1 декабря 2014 г.
Рынок планшетов переживает не лучшие времена. По свежим данным IDC, ожидаемый рост данного сегмента в текущем году составит 7,2% в натуральном выражении по сравнению с прошлым годом. А ведь соответствующий результат прошлого года составлял 52,5% по сравнению с позапрошлым! Падение динамики налицо и в будущем году вполне возможна стагнация этого сегмента.
При подсчете продаж «таблеток» аналитиками были учтены и продажи ноутбуков-трансформеров, способных превращаться в планшеты. По данным IDC, количество таких устройств относительно невелико, порядка 4% от общего объема рынка «таблеток» в натуральном выражении. Однако, в прошлом году таких устройств практически не было, а в этом они появились в количестве, сравнимом с приростом всего «таблеточного» сегмента. С учетом этого становится особенно заметно, как плохи дела у традиционных планшетов.
Ситуацию могут спасти устройства с новыми характеристиками, способные или катализировать продажи на имеющихся рынках сбыта, или открыть новые рынки. Такие девайсы есть и новые рынки они могут открыть, но сначала разберемся с причинами намечающейся стагнации на имеющихся.
Причины спада
Аналитики, описывая причины спада интереса к планшетам, говорят об «увеличении жизненного цикла устройств», но умалчивают о том, что привело к этому — об отсутствии инноваций в «планшетостроении».
Попробуйте назвать хотя бы одну значимую инновацию уходящего года, реализованную в новых «таблетках». Массовое проникновение в планшеты 3G/LTE-модулей? Но, согласитесь, это слишком предсказуемо! Вопрос в другом — почему раньше-то такого не было? Почему сотовые модемы не стали «must have»-элементом для мобильных девайсов, когда по сотовым сетям к Интернету подключают даже автобусы, транспортные контейнеры и маячки в ошейниках домашних животных. В качестве кандидатуры в номинации «таблет-инновация-2014» могу предложить дырочку, которую Lenovo проделала в откидных опорах своих новых планшетов серии Yoga — теперь девайсы можно не только удобно расположить на столе или на любой другой горизонтальной поверхности, но и на стене, повесив на крючок или на гвоздик. Нет-нет, это действительно удобно, и даже вполне инновационно, особенно если вспомнить, что-реализовать в своих моделях откидную ножку-упор кроме Lenovo за все это время догадался только Microsoft. Но от наиболее динамично увеличивающего продажи сегмента гаджетов рынок ждет более значимых решений, а их нет!
Между тем, пользовательский рынок планшетами насыщен. Практически все, кому планшеты были нужны, уже приобрели «таблетки». Продажи вместо вышедших из строя «таблеток», на замену совсем уж древним моделям и, наконец, новым пользователям — подросшему поколению или, наоборот, пожилым пользователям — конечно же, происходят, но объем таковых незначителен. Технических решений, способных стать выраженной мотивацией для замены имеющегося планшета на более новый нет, в этом плане даже дырочка в ножке Yoga не спасает. Что хуже всего, пока не видно ни одной технической инновации, способной сложившуюся ситуацию изменить.
Прирост откуда не ждали
На фоне наметившейся стагнации ситуация с планшетами на платформе Microsoft выглядит просто прекрасно — на фоне общего роста в 5,2% увеличение их продаж составит, согласно прогнозам IDC, 67,3%. Заметим, что в данном случае речь идет не только о моделях Microsoft Surface, а о всех «таблетках», работающих под управлением Windows.
Конечно, сказывается эффект «низкой базы», но и в натуральном выражении все выглядит неплохо: ожидаемый годовой объем продаж windows-планшетов достигнет 10,9 млн. единиц. Для сравнения: продажи iPad ожидаются в количестве 64,9 млн. Разница между аутсайдером и эталонными планшетами Apple все еще очень большая, но объемы в обоих случаях достигают десятков миллионов штук. Отметим также, что на фоне общего роста рынка планшетов и опережающего роста продаж девайсов на платформе Microsoft поставки iPad уменьшаются, и их падение в этом году составило 12,7%, что также подчеркивает успешность windows-планшетов.
Продажи планшетов на Windows будут расти и дальше, более того, их успехи, вполне возможно, станут основным драйвером рынка «таблеток». Это заявление кажется парадоксальным. Но посмотрим на ситуацию.
