7 августа 2014 г.
Camera & Imaging Products Association сообщила об итогах июня, в течение которого мировой рынок получил 3,3 млн цифровых фотокамер. По сравнению с июнем прошлого года в поставках наблюдается спад на 24%. В сегменте зеркальных камер спад еще значительней (31,1%). Если рассматривать камеры со сменной оптикой — вместе и «зеркалки», и беззеркальные — то этот сегмент падает вместе с рынком — поставки уменьшились на 24,4%. Легко видеть, что это означает рост поставок беззеркальных моделей, которых, несмотря на общее падение рынка, поставлено за месяц на 17% больше, чем в июле 2013.
Тенденции просты и понятны. Встроенные камеры планшетов и смартфонов для большинства пользователей вполне способны заменить компактные цифровые фотоаппараты. Увеличиваются продажи смртфонов — уменьшаются поставки фотокамер. А мировые продажи смартфонов, заметим, растут: по данным Canalys, второй квартал текущего года оказался на 23% в натуральном выражении «урожайнее» аналогичного периода прошлого года.
Популярность беззеркальных камер — иногда их называют «системными» — тоже ни для кого не секрет. По своим возможностям они явно превосходят камеры смартфонов, вплотную приближаясь к «зеркалкам», но массу и габариты имеют небольшие, а поэтому заметно удобней зеркальных моделей. А так как не имеют механических узлов, управляющих зеркалом, то от «зеркалок» отличаются меньшей ценой и более надежной конструкцией. Тренд популярности системных камер тоже появился на рынке довольно давно, поэтому никого не удивляет.
В больших количествах фотокамеры уходить с прилавков уже не могут. Как мы уже говорили, они мало кому нужны, а многие из тех, кому нужны, фотоаппараты уже купили и менять не собираются. Ведь серьезные камеры — «продукт длительного использования», их не меняют каждый год, как, например, смартфоны.
Что из этого следует для реселлеров? В тактическом будущем упор следует делать на «системные камеры» — их продажи сейчас на подъеме и такая ситуация сохранится еще
За это время реселлерам следует перестроить восприятие цифровых фотокамер, причем как восприятие покупателями, так и игроками рынка. Камеры давно перестали быть массовым товаром, они стремительно превратились в товар нишевый, а надо бы, чтобы их воспринимали как элитный. Во-первых, это позволит продолжать продавать камеры — элитарность во все времена была модной. Во-вторых, «элитарный» подход к продвижению камер позволит продавать к ним самые разные опции — сменные объективы, светофильтры, внешние вспышки, штативы, моноподы, бленды и т. д. — а также сопутствующие товары, к которым можно отнести, например, принтеры с бумагой и картриджами, фоторамки, как обычные, так и цифровые, и т. д. В качестве товара можно продавать страховки на камеры — стоят они заметных денег, а сопровождают владельца даже в полевых условиях — абонементы на курсы фотографии и мастер-классы опытных фотографов.
Разумеется, если задвинуть камеры на дальние полки, как и другой ставший нишевым товар (аудиоплееры, электронные книги, навигаторы и пр.), активно продавать не удастся даже сами фотоаппараты, не говоря уже про перечисленные опции к ним. Фотокамерам нужно постепенно отводить «премиальные» зоны в точках продаж, с оформлением, отличающимся от зон для размещения «попсовых» товаров — телефонов, массовых смартфонов и пр. Это подчеркнет статусность фотокамер как товара-не-для-всех. Разумеется, придется обучить консультантов, чтобы они могли быстро и просто объяснить покупателю, чем и почему отличаются друг от друга снимки, сделанные на смартфон и на камеру, хотя сенсоры у них имеют одинаковое количество мегапикселов. Также консультанты должны сами понимать, чем камера лучше смартфона при съемке в путешествии, при фотографировании любимого чада, создания портрета жены или съемке обожаемого кота. Сейчас на эти простые вопросы ответит далеко не каждый человек с высшим техническим, поэтому консультантов обучать придется.
Стоит ли таких усилий продвижение фотокамер? Стоит. Сегодня «средний чек» для фотокамеры со сменными объективами составляет около тысячи долларов, что по нынешним временам для цифрового ритейла очень приличная сумма. А еще к фотокамере можно продать опций и сопутствующих товаров, как минимум, на такую же сумму, пусть не сразу, но можно. Заметим, что заставляя покупателя снова и снова возвращаться в ваш магазин — то за поляризационным фильтром перед поездкой на море, то за второй батареей перед тем, как пойти в поход, и т.д, и т.п. — вы получаете лояльного клиента, причем гарантированно платежеспособного (ну не каждый готов отдать тысячу долларов только за камеру!), который кроме фототехники, возможно, будет приобретать у вас и другое оборудование.
Заметим, многие другие цифровые товары — пусть дорогие и «не-для-всех» — не дают реселлерам таких возможностей по приобретению лояльных клиентов. Согласитесь, что покупателям дорогих топовых смартфонов, девайсов в корпусах «со стразиками» и даже элитных Vertu невозможно предоставить аналогичный спектр опций, заставляющих возвращаться к вам раз за разом. Хотя бы поэтому фототехника заслуживает самого пристального внимания реселлеров, не говоря уже о значительной сумме «среднего чека» как на саму камеру, так и на опции м сопутствующими товарами к ней.
Источник: Александр Маляревский