3 сентября 2014 г.
Глобальный корпоративный рынок явно демонстрирует оживление, впервые за много сезонов. Однако, общий рост хоть и внушает оптимизм, не распространяется на все сегменты рынка. Локальные и нишевые рынки, как и следовало ожидать, показывают разнонаправленную динамику. Но размах показателей удивляет.
Локомотивом для рынка ПК ситуацию на корпоративном рынке называет IDC. Несмотря на относительно позитивные результаты второго квартала текущего года, компания ожидает спада мирового рынка ПК по итогам 2014, но ожидаемую глубину спада после подведения итогов Q2 скорректировала с 6% до 3,7% в натуральном выражении по сравнению с 2013. При этом, по мнению аналитиков компании, смягчение будет достигнуто за счет роста розничных продаж на развитых рынках и в результате оживления корпоративного сегмента.
Позитивные новости приходят от крупнейших вендоров. Например, Hewlett-Packard во втором квартале увеличил продажи компьютеров на 12% в натуральном выражении. Такой впечатляющий рост в компании связали, в частности, с обновлением парка корпоративных ПК, что коррелирует с выводами IDC. HP считает, что обновление парка вызвано завершением поддержки корпорацией Microsoft пользователей Windows XP. Однако, влияние на рынок ситуации с ХР, скорее всего, несколько преувеличено.
По данным собственных исследований «Лаборатории Касперского», проведенных прошедшим летом, в мире под Windows ХР работает 16,37% компьютеров, этот показатель снижается со времени завершения продаж этой операционной системы в среднем на десять процентных пунктов в год, и это лето принципиально ничего не изменило в данном тренде. Значит, оживление корпоративного сегмента обусловлено в большей степени внутренней логикой его развития, чем внешними действиями Microsoft, хотя и последние, конечно же, оказали некоторое влияние.
Заметим, что на общее оживление корпоративного рынка указывает рост продаж серверов, при этом на динамику поставок этих систем ситуация с Windows XP точно не влияет. Во второй четверти текущего года выросли продажи серверов в регионе ЕМЕА, по данным Gartner Group: всего было реализовано 554,8 тыс. серверных решений, что показало прирост в 0,8% (здесь и далее сравнение с аналогичным периодом прошлого года). Рост, конечно, не великий, но увеличение продаж достигнуто впервые за последние одиннадцать (!) кварталов. Вырос серверный рынок и в денежном выражении, достигнув объема в 3,2 млрд., что показывает рост на 3,8% и достигнут он впервые за последние десять кварталов.
Рост продаж серверов весьма неравномерен. Например, если серверы на платформе х86 принесли компаниям доходы больше чем на 12,7%, то в сегменте «RISC-системы/Itanium-UNIX» спад составил 23,6%. Если в целом по региону наблюдаем рост, то Западная Европа продемонстрировала опережающий рост (на 1,3% в натуральном и на 4,8% в денежном выражении), а Восточная Европа, наоборот — продолжающийся спад (-1,6% и −5,6%, соответственно). Показатели продаж по вендорам указывают на усиление конкуренции. Например, Hewlett-Packard на фоне общего роста рынка снизил поставки на 5,16% в натуральном выражении, но все равно сохранил лидерство в этом сегменте, расположившийся на втором месте Dell нарастил продажи на 5,54%, а занявший третье место IBM увеличил отгрузки на 11,58%. Как видно, детализация ситуации показывает, что рост происходит, но далеко не везде и не у всех.
Напомним, что общие показатели продаж компьютеров на российском рынке достаточно печальные — по данным IDC, за второй квартал локальный рынок ПК в РФ сократился на 19,2% в штучном и на 31,8% в денежном выражении. Данные приведены без разделения на продажи индивидуальным пользователям и компаниям, но очевидно, что даже если российский корпоративный сегмент и рос, то ситуацию в целом на рынке не спасал.
Но есть некоторые основания для умеренного оптимизма. «В текущий момент, оценивая перспективы продаж серверов до конца года, можно выделить две группы факторов, способных оказать существенное влияние на объемы бизнеса, — говорит Александр Гладкий, руководитель отдела вычислительных платформ и систем хранения данных IBS Platformix. — С одной стороны, технологические факторы будут способствовать росту объемов — сейчас наступает трехлетний срок обновления вычислительных ресурсов после первой волны интереса к виртуализации со стороны заказчиков. С другой стороны, экономические и политические факторы — санкции, нестабильность курса валюты и пр., — способны оказать серьезное негативное влияние на объем рынка. Суммируя воздействие факторов, мы ожидаем небольшой рост продаж серверного оборудования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Как видно, логика развития у российского корпоративного рынка точно такая же, как и у мирового, а поправки связаны с экономической ситуацией. Если это справедливо для серверов, то будет справедливо и для клиентских ПК.
Например, переход на новые ПК актуален для улучшения управляемости систем при работе в составе корпоративной информационной системы и для снижения стоимости администрирования, что в результате приводит к уменьшению стоимости владения корпоративным парком компьютеров. Другой пример: набирает силу модный тренд смены десктопов традиционной конфигурации на моноблоки, что позволяет экономить пространство в офисах, а это актуально для российских компаний точно так же, как и для фирм из любого другого региона мира. Наконец, вне зависимости от технологических трендов и модных тенденций старые системы выходят из строя, устаревают — как технически, так и морально — и поэтому требуют замены. Кризисные явления и нестабильность в экономике, конечно, вполне могут привести к отложенному спросу, но нельзя спрос откладывать вечно!«
Представители российских компаний считают, что падение привело к тому, что рынок достиг дна, и теперь неминуем «отскок». Такие ожидания субъектов рынка вполне можно назвать оптимистичными. «Мы считаем, что рынок настольных компьютеров стабилизировался, дальнейшего падения не будет, — говорит Дмитрий Клешнин, вице-президент OCS Distribution. — В случае стабилизации в экономике мы ожидаем некоторого роста, как минимум в корпоративном сегменте».
«Европейский рынок ПК показывал рост в предыдущем квартале за счет корпоративных поставок. — подчеркивает Александр Катаев, генеральный менеджер Lenovo в России, и отмечает, что ситуация в корпоративных продажах на российском рынке даже при падении была лучше, чем в потребительских. — Если рассматривать российский рынок, то на фоне падения потребительского сегмента в
Исходя из вышесказанного, наступившей осенью можно ожидать даже умеренного роста продаж ПК корпоративным заказчикам на российском рынке. Однако ситуация не будет простой. В складывающейся экономической ситуации покупатели будут торговаться за каждую копейку, а некоторые клиенты будут продолжать формировать отложенный спрос. То есть продажи постепенно пойдут, но заказов на всех не хватит. Реселлерам придется преодолевать жесткую конкуренцию, что-либо продать удастся лишь лучшим.
Источник: Александр Маляревский