25 августа 2014 г.
Acer выпустил Chromebox CXi, свой первый настольный компьютер на платформе Google Chrome OS. Ранее аналогичные решения мировому рынку предложили Asus и Samsung. Пионером «хромтопов» была корпорация LG, но ее решения на глобальный рынок не повлияли.
Chromebox построен на архитектуре Intel — использует двухъядерный процессор Celeron 2957U/1,4 ГГц, имеет «на борту» 4 Гб оперативной памяти и твердотельный диск 16 Гб. У системы четыре разъема USB 3.0, LAN, HDMI, DisplayPort, комбинированный разъем для динамиков и микрофона, а также слот для SD-карт, из беспроводных интерфейсов система поддерживает Wi-Fi (a, b, g, n) и Bluetooth 4.0. Корпус очень компактный — объем составляет всего 0,6 литра — его можно располагать вертикально или крепить на задней стороне монитора, тогда компьютер вообще не занимает места на столе. Цена для американского рынка — 180 долл., включая клавиатуру, мышь, блок питания и крепление VESA, обеспечивающее монтирование компьютера на обратной стороне монитора.
Интерес к системам на платформе Chrome OS внезапно оказался весьма велик и продолжает расти. Но до последнего времени это относилось к мобильным компьютерам на этой платформе — «хромбукам».
По данным Display Search, с января по май текущего года на американском розничном рынке они заняли 35% в штучном выражении. На этом фоне вполне логична попытка вендоров на волне успеха мобильных решений, работающих под управлением платформе Chrome OS, предложить рынку и стационарные chrome-устройства. Перспективы у таких решений, конечно же, есть. Но оценить их пока сложно. Если актуальность недорогих мобильных систем, пусть даже с невысокой производительностью, доказали нетбуки, освобожденное от которых место успешно заняли «хромбуки», то успехи неттопов были более чем скромны. Чем была вызвана тогда малая популярность неттпов, сейчас сказать сложно: или рынок не успел их «распробовать» до того, как «нет-направление» было свернуто как в мобильном, так и в стационарном варианте, или пользователи оказались не готовы мириться с небольшой производительностью стационарных систем, рассматривая последние для тяжелых задач — от игр до видеомонтажа. Некоторую долю рынка «хромтопы» все же займут.
Есть ли перспективы у «хромтопов» на российском рынке? Как ни странно, в отличие от «хромбуков», у стационарных решений на платформе Chrome OS определенные перспективы есть. Причина проста: в данном случае можно легко обеспечить и устойчивое широкополосное подключение, и обеспечить компьютеру емкую дисковую подсистему, подключив через USB-внешний жесткий диск (постоянно носить с мобильным компьютером внешний «хард» попросту неудобно) или используя хранилище домашней локальной сети (ноутбук же обычно сопровождает владельца не только в пределах квартиры). То есть обе психологические проблемы, мешающие распространению систем на платформе Google, — во-первых, «хром»-решения считают неудобным без быстрого интернет-доступа, который в российских условиях возможен далеко не везде, во-вторых, не доверяют облакам, предпочитая персональную информацию хранить на дисках локальных машин — при использовании «хромтопа» можно устранить весьма просто. Кейсы эффективного применения сетевых компьютеров частными российскими пользователями очевидны.
«Хромтоп» может быть, например, компьютером для пожилого пользователя, которому не нужны тяжелые приложения, а для электронной переписки, работы с социальными сетями, серфинга по сайтам и интернет-телефонии возможностей «хромтопов» более чем достаточно. Такой пользователь обычно не имеет предпочтений к операционным системам, ему все равно, с к какому графическому интерфейсу привыкать. Немаловажно, что в «хромтопе» неопытный пользователь не сотрет важные системные файл, не поймает вирус и т. д., то есть в реальных условиях у пожилого пользоваеля стабильность работы системы будет много выше, чем при наличии windows-компьютера.
В некоторых случаях «хромтоп» будет неплохим выбором для учащегося, причем не только из-за устойчивости «операционки», но и по причине значительных ограничений для игр (хотя развитие браузерных релизов снижает актуальность этого тезиса). Возможностей «хромтопа» вполне достаточно для решения задач, стоящих перед большинством учащихся школы или колледжа (а зачастую, и вуза), за исключением обучающихся на некоторых технических специальностей и, конечно же, энтузиастов. Заметим, что Acer делает акцент на соответствии новой системы задачам учащихся, но в реальности при выборе ученического компьютера на «хромтопе» остановятся, скорее, из-за низкой цены, действуя по принципу «лучше это, чем ничего».
«Хромтопы» могут быть полезны и продвинутым пользователям, которым в ряде случаев не помешает дополнительный сетевой медиацентр и «компьютер-для-серфинга». В данном случае преимуществом «хромтопа» будет быстрая загрузка — всего 8 секунд по заявлению производителя — компактность и низкая цена.
Есть и другие кейсы, но перечисленных достаточно, чтобы показать, во-первых, определенные перспективы у «хромтопов» есть, но они — товар нишевой, во-вторых, ниши относительно немногочисленны и достаточно узки. Это означает, что теоретически покупатели для «хромтопов» в России есть. Практически же ожидать, что такие системы будут раскупаться, как горячие пирожки, явно не стоит, а эпизодические продажи такой техники для розничных реселлеров малоинтересны по причине низкой стоимости «хромтопа» и, как следствие, небольшой маржи, которой можно с него получить. То есть продвигать «хромтопы» на российском рынке можно или рассчитывая, что мировая мода поможет продажам устройств этого типа на местных рынках (на это надеяться не стоит), или имея штат продавцов-консультантов, умеющих продавать нишевую продукцию (а в этом случае есть некоторая вероятность коммерческого успеха). То есть начинать торговлю системами на Chrome OS можно, но очень осторожно и не рассчитывая на большие успехи, во всяком случае, в ближайшее время, пока рынок новый товар не «распробует».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE