28 июля 2014 г.
В середине лета произошли два события, связанные с развитием голосовых сервисов, доступных для пользователей смартфонов. Будут ли они актуальны для рынка или они настолько не заслуживают внимания, что их можно отнести к разделу «прочее»?
Компания BlackBerry, последней из крупных вендоров, создающих платформы для смартфонов, объявила о реализации «голосового ассистента». Согласно обнародованным на официальном блоге планам вендора, «ассистент» должен быть встроен в BlackBerry OS 10.3, дебют которой должен состояться до конца года. Согласно планам компании первым смартфоном, работающим под управлением BlackBerry OS 10.3 должна стать модель Passport, привлекающая повышенное внимание из-за своего необычного дизайна — квадратный дисплей, да еще и аппаратная алфавитная клавиатура.
Согласно анонсу «голосовой ассистент» BlackBerry достаточно глубоко интегрирован с интерфейсом операционной системы и стандартных приложений. Например, она позволит включать и выключать фонарик, добавлять события в органайзер, переключать звуковые профили и т. д. Разумеется, с помощью этой системы можно голосом активировать голосовой вызов. Насколько удобна будет эта система в повседневной работе, как быстро и насколько хорошо она обучается в процессе работы (а на «самообучении» Assistant вендор делает особый акцент), как у нее обстоят дела с поддержкой национальных языков — на эти и многие другие вопросы можно будет ответить только после появления гаджетов на платформе BlackBerry OS 10.3.
Другие популярные платформы уже имеют «голосовых ассистентов». Siri, реализованный в iOS начиная с пятой версии, стал наиболее известен стараниями не столько маркетинга Apple, сколько фанам продукции компании. На платформе iOS может работать «ассистент» Google Now, который, разумеется, доступен и для платформы Android. Для платформы Windows Phone корпорация Microsoft создала «ассистента» Cortana.
Во многом появление «ассистентов» — дань моде, остаться в стороне от которой BlackBerry просто не могла. Голосовое управление любопытно, но на практике оказывается актуально лишь для относительно небольшого процента пользователей. Оно, бесспорно, актуально для пользователей с ограниченными возможностями или, например, для некоторого количества активных абонентов-гиков, но таковых немного.
Для массового пользователя голосовые «фишки» любопытны, но не более того. И дело тут не только в том, что поддержка русского языка в большинстве из них отсутствует, а во многих случаях еще и оставляет желать лучшего, но и в функциональных возможностях, и в психологических ограничениях. Пример актуальности голосового управления для взаимодействия со смартфоном во время управления авто не совсем верен: потенциально опасен сам факт переключения внимания от ситуации на дороге к гаджету — будь то телефонный разговор или запрос навигационной системе — а техническая сторона этого вопроса глубоко вторична, например, беседа по hands-free также отвлекает внимание от дороги, как и разговор по телефону, удерживаемому у уха, а также как беседа с пассажиром. В остальных же ситуациях качество распознавания голоса — особенно в реальных условиях, когда оно осложнено посторонними шумами — и ограничения во взаимодействии с приложениями делает работу с «ассистентами» менее удобной, чем традиционное управление гаджетом. Помимо технических моментов, ограничивающих использование такой формы управления, есть еще и психологические — вряд ли кому из абонентов хочется афишировать свои действия со смартфоном, даже если они вполне легальные и безобидные. То есть проблема ровно та же, что и с «голосовым вызовом» и «голосовым управлением», которые стали массово появляться на телефонах лет десять назад, но популярными так и не стали.
Популяризация «голосовых ассистентов» вендорами может иметь и другой аспект: технологии проходят масштабное тестирование перед реализацией в носимых устройствах — «умных очках», «умных часах» и т. д. Это выглядит логично, ведь управлять «очками» через меню проблематично. Однако, бума носимых устройств пока не наблюдается. Казалось бы, «умные часы» должны были встряхнуть рынок, но этого не произошло. Уже много месяцев в продаже присутствуют самые разные решения как лидеров рынка (Sony, Samsung и других), так и третьих фирм (Pebble, Cookoo и т. д.), многие модели уже доступны во второй-третьей версии, то есть устройства успели пройти некоторый путь в совершенствовании своих возможностей и в развитии пользовательского интерфейса, но... бума не происходит. Принципиально ситуацию вряд ли изменит и появление долгожданных часов от Apple, не говоря уже о развитии «голосовых ассистентов».
Но даже несмотря на отсутствие ажиотажного спроса «умные часы» уже более чем заслуживают попадания в канал. Спрос на них уже заметен, а сейчас не то время, когда дистрибьюторы и реселлеры могут позволить себе пренебречь какими-либо востребованными рынком позициями. Очередные новости о «голосовых ассистентах» если и привлекут дополнительное внимание к носимой электронике, то на реальных продажах это заметно не отразится.
Однако, в середине лета произошло еще одно событие, косвенно связанное с возможностями «голосового управления»: на российский рынок вышла модель Vertu Signature Touch с отдельной аппаратной кнопкой для быстрого доступа к сервису Vertu Concierge. По сути, консьерж-сервис — та же самая Shiri, только реализованная с участием оператора-человека, что делает использование проще, возможности шире, а стоимость выше.
Предоставление консьерж-сервисов — один из реальных бизнес-кейсов, способных принести каналу реальную пользу от голосовых сервисов. Конечно, сервис актуален для достаточно узкой прослойки Upper Middle Class (но, заметим в скобках, достаточно платежеспособной). Разумеется, задача сделать сервис из luxary-сегмента доступным и актуальным в более массовом секторе весьма непростая, а создать на базе этого коробочный продукт, разработать для него ценовую и маркетинговую политику, и, наконец, ввести его в канал еще сложней. Но задача, вместе с тем, вполне подъемная и союзником в этом будут консьерж-сервисы, которые, между тем, на территории РФ работают («подписка» на них, например, идет в комплекте с некоторыми моделями авто, не обязательно «люксовыми») и весьма заинтересованы в привлечении новой клиентуры.
Основной вопрос не столько в маркетинговых технологиях, сколько в политической воле руководства компаний: возьмется ли кто-нибудь за развитие нового направления в условиях кризиса?
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE