1 сентября 2014 г.

Плазменные технологии построения панелей телевизоров окончательно уходят в прошлое. В конце августа компания LG объявила о решении прекратить выпуск «плазмы» — Plasma Display Panel (PDP). LG — последняя из трех крупных компаний, выпускавшей плазменные панели. Первым из тройки лидеров этот рынок покинул Panasonic, затем о решении оставить только производство жидкокристаллических решений объявил Samsung и, наконец, настал черед LG, сворачивание которой производства PDP, по сути, подвела черту под эрой плазменных телевизоров. Три ушедшие компании контролировали бОльшую часть мирового производства PDP, но даже их совместные усилия не могли сохранить рыночную долю плазменных телевизоров, а с уходом этой тройки она начнет падать еще стремительнее, хотя некоторые вендоры (например, Sony) на этом рынке еще остаются.

В начале текущего года «плазма» занимала менее 5% рынка телевизоров (в натуральном выражении). По данным IHS, за первый квартал 2014 года в мире было продано 49,36 млн. телевизоров, из которых плазменных — всего 2 млн. При этом падение продаж «плазмы» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 16%. Но, как считают аналитики рынка, например, из компании Display Search, плазменные модели будут доступны на рынке и в следующем году, но доля их продаж упадет вдвое относительно уровня текущего года и будет совсем невелика.

Сворачивание производства LG будет производить поэтапно, какое время займет этот процесс, и когда выпуск плазменных дисплеев будет прекращен окончательно, представители компании не сообщают. Учитывая опыт Panasonic можно предположить, что плазменные решения LG будет выпускать еще несколько месяцев, а на рынке они будут присутствовать не менее полугода с момента окончательного сворачивания производства. Напомним, что Panasonic объявил о своем решении свернуть производство в октябре прошлого года, две из трех фабрик компании, выпускавшие «плазму», были закрыты той же осенью, а последняя, третья, продолжала работу до марта 2014 года; при этом в продаже плазменные панели Panasonic присутствуют в продаже даже сегодня.

В противостоянии жидкокристаллических и плазменных экранов было принято считать, что «плазма» обеспечивает более контрастное, а потому более качественное изображение. Но с развитием технологий производства жидкокристаллических решений это преимущество осталось в прошлом, такая же судьба ранее постигла и другие особенности «плазмы», некогда обеспечивающие ей превосходство над ЖК — равномерность подсветки, возможность выпуска панелей большой диагонали и т. д. В результате у покупателей не осталось резонов приобретать более дорогие и тяжелые плазменные решения, которые потребляли гораздо больше энергии, чем ЖК. Последняя особенность важна не столько в плане «зеленых функций», сколько влияла на продолжительность непрерывной работы (рассеиваемое «плазмой» тепло нужно было каким-то образом отводить от панели) и на время жизни всего устройства (пикселы «плазмы» выгорают относительно быстро).

Не прошло и недели с момента объявления LG о сворачивании производства «плазмы», как было объявлено о выпуске «убийц „плазмы“» и это заявление, что характерно, сделала тоже компания LG. Компания предлагает рынку OLED-телевизоры с UltraHD-разрешением, да еще и с изогнутыми дисплеями. Новые модели 65EC9700 и 77EG9700, имеющие, соответственно, диагонали экрана 65 и 77 дюймов, интересны наличием четвертого канала в цветовой модели — кроме традиционны красного, зеленого и синего светодиодов в формировании изображения на каждом пикселе участвует еще один светодиод, создающий белое свечение. Такое решение положительно отражается на контрасте создаваемого изображения, а особенно на реалистичности некоторых сцен — например, снежных и других, на которых большинство элементов окрашено в белый цвет. К интересным особенностям этих телевизоров стоит отнести работу их smart-составляющей под управлением webOS, «наследницы» Palm OS, права на которую LG приобрела у Hewlett-Packdrd. Новинки стоят недешево — для южнокорейского рынка цена младшей модели составляет порядка 11 тыс. долл., о ценах старшей модели, равно как и о сроках выхода OLED-моделей на рынки Северной Америки и Европы компания не сообщает.

Очевидно, что на фоне таких решений у плазменных панелей рыночные шансы практически отсутствуют, так как они оказываются лишены последнего преимущества — более высокой контрастности изображения. OLED-телевизоры пока стоят достаточно дорого, но тут нужно помнить, что новинки имеют разрешение 4К, а доступные на рынке плазменные панели — не более FullHD (то есть вчетверо меньше), поэтому прямое сравнение некорректно. Учитывая остроту конкуренции на рынке ТВ, можно предположить, что цены на OLED-решения достаточно быстро упадут и без наличия на рынке сколько-нибудь заметной конкуренции со стороны «плазмы».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE