9 сентября 2014 г.
Современные принтеры получают все более развитую smart-составляющую. Напрямую на качество отпечатка она не влияет, но позволяет устройствам выполнять целый ряд функций, делающих настройку параметров печати быстрее, позволяющих выполнять пред-печатные манипуляции с документами, а также направленные на управление файлами и документами, вплоть до создания простых систем документооборота. Эти возможности появились давно, вендоры развивали их много лет. Использование smart-функций, конечно, опционально, но применять современный принтер только для печати с настройками «по умолчанию», все равно, что использовать smart watch только для индикации времени. Знание этих возможностей принтера и демонстрация их потенциальному покупателю даст реселлеру некоторое преимущество, причем как на розничном, так и на корпоративном рынке.
От прямой печати — к «облакам»
Сегодня принтеры получают расширенные возможности прямой печати (то есть без участия компьютеров), что актуально не только для домашних устройств, но и для корпоративных — тренд BYOD хотя и не столь моден, как раньше, но продолжает развиваться. Устройства получают возможности работы с «облаками»: принтеры позволяют печатать документы напрямую с «облаков», а МФУ — еще и отправлять отсканированное в «облачные» хранилища. Данный тренд задала корпорация Hewlett-Packard, в начале 2013 года представив МФУ, которые можно было рассматривать уже как периферию для корпоративных «облаков».
Сейчас интеграция с «облаками» для принтеров и МФУ стала настолько привычной, что при анонсе новых устройств вендор на этих возможностях не акцентируется, но они присутствуют. Например, анонсированные Canon в последние дни августа струйные корпоративные МФУ и принтеры серии Maxifi, ориентированные на большие объемы печати, поддерживают Cloud Link, который обеспечивает девайсам взаимодействие с облачными хранилищами Evernote, Dropbox, OneDrive и Google Drive, а также с сервисами Apple AirPrint и Google Cloud Print. Аналогичные возможности есть у анонсированных в середине августа решений для персонального использования: МФУ Pixma MG2940, MG5640, MG6640, MG7540 и даже у мобильного принтера Pixma iP110. Есть решения по удаленной печати, построенные на более традиционных технологиях, не имеющих отношения к «облакам», например, Epson Email Print.
Такие возможности для отдельных пользователей могут быть интересны, но, в общем случае, вряд ли могут служить определяющей мотивацией в пользу той или иной модели. А вот развитие этих возможностей в моделях для коммерческого сектора куда как более актуально.
Документооборот, прилагаемый к принтерам
Нewlett-Packard весной 2013 года запустив систему HP Flow CM Professional, которая позволяла на базе «облаков» создавать простейшие системы документооборота, открывая доступ к документам с компьютеров и PDA, а также позволяя выполнять просмотр, обработку, визирование и прочие docflow-функции. Эти возможности выгодны компаниям малого и среднего размера, так как позволяют быстро и недорого создавать несложные системы документооборота, оптимизированные для нужд всей компании или отдельных ее подразделений. Конечно, компании могли создавать такие системы самостоятельно и использовать «облака» как собственные, так и от любых других поставщиков, но применение для этого защищенных систем и решений НР имеет очевидные преимущества.
По пути, обозначенному НР, начали движение и другие компании. Например, на рынке бюджетных решений для корпоративной печати весьма активен Samsung. Еще недавно корейскую компанию как вендора принтеров мало кто знал, а сейчас по итогам второго квартала на западноевропейском рынке Samsung занял первое место, потеснив с пьедестала давнего лидера HP (данные IDC, анализ рынка в штучном выражении). Переместив акцент с персональных принтеров на решения для корпоративной печати, Samsung предлагает семейство программных продуктов Business Core Printing Solution, куда, в частности, входят решения для создания простых docflow-систем. Аналогичные решения выпускают и другие компании, активно действующие на рынке корпоративной печати, например, у Xerox для этого сегмента есть пакет DocuShare Express.
А эти возможности весьма актуальны для предприятий малого и среднего бизнеса, которые в условиях конкуренции весьма заинтересованы в создании различных автоматизированных решений, но не готовы платить за это большие деньги. Если продавец покажет потенциальному покупателю демо-решение на платформе «принтерного» документооборота, то увеличит вероятность продажи и этого принтера, и услуг по созданию/поддержанию docflow-инструментов для компании — даже если платформа бесплатна, создание и сопровождение таких приложений принесет продавцу прибыль.
Управление печатью в корпоративной ИТ-системе
Все принтеры и МФУ, предназначенные для использования в крупных компаниях, имеют спектр возможностей, обеспечивающих мониторинг, удаленное управление, применение корпоративных политик безопасности в разных формах и т. д. Причем эти возможности могут быть как «зашиты» в сами устройства, так и доступны через различное фирменное программное обеспечение. Этих функций очень много, например, в новых МФУ линейки HP LaserJet Enterprise M630 предусмотрено более 200 (!) только встроенных функций для обеспечения безопасности, организации документооборота и т.д. А еще для использования устройств в корпоративной среде для настройки и управления можно использовать HP Secure Content Management and Monitoring, HP Imaging and Printing Security Center, утилиты под новым брендом HP Jet Avantage и другие, что расширяет smart-возможности оборудования. Разумеется, аналогичные решения есть и у корпоративных решений конкурентов, например, у моделей Xerox, Lexmark и других.
Smart-возможности у принтеров для корпоративного сегмента широчайшие, но в качестве мотивации покупателя реселлеру вряд ли удастся их использовать — обычно техническим специалистам со стороны корпоративного заказчика они хорошо известны.
Smart для персональной фотопечати
Если отправляя фото на принтер, открыть страничку настройки параметров печати, то там можно обнаружить массу интересных функций. Их наличие и перечень, разумеется, зависит от модели принтера, но конвертировать фото в сепию или сделать его черно-белым, оптимизировать цвета или применив «цифровую вспышку» высветлить тени можно и «на уровне драйвера». Правда, эти возможности мало кому известны и еще меньшее количество людей ими пользуются, а для мотивации к покупке их применяют крайне редко. А совершенно зря!
Эти возможности в ряде случаев будут актуальны и для продвинутых любителей — проще поставить «галочку» в чекбоксе, чем запускать фоторедактор и погружаться в детали настроек — а для массового любителя мобилографии эти smart-возможности настолько интересны, что вполне могут мотивировать для покупки принтера, причем именно этой модели. Нужно только, чтобы консультанты в торговом зале знали о соответствующих возможностях фотопринтеров и могли продемонстрировать их потенциальным покупателям.
Заметим, что аналогичные возможности существуют и для печати документов — например, размещение нескольких уменьшенных копий страниц на одном листе, оптимизация для двусторонней печати без аппаратного дуплекса и т. д. — но они менее актуальны для массового пользователя, поэтому использовать их как мощную мотивацию для покупки принтера вряд ли удастся.
Почему smart-функции важны именно сейчас
Еще недавно казалось, что беспокоиться не о чем — до апреля объемы продаж принтеров непрерывно росли в течении девяти месяцев. Правда, это обстоятельство вызывает, скорее, некоторое недоумение. Развитие электронного документооборота должно уменьшать потребности в печати, рынок принтеров должен был быть давным-давно насыщен, технологически обусловленным мотивациям для замены принтеров взяться неоткуда (качество печати достигло совершенства много лет назад) и ломаются принтеры редко, это крайне надежные устройства... но факт остается фактом — продажи печатающих устройств огромны и их объемы росли. Принтеры и МФУ по прежнему покупают миллионами, но объемы стали падать. По данным IDC во втором квартале текущего года в мире было продано 25,5 млн принтеров, многофунциональных устройств и цифровых копиров. Но квартальные продажи оказались на 2,3% в натуральном выражении хуже, чем в аналогичный период прошлого года.
Возможно, во втором квартале мы наблюдали «точку перегиба», когда перечисленные выше факторы начнут приводить к долгосрочному падению продаж печатающих устройств, и в этом сегменте рынка наступают непростые времена. Но, может быть, ситуация обусловлена какими-то неведомыми особенностями второго квартала, которые канули в лету вместе с прошедшим кварталом. Ведь на некоторых локальных рынках, наоборот, ситуация развивается «против течения», например, на западноевропейском рынке, где на фоне общемирового падения продаж было продано на 5% принтеров больше, чем во втором квартале 2013.
Но «Россия не Европа», и учитывая состояние экономики на всех рынках тут времена непростые, ИТ в целом и сегмент печатающих устройств исключениями не являются. Поэтому тут для мотивации покупателей все средства хороши, а на фоне отсутствия прогресса в качестве и скорости печати — как мы отмечали, эти параметры уже много лет в улучшении не нуждаются — акцент на smart-функции при продвижении принтеров будет вполне уместен и при умелом использовании будет достаточно эффективен.
Источник: Александр Маляревский