20 октября 2014 г.
Хедхантеры и кадровые агентства на первый взгляд похожи на врачей. Ведь со здоровьем как? Если ничего не болит, то о докторах и не задумываешься. Если начинает ныть зуб или спину простреливает — сначала отмахиваешься и ждешь, что к утру само пройдет. Проходит редко. Чаще становится хуже. Поэтому, приходится вспоминать слова хирургов: «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!» — и направляться к эскулапам.
С профессионалами рынка труда ситуация похожая. В ИТ-пространстве сегодня мы переживаем сложные времена. Многие вынуждены искать новые области применения своих талантов. Кто-то это делает по собственному желанию, кому-то приходится выполнять требование владельцев компаний. Поэтому в случае карьерных изменений, как штатных, так и незапланированных, может появиться идея обратиться к кадровым агентствам. Но, несмотря на кажущуюся идентичность ситуаций, если вы профессионал высокого класса, не спешите отправляться к хедхантерам и рекрутерам. От перитонита они точно не спасут. А вот отрезать заметную часть драгоценного времени вполне в состоянии.
Предположим, вы обладаете богатым опытом и претендуете на ключевые позиции в рамках ИТ-отрасли или в новом направлении, где могли бы пригодиться ваши компетенции и навыки. В таком случае в рекрутинговом агентстве вас могут заинтересовать только два человека — генеральный директор и его заместитель. И никто кроме них. Не важно, идет ли речь о крупной международной компании уровня Michael Page и Ward Howell или маленькой, но эффективной организации, такой как Steady Bridge или Talents & Partners. Ни директоры по работе с ключевыми клиентами, ни руководители по развитию бизнеса, ни начальники всевозможных практик, не говоря уже о рядовых и не очень консультантах, скорее всего не окупят потраченного на них времени.
К сожалению, большинство из них не обладают существенными навыками системного мышления. Зачастую они не могут независимо и всесторонне оценить опыт и потенциал профессионала за рамками скромного или оригинального резюме. Скрупулезно перечислите обязанности на занимаемых позициях — рекрутер обратится к вашей кандидатуре, если в его ведении появится проект, в чьем описании встретятся похожие формулировки. Например, руководство проектом по внедрению информационной системы класса ERP или анализ оборачиваемости и управление складскими остатками ноутбуков. Ярко оформите достижения и подчеркните успехи — рекрутер вспомнит о вас, когда клиент похвастается схожими планами и замыслами. Вполне подойдет запуск нового бренда в розничном сегменте или руководство информационными проектами для заказчиков из нефтегазовой сферы.
Но, скорее всего, эта информация будет использована только в случае, если у вашего визави непосредственно в этот момент окажется подходящий проект или заказчик. Относительный успех возможен лишь в случае идеального совпадения вас и проекта во времени. Если вы и запрос от заказчиков разминетесь на некоторое время, то скорее всего результат от рекрутинговой встречи ограничится общением с симпатичной девушкой. Чаще всего на кадровом рынке трудятся очаровательные барышни, разговаривать с которыми — одно удовольствие. Никогда не пересекаться — второе.
На вашем пути наверняка встречались и еще встретятся звезды, способные успешно работать с одним из этих направлений: определять соответствие уровня кандидата задачам заказчика и понимать ценность, которую он принести нанимателю. Кто-то из них может оценить соответствие запросов заказчика вашему формальному опыту. Другие в состоянии спроецировать ваши способности и сильные стороны на миссии, стоящие перед клиентами. Но вероятность встретить рекрутера, кто окажется в состоянии воплотить в одном лице несколько подходов и взглядов не превышает шансов Аркадия Укупника стать хедлайнером музыкального фестиваля Glastonbury. Впрочем, нельзя отрицать, что такой риск существует. В мире возможно все, что может представить наше воображение.
Вероятно, если вы являетесь сколько-нибудь значимым специалистом в своей области, то замечали, что предложения о работе к вам поступают достаточно регулярно. Однако сколько раз вас приглашали присоединиться к проектам, способным лишь порадовать самолюбие фактом внимания? Как часто предложения могли заинтересовать с точки зрения карьерного роста и развития? Есть все основания считать, что редко. Гораздо чаще в нашей отрасли директору по закупкам предлагают позицию продакт-менеджера в «амбициозном проекте» или «крупной международной компании», а коммерческому директору стабильной торговой организации — позицию управляющего парой десятков мерчендайзеров. Разумеется, речь не идет о том, что мастера резюме и кудесники объявлений о вакансиях хотят вас обидеть. И в мыслях нет! Зато присутствует страстное желание предоставить на обзор заказчику качественного кандидата. Вот только проблема в том, что «качественность» определяется на основании стрельбы из пушек по воробьям. В самом деле, есть хорошие шансы, что директор по продажам является опытным продавцом, а директор по развитию способен наладить отношения с самыми сложными клиентами. Но вероятность того, что первого заинтересует позиция менеджера по продажам, а второго — должность аккаунт-менеджера и даже руководителя отдела, стремится к нулю, как рейтинг российской сборной по футболу.
Звонки от хедхантеров происходят не по причине наличия вашего резюме в базе данных, где его нашли пытливые исследователи кадрового рынка. Чаще всего, когда от рекрутингового агентства поступает предложение, которое действительно может вас заинтересовать, его автором является отнюдь не хедхантер. Если речь идет о конкурирующей компании, то это практически прямо указывает на поступивший на вас заказ, оформленный в кабинетах конкурента. В этом случае агентство выступает курьером, снующим с пакетами донесений между двумя договаривающимся конспираторами. Поэтому выслушав приглашение и почувствовав в себе нотки заинтересованности, переходите к делу и просите сразу начать со встречи с заказчиками. Если вы хорошо знаете рынок и собственную сферу, такой путь сэкономит время и позволит быстро понять, имеет ли смысл связываться с данным проектом.
Но в жизни бывают ситуации, когда вам приходится искать новые компании и проекты, не дождавшись превентивного приглашения на новый карьерный виток. Тогда ничего не остается, кроме как открыть записную книжку и просмотреть несколько томов визитниц. Номера специалистов по персоналу, рекрутеров и хедхантеров пролистывайте недрогнувшей рукой. Они вам не нужны. В агентства имеет смысл обращаться в одном случае: если у вас есть или вы можете получить прямой выход на первых лиц компании. Благодаря таким контактам вы быстро составите представление о текущих проектах компании и сможете сориентироваться в их соответствии собственным пожеланиям. Но самое главное, вы получите бесценную информацию о тенденциях рынка, готовящихся кадровых перестановках и новых перспективных проектах. В зависимости от уровня ваших отношений, вы сможете двигаться в направлении заинтересовавших вас перспектив при поддержке агентства, либо спланировать самостоятельный поход за выявленной интересной позицией.
Временами подобные встречи нужны только для того, чтобы подтолкнуть к тем или иным выводам и решениям. Со мной однажды произошел интересный случай, в котором я склонен видеть изрядную долю мистицизма. Мне посчастливилось познакомиться с одной из ключевых фигур в компании Aldridge Baine Morton, специализирующейся на поиске высшего менеджмента. Во время первой встречи мы обсудили мой опыт, перспективы рынка и определили ключевые ниши, где в настоящее время разворачивались интересные проекты. Опыт был связан преимущественно с компьютерным железом, доступные агентству проекты уходили корнями в информационные услуги и разработку программного обеспечения. Но главным результатом стала возможность взглянуть на себя со стороны. С помощью директора компании удалось четко выделить универсальные компетенции и наиболее яркие и впечатляющие бизнес-достижения, способные естественным образом обосновать претензии на позиции в топ-менеджменте.
Через несколько дней, внимательно изучив целевую компанию, ее историю и перспективы, я решил отказаться от «программного» проекта. Но сообщить об этом рекрутеру я не смог — он исчез. Телефон перестал отвечать, электронные письма терялись в лабиринте оптоволоконных каналов, а телеграммы оставались лежать нетронутыми в почтовом ящике. Но опыт, который я получил, оказался бесценным. Главным открытием стала четкая система позиционирования в высшем менеджменте. Она затрагивала ключевые области, начиная с формирования резюме, продолжая подсвечиванием определенных фактов творческой биографии и не заканчивая стилем общения и межотраслевой миграции. Этот опыт пригодился в дальнейшем и стал ключевым в обозначении себя на рынке. Во многом благодаря таинственной встрече я открыл новые перспективы и простроил четкий карьерный план, который реализуется опережающими темпами. Герои первых пятилеток высоко оценили бы такую динамику. Но возвращаясь к насыщенной беседе и последующему исчезновению визави, я спрашиваю себя, было ли это на самом деле? И, не без некоторого колебания, отвечаю: было. Листок со схемами служит молчаливым напоминанием, что все происходило в реальности. Но без вмешательства провидения явно не обошлось.
Возвращаясь к аналогии с врачами, можно сказать, что вам не нужен участковый терапевт и врач общей практики. Великий советский хирург Николай Амосов честно признавал, что хотя медики могут спасти жизнь и даже вылечить болезнь, на самом деле они лишь подводят к старту, за которым — чтобы жить надежно и хорошо — нужно полагаться лишь на себя. То же самое происходит и с кадровыми агентствами. Так же, как и практикующие врачи, из числа рекрутеров единицы читают и учатся. Способны разбираться в тонкостях рынка, динамики развития компаний, актуальных потребностях и адекватных оценках кандидатов лишь первые лица компаний. Потому что без таких способностей они просто не могут успешно управлять собственными организациями. Но терапевты, как и рекрутеры-хедхантеры, искренне считают, что им ничего не нужно уметь — ни сделать анализ, ни определить сильные стороны кандидата, ни исследовать рентген, ни сформулировать кадровые запросы заказчика. В медицине для этого есть узкие специалисты. На кадровом рынке — директора соответствующих компаний.
Важно отметить, что все вышесказанное относится к позициям уровня высшего менеджмента и специалистов высокой квалификации. Но площадь этой области относительно невелика. На некотором отдалении располагаются бескрайние поля стандартизированных должностей. Поэтому как никогда не исчезнут поликлиники, куда ходят общительные старушки и ипохондрики с простуженным горлом, так будут и существовать агентства для работы с массовым персоналом. Насморк можно лечить на потоке, не уделяя особого внимания анамнезу. Набирать целые отделы продаж и отряды маркетологов — путем механистического сканирования резюме на предмет соответствия базовым требованиям. Но если ваш опыт, знания и способности позволяют задумываться о ключевых позициях и целиться на роли высшего менеджмента, отложите в сторону медицинский справочник агентств. Возьмите записную книжку и начните искать выходы на руководство компаний, которые вам интересны. Разговаривайте с друзьями и знакомыми, уже находящимися на позициях вашего целевого уровня, — они смогут дать прекрасные советы. Еще не определились, куда двигаться? Общайтесь с директорами агентств, чтобы с их помощью выстроить перспективную карьерную линию, по которой пойдете к новым достижениям.
Если у вас есть возможность — идите к первым лицам. Если нет — задумайтесь, может быть вам стоит обратиться в поликлинику? Но лучше не доводить до этого, а поддерживать хороший уровень физического и профессионального здоровья.
Источник: Вячеслав Назаров, эксперт по ИТ-рынку, независимый бизнес-консультант