27 октября 2014 г.

В новом финансовом году в графе финансовой отчетности Microsoft по видам деятельности корпорации (см. таблицу) появилась еще одна графа: «телефонное аппаратное оборудование» — бизнес, полученный в результате приобретения Nokia Mobile. 2,6 млрд. долл. — теперь этот объем продаж из отчета корпорации за первый квартал ее работы в начавшемся 1 июля финансовом годе (третий квартал календарного года) можно будет использовать в качестве базовой реперной точки при отслеживании ее продаж мобильных устройств.

Анализ опубликованных данных показывает, что аппаратные направления бизнеса компании растут опережающими темпами по сравнению с софтом: продажи Computing & Gaming Hardware увеличились в годовом сравнении на 74%, а других пользовательских устройств на 16%. В целом хардверная составляющая Microsoft сейчас составляет почти 30% (год назад она была равна 16%).

Показатели традиционных софтверных подразделений намного скромнее и выглядят, скорее, настораживающими: финансовая основа бизнеса Microsoft, поставки корпоративного ПО, выросла всего на 3%, а продажи пользовательских программных продуктов продолжают сокращаться, причем, кажется, ускоренными темпами (снижение на 9%). В результате в сумме объем софтверного направления сократился на 1%. Правда, одновременно быстро растут (50%) объемы услуг корпоративным заказчикам (Commencial Other), в которые входят все облачные сервисы Microsoft — Azure, Office 365, CRM Online и другие.

В целом, именно аппаратная часть бизнеса (основной вклад) и облачные сервисы обеспечили рост квартальных доходов Microsoft на 25% до величины в 23,2 млрд. долл., хотя нужно подчеркнуть, что более половины объема роста обеспечили сделанные за последний год приобретения (в первую очередь Nokia).

Однако ключевым показателем любого бизнеса все же является не объем продаж, а прибыль. И с учетом этого тезиса видно, что именно софт остается основой основ деятельности Microsoft. К сожалению, еще в прошлом финансовом году компания перестала публиковать данные о прибыльности по направлениям бизнеса, но по приводимым сведениям Gross Margin (разница между доходом и внешними затратами, без учета внутренних затрат) видно, что именно софт обеспечивает выдающуюся рентабельность компаний в целом, в том числе компенсируя убыточность аппаратных подразделений. Зачем нужно поддерживать и даже вкладывать дополнительные деньги в развитие многолетне-убыточных направлений — этот вопрос уже давно задается аналитиками, и точного ответа на него до сих пор никто не знает. Возможно, Microsoft надеется вывести эти подразделения в зону прибыльности, но, скорее всего, аппаратные средства все же помогают поддерживать высокий охват клиентской базы, обеспечивая при этом продвижение программных продуктов компании.

Так или иначе, но чистая прибыль Microsoft за прошедший квартал составила впечатляющую величину в 4,54 млрд долл. Это несколько ниже прошлогоднего показателя на почти 700 млн долл., но нужно отметить, что за эти три месяца компания потратила 1,14 млрд долл. на внутренние организационные преобразования (интеграция и реструктуризация бизнеса).

Финансовые показатели Microsoft за 3-й квартал 2014 календарного года.

Направления бизнеса

Доход, млрд долл.

Маржа, млрд долл.

3 кв. 2014 календ. года

1 кв. 2014 календ. года

3 кв. 2014 календ. года

3 кв. 2011 календ. года

Devices and Consumer Licensing

4,093

4,484

3,818

3,920

Computing and Gaming Hardware

2,453

1,409

479

205

Phone Hardware

2,609

0

478

0

Devices and Consumer Other

1,809

1,554

312

324

Commercial Licensing

9,873

9,611

9,100

8,805

Commercial Other

2,407

1,602

805

274

Corporate and Other

(43)

(131)

(64)

(144)

Итого

23,201

18,529

14,928

13,384

Источник: Microsoft

Источник: Андрей Колесов