15 октября 2014 г.

«Делатели» и стартапы, а не поставщики ИТ, потребительских товаров или крупные организации будут двигать принятие, использование и рост в сегменте Интернета вещей (IoT) посредством создания множества нишевых приложений, указывает Gartner. Фирма прогнозирует, что к 2017 году 50% решений в сфере IoT (как правило, продукт в сочетании с услугой) будет рождаться в стартапах, которые присутствуют на рынке менее трех лет.

Согласно определению Gartner, «делатели» — это изобретатели, энтузиасты-любители и предприниматели, которые создают и изготавливают продукты, используя обычные средства и новые технологии цифрового проектирования и быстрого прототипирования и изготовления. «Стартапы» — это нарождающиеся компании, которые часто нацелены на ИТ и имеют потенциал для быстрого роста.

«Расхожее мнение таково, что рост в Интернете вещей двигают крупные организации. Как всегда бывает, в расхожем мнении есть зерно истины, и крупные компании потребительских товаров, коммунальных услуг, производственные компании и другие крупные организации действительно разрабатывают предложения продуктов для IoT, — пишет Пит Басильер (Pete Basiliere), вице-президент исследования Gartner. — Однако программа исследований Maverick выявляет, что именно делатели и стартапы — те, кто формирует облик IoT. Отдельные люди и мелкие фирмы по всему земному шару разрабатывают IoT-решения для реальных, часто нишевых проблем. Они используют средства недорогой электроники, обычные средства изготовления и устройства 3D-печати, а также открытые и проприетарные аппаратные средства и ПО, создавая IoT-устройства, которые улучшают [технические] процессы и жизнь людей».

Аналитики представили свои результаты на конференции Gartner Symposium/ITxpo, которая только что прошла в Орландо.

«Менеджеры часто думают, что IoT связан с возможностями B2B- и B2C-бизнеса, полагаясь на ИТ-специалистов в своей организации, что они разработают необходимые системы и подключенные устройства. Однако эти фирмы — всё равно что медлительный слон, и не могут быстро реагировать на то, что происходит у них под ногами, — пишет Басильер. — Процессы разработки продуктов в большинстве крупных организаций слишком громоздки и основаны на ROI [окупаемости], чтобы давать что-то кроме массовых, с наименьшим общим знаменателем, IoT-объектов. Результатом является разработка малого количества IoT-применений, приносящих большой доход, тогда как делатели, стартапы и „коллективный разум“ (crowdsourcing) рождают большое количество малодоходных нишевых IoT-применений».

Поэтому высшее руководство и стратеги новой технологии в крупных организациях должны трансформировать свои процессы «открытия» продуктов (discovery). Будь то компании потребительских товаров или в сфере здравоохранения, коммунальных услуг, беспроводной связи, производства или других вертикальные рынки, менеджеры побуждать «делателей» в своих организациях разрабатывать IoT-концепции. Менеджеры должны внимательно изучать то, что выдают эти делатели, и проверять осуществимость воплощения их идей в своей организации.

«Инновации необходимы, чтобы организация могла сохранять ценное предложение во времени и обрести конкурентное преимущество. И всё же, во многих организациях корпоративная культура и процессы стагнируют и коснеют, и, как следствие, не зовут к инновации, — пишет Басильер. — Тем временем делатели и стартапы по всему миру идут в наступление, выявляя многочисленные, часто нишевые проблемы и изобретая решения в русле IoT-концепций. Они будут двигать не только потребительское и корпоративное принятие IoT, но также творческие решения, которые организации могли бы не разглядеть, что будет формировать „Интернет очень разных вещей“».

Басильер привел в пример предпринимателей и отдельных лиц, которые, используя open-source платформу недорогой электроники Arduino, простейшие 3D-принтеры и обычные деревообрабатывающие и металлорежущие станки, создают собственные IoT-устройства. Gartner обнаружил, что эти первопроходческие проекты нацелены на домашние управляющие и регулирующие устройства и больше ориентированы на удобство (например, включение отопления заранее перед вашим приездом домой), чем на экономию расходов (таков прицел IoT в корпоративном и госсекторе).

Как и весь исторический прогресс ИТ, обещание роста на ранних этапах IoT будет вести к созданию и финансированию большого количества стартапов, которые будут маневрировать, чтобы ухватить то, что они рассматривают как ранние возможности или не увиденные продуктовые ниши. Это будет вести к творческим решениям и широкому ряду продуктов, многие из которых потерпят фиаско на рынке. Тем не менее, этот процесс будет вести к росту, так как успешные решения часто аккумулируются крупными поставщиками, и рынок в целом расширяется. Как результат, «делатели» дают возможность людям на слабо охваченных и нишевых рынках во всем мире — людям, которые в ином случае не дождались бы IoT-предложений от крупных организаций — иметь преимущества и выигрыш от подключенного устройства.

«Это не будет сплошь спокойным плаванием. Безусловно, есть немало факторов, работающих против делателей и стартапов, имеют ли они IoT-предложение или более традиционный продукт либо услугу, — пишет Басильер. — Большинство таких мелких фирм исчезнут в течение пяти лет, а многие из „успешных“ будут компаниями „стиля жизни“, едва приносящими достаточно дохода, чтобы содержать одного человека или семью».

Источник: Gartner