14 августа 2014 г.
Мир знает массу крайне успешных технологий и продуктов: Bitcoin, Uber, устройства для 3D-печати. В то же время миллионы стартаперов по всему миру пытаются в очередной раз на свой лад «изменить мир», но получается это сделать только у единиц. Где та грань, которая отделяет успешную и востребованную технологию или продукт от никому не нужных, странных интернет-услуг?
Контрибьютор Fast Company Кристин Эйрен полагает, что индустрия IT развивается ровно по тем же законам, по которым промышленность и биологическая эволюция в целом развивались много лет подряд.
В 1974 году в мире появился первый персональный компьютер. Затем мир пережил рождение Интернета и развитие клеточных технологий. Это не просто банальные примеры технологий, которые изменили нашу жизнь. За каждой из них стоит своя история успеха, полная страданий и душевной боли.
И прогресс продолжается поныне с невероятной скоростью. Только в последние годы мы увидели Bitcoin, Propser, Airbnb, Uber, Tesla, Oculus VR, Wikileaks, множество моделей 3D-принтеров. Появились такие явление, как краудсорсинг, венчурное финансирование, стартапы, позволяющие небольшим коллективам становиться успешными на глобальном рынке.
Тем не менее, конкуренция в IT-индустрии с каждым годом становится только все более жесткой. Шансов на то, что ваш стартап окажется успешным даже на локальном местном рынке, будем откровенны, совсем мало.
Тем не менее, инвесторам из Силиконовой Долины, которые научились распознавать потенциально огромные бизнесы, удается видеть те общие для всех черты технологий, компаний и продуктов, которые приобрели бешеный успех. Таких черт как минимум четыре.
1. Они разрушают устоявшийся баланс сил на рынке
Технологии и компании, которым удается найти миллионы и тысячи клиентов, претендуют на то, чтобы побеждать лидеров своей отрасли. Но не за счет капитала или логистики, а за счет новых разработок или переосмысления старых. Tesla не только выпустила первый достойный электрокар на рынке, но и отказалась от практики сотрудничества с автосалонами: машину можно заказать прямо через интернет.
3D-печать позволила любому инженеру или просто гику прямо на дому организовать мини-завод по выпуску прототипов своей продукции. До недавних пор на производство собственных товаров могли претендовать только владельцы миллионов долларов, способных разместить производство в Китае. На создание прототипа деньги порой тоже уходили колоссальные.
Wikileaks стал медийной площадкой для хакеров, которой у них никогда до сих пор не было. Для того, чтобы о технологии или сервисе стартапера говорили, она или он должны полностью изменить наши представления о своих потребительских привычках.
Никто в Кремниевой Долине уже не дает деньги на создание очередного конкурента Google или Facebook, если у них нет революционной и полезной технологии, способной поменять баланс сил на рынке.
2. Технологии должны вызывать спорную реакцию
Появление успешных сервисов и технологий всегда порождает сопротивление. Когда Apple выпустила iPhone, топ-менеджеры BlackBerry и Nokia тут же стали убеждать потребителей в том, что им не нужен смартфон без физических клавиш. Но обе компании, считавшиеся лидерами рынка, оказались на грани своего существования всего через несколько лет.
Еще один хороший пример — «крестовый поход» политиков против Джулиана Ассанжа. Его признали преступником практически во всем мире.
Или взгляните на бесконечную череду судебных исков против Tesla. Традиционные таксопарки с огромным энтузиазмом преследуют по всей Европе.
Банковская отрасль требует немедленно заблокировать Bitcoin.
Но по-настоящему прорывные продукты справляются с трудностями. Уж сколько столичных городских чиновников не пыталось замедлить развитие сервиса Airbnb, но компания уже оценивается в $10 млрд. Это потому что практически всем людям, которые пользуются этим сервисом, он нравится.
3. Они выводят уровень прозрачности на новый уровень
Несмотря на то, что инженеры самых технологически продвинутых компаний мира показывают поразительные чудеса изобретательности, руководство их компаний часто отдает свои самые интересные ценности всему миру бесплатно. Так сделала, например, компания Tesla, когда вывесила в интернет исходный код всех технологий, которые используются при создании их электрокаров.
Аналогичным образом поступили создатели шлема виртуальной реальности Oculus VR. Деньги на его производство они собрали на краудсорсинговой платформе Kickstarter, а затем выложили все исходники своих кодов в публичный доступ.
По тому же пути пошли и создатели Bitcoin — это первая в мире валюта, у которой нет единого эмиссионного центра. Нет человека, который может спровоцировать здесь инфляцию в одностороннем порядке.
Открытые системы толкают мировой прогресс, и сейчас выходит так, что наибольшего успеха добиваются компании, которые не «прячут» свои технологии.
4. У них экспоненциальный потенциал
Новые технологии приводят к тому, что капитал в мире становится более подвижным: «вечных» компаний уже быть не может, и за счет технологии быстрый и продвинутый стартап может победить в тысячи раз большую его компанию, застрявшей в бюрократии.
Но для того, чтобы у стартапа была возможность стать многомиллионным бизнесом, его рост должно ограничивать как можно меньше факторов. Наиболее прибыльными являются компании, которые быстро начинают работать на глобальном рынке. Бизнес которых отлично масштабируется и позволяет вырасти в объемах в два раз при сохранении тех же расходов и той же численности штата, что и прежде.
И главное: через десять лет мы будем жить совсем в другом мире, чем тот, в котором живем сегодня. Возможность изменить его в соответствии со своими принципами есть у каждого.
Источник: Константин Шиян, независимый журналист