожалению, мы рискуем оказаться вне рынка». Так что проблема для банков действительно есть, и весьма серьезная.
Источник: Константин Шиян, независимый журналист