18 июля 2014 г.

Наступление эры Post-PC, о которой грезил еще основатель Apple Стив Джобс, похоже, откладывается. После двухлетнего спада объемов продаж персональных компьютеров, спрос на них снова стал расти.

В аналитической компании IDC подсчитали, что по итогам второго квартала 2014 года продажи ПК «просели» всего на 1,7% — это самый медленный спад за последние два года. Корпорация Intel, крупнейший поставщик чипсетов для персональных компьютеров, отчиталась о росте прибыли во втором квартале сразу на 40%.

Intel — компания, которая занимает очень прочные позиции на рынке традиционных компьютеров, но так и не смогла занять свое место на рынке чипов для планшетов и других мобильных компьютеров. Рост ее прибыльности означает только то, что «хоронить» рынок персональных компьютеров еще явно рановато.

Большое значение для индустрии имеет и недавний отчет аналитиков из компании Gartner. Здесь говорят о том, что за период с апреля по июнь 2014 года в мире было продано 75,8 млн персональных компьютеров. Это на 0,1% больше, чем было продано за аналогичный период в прошлом году. Конечно, динамика практически нулевая, но сам факт того, что падение отрасли прекратилось, уже говорит о многом. Многим экспертам начинает казаться, что определенный кризис в отрасли, который наблюдался в последние годы, вызван вовсе не засильем более легких переносных планшетов, а общим отвратительным состоянием мировой экономики. Экономика оживает — и вместе с ней оживает и IT-отрасль. Выясняется, что «слухи о смерти ПК оказались слегка преувеличенными».

Эксперты сейчас говорят, что единственный сегмент, который точно умер из-за влияния планшетных компьютеров, это нетбуки. Кроме того, аналитики обращают внимание на тот факт, что в этом году истек срок поддержки Windows XP со стороны Microsoft. Это заставило многих офисных менеджеров в спешном порядке обновлять программное обеспечение, а вместе с ним — и свои компьютеры.

Генеральный директор Intel Брайан Кржанич говорит, что на развитых рынках активно работает около 600 млн настольных компьютеров и ноутбуков. Традиционный цикл их замены — раз в четыре года. И есть все признаки, что несмотря на кризис, большие и малые частные предприятия придерживаются этого графика обновления оборудования.

Финансовый директор Intel Стейси Смит тоже считает, что ПК-отрасль стабилизировалась. Он также отметил, что, как и в США, на потребительских рынках Китая и других развивающихся стран скоро начнется восстановление спроса. Intel рассчитывает на рост выручки в этом году как минимум на 5%.

Аналитик NPD Display Стивен Бейкер говорит, что в США сейчас наблюдается бум популярности новых настольных компьютеров: пользователи одинаково серьезно охладели в последнее время и к планшетам, и к ультрапортативным лэптопам. В конечном счете, к большинству потребителей приходит осознание того факта, что все равно большую часть рабочего времени они проводят за столом в офисе. А за столом в офисе удобнее всего работать как раз за настольным компьютером — с большим монитором и настольными операционными системами.

В то же время Бейкер отмечает, что продажи планшетов в этом году практически не растут и находятся на одном уровне. Более того, во втором квартале 2014 года глобальыне поставки планшетных компьютеров сократились с 59 млн штук до 56 млн. По мнению экспертов из NPD, все дело в том, что многие активные пользователи мобильных технологий переходят с использования 7-дюймовых планшетов на смартфоны с большими экранами (от 4,7 до 6 дюймов). По той же причине, кстати, падают и продажи электронных букридеров.

Аналитик Forrester Research Фрэнк Джилетт говорит, что изначально продажи ПК немного просели, потому что потребители поверили в чушь маркетологов о том, что планшеты могут заменить обычные компьютеры. В 2010 году появился первый iPad, и продажи ПК по всему миру упали на 0,5%, в 2011 году — на 3,5%, а в 2013 году рынок и вовсе просел на 10%. Но после того, как стали поступать сигналы о том, что Microsoft-таки собирается вернуться к старым ценностям и снова адаптировать Windows не под планшеты, а под традиционные компьютеры, потребители пересмотрели свои приоритеты.

Теперь на рынке наблюдается период «отрезвления», подчеркивает аналитик. И прогнозирует: рост рынка ПК в ближайшие годы будет становиться только все более уверенным. «Windows 8, слабая экономика и появление планшетов — вот что негативно сказывалось на продажах ПК. Теперь влияние всех этих факторов по-прежнему существует, но оно уменьшается», — заключает Джилетт.

В 2011 году тогдашний гендиректор HP Лео Апотекер говорил о том, что давление на индустрию ПК со стороны планшетных комьютеров будет постоянно усиливаться.

«Эффект планшетов реален», — подчеркивал он и даже собирался выделить бизнес HP по производству ПК в отдельную компанию.

Три года спустя эти заявления выглядят бредом. Боб О’Доннелл, основатель аналитической компании TECHnalysis, говорит, что в действительности мы сейчас живем не в эпоху Post-PC, а эпоху Post-tablet.

«Планшеты могут быть привлекательны и удобны для каких-то задач. Но для работы мы по-прежнему нуждаемся в компьютерах», — заключает он. И добавляет: «Только 10% времени, которое мы проводим в интернете, мы посвящаем планшетам. Значение „таблеток“ будет падать по мере того, как их станут вытеснять смартфоны с большими дисплеями».

Источник: Константин Шиян, независимый журналист