Корпорация Microsoft опоздала на рынок планшетов. Точно также, как несколько ранее опоздала на рынок смартфонов, благодаря собственной неповоротливости утраченный ею во времена заката Windows Mobile, а также опаздывала на многие другие рынки, создавшие облик современной ИТ-индустрию. Пока корпорация отсутствовала на этих рынках, конкуренты успели не только освоить соответствующие сегменты, но и довольно далеко продвинуться в техническом плане, развивая интерфейсы, обеспечивая рост количества и качества пользовательских приложений, борясь за лояльность пользователей и т. д. Рынки сформированы, развиты и поделены без участия Microsoft, с чего бы прогнозировать успех «редмондскому гиганту»? Особенно на фоне скромных успехов на близком рынке смартфонов...
На имеющемся рынке Microsoft действительно рассчитывать на значительные успехи не следует. Нно планшеты на платформе корпорации могут выйти на принципиально новые рынки.
Кто покупал windows-планшеты
Планшеты на Windows покупают любители новизны, гаджетоманы, знакомые с системами на платформе Android и на iOS, но желающие попробовать что-то новое. Однако, и эта ниша относительно немногочисленна.
На рынке ноутбуков с сенсорными экранами и, как следствие, трансформеров, альтернативы платформе Windows нет и пока не предвидится. Apple придерживается классического подхода к интерфейсу ноутбуков, хромбуки с сенсорными экранами существуют — например, Lenovo N20p — но их совсем немного, мобильные компьютеры с предустановленной Linux крайне немногочисленны, а модели с сенсорными экранами в российском канале, насколько мне известно, пока не встречались вовсе. Однако, трансформеры пока не занимают много места на рынке — как было сказано выше, их доля составляет только 4%.
В нишах, занятых традиционными планшетами, обнаружить места, для которых системы на Windows подходят явно лучше конкурентов, обнаружить не удается. Специалисты по маркетингу разных вендоров даже соглашаются признать, что для индивидуальных задач — развлечений, игр, серфинга, коммуникаций и т.д. — более чем достаточно планшетов на платформе Google. Но при этом маркетинг пытается доказать, что такие системы лучше подойдут для мобильных профессионалов, решающих бизнес-задачи. При этом маркетинг находится в одном шаге от понимания принципиально новой ниши для планшетов, но этого шага, насколько мне известно, пока не сделала ни сама корпорация Microsoft, ни ее вендоры-партнеры.
Прежде, чем поговорить об этой новой нише, рассмотрим новинки-«таблетки» на платформе Microsoft, которых на рынке появляется все больше и они становятся все разнообразней. Рассмотрим некоторые наиболее выразительные, появившиеся в конце осени.
Новинки windows-«таблеток»: бюджетные...
Недорогие устройства обычно покупают заметно в бОльших количествах, чем топовые. Бюджетных «таблеток» на платформе Microsoft довольно много, но, забегая вперед, скажем: новых сегментов они не открывают. Несмотря на то, что планшеты-то хорошие!
Lenovo MIIX
Месяцем раньше аналогичные изящные решения представил Hewlett-Packard, выпустив windows-планшеты Stream 7 и Stream 8 с аналогичными конфигурациями и массогабаритными характеристиками. Аналогичные системы представили и некоторые другие вендоры.
Практически это старый добрый нетбук в новом корпусе с сенсорным экраном. Добавим к такому девайсу аппаратную клавиатуру и получим прекрасный пример эволюционного развития недорогих компьютеров для массового использования, которые получили возможности трансформера. Важно, что этот девайс построен на привычной платформе Windows и позволяет запускать практически все приложения, не требующие дискретной графики. Конечно, производительности будет недостаточно для эффективной работы тяжелых приложений, некоторые из них будут едва ворочаться, но во всяком случае, будет можно запустить их и открыть для просмотра файл нужного формата, а для работы в мобильных условиях этого в ряде случаев вполне достаточно. Офисные и коммуникационные приложения будут работать, для серфинга такой компьютер тоже вполне достаточен. Игр для таких систем пока много поменьше, чем для Android и iOS, но развлекательных приложений уже сотни и тысячи, так что без досуга пользователь такого компьютера не останется.
Произведет ли появление MIIX
Как видно, опоздавшие на массовый сегмент windows-«таблетки» вынуждены будут пробивать себе дорогу, то на профессиональном сегменте ситуация принципиально иная.
...и топовые
На рынке один за одним появляются windows-планшеты на высокопроизводительных процессорах Intel, ориентированные на требовательных пользователей и на корпоративных заказчиков. Этим моделям сегменту Android противопоставить совершенно нечего.
В качестве примера рассмотрим планшет-трансформер Dell Venue 11 pro, новинку прошедшего ноября. Позиционированный как «планшет» девайс производства Dell построен на процессоре Intel Core M Broadwell работает под управлением
Другие производители также анонсируют мощные планшеты. Например, Toshiba продемонстрировала Portege Z20t, планшет-трансформер, работающий под Windows 8.1 pro, также способны превращаться в ноутбук. Новинка построенная на платформе Intel использует процессора серии Core M и имеет FullHD-дисплей с диагональю 12,5 дюймов. Толщина Z20t «в образе» планшета составляет 8,8 мм, ноутбука — 21 мм. Новинка интересна повышенной прочностью (по заявлению производителя девайс выдерживает падение с высоты 76 см) и длительным временем автономной работы (в режиме планшета — до восьми часов, в режиме ноутбука — до шестнадцати, так как клавиатурная часть имеет встроенную дополнительную батарею). Поставки трансформера Toshiba обещает начать лишь в первом квартале будущего года, о цене вендор пока ничего не сообщил, но устройства серии Portege дешевыми не бывают.
Интересные устройства? Однозначно, да. Системы хороши для требовательных ультрамобильных пользователей, например, для журналистов и других мобильных профессионалов, а также для и представителей просъюмерского сегмента — продвинутых фотолюбителей, блоггеров, активно использующих видеоподкасты, и т.д.
Будет ли спрос на такое решение со стороны массового рынка? Однозначно, нет. И цена высоковата (пусть даже топовые смартфоны стоят дороже, но ценник на «таблетки» заметно ниже), и для среднестатистического массового пользователя совершенно избыточна в мобильном устройстве такая мощность, позволяющая запускать приложения настольного компьютера. Кроме того, главное, большинство желающих использовать планшет с клавиатурой давно приобрели себе соответствующие бюджетные комплекты, в изобилии предлагаемые как для iPad, так и для android-планшетов, а теперь еще бюджетные на платформе Microsoft. Мощность десктопа в планшете нужна очень немногим.
На массовом рынке, поделенном между системами на Android и iOS, шансы у планшетов на Windows занять сколько-нибудь значительную нишу крайне невелики, хотя бы потому, что последние не предлагают ничего принципиально нового, важного для частного мобильного пользователя. А вот на корпоративном рынке ситуация иная.
Windows-«таблетки» — корпорациям
Для мобильного корпоративного пользователя планшеты на платформе Windows обладают весьма важными особенностями — во-первых,они поддерживают десктопные приложения, во-вторых, что гораздо важнее, обладают всем необходимым для интеграции в корпоративные информационные системы.
Поддержка традиционных десктопных приложений приятна, но не принципиальна. Всегда можно найти приложение, выполняющее нужные действия, но работающее на «таблетке». Ну, или в крайнем случае для доступа к самописной корпоративной информационной системе создать нужное клиентское приложение для новой платформы. Да, это потребует некоторого времени и каких-то денег, но дает различные дополнительные возможности, в частности, позволит оптимизировать интерфейс для работы на «таблетке». Возможностей для доступа с «таблетки» к корпоративным ресурсам и данным множество — «облака», web-приложения, правильное применение middleware (например, системы «Юпитер» производства ИВК) позволяют обеспечить нужное.
А вот наличие инструментов для интеграции в корпоративные информационные среды принципиально важно — ведь их «на коленке» не напишешь и установкой пары-тройки внешних приложений не получишь, они должны быть интегрированы в систему. На сегодняшний день Window наиболее развита для подключения компьютера к информационным системам, разумеется, с обеспечением корпоративного уровня защиты информации, управляемости и простоты администрирования. Android и iOS изначально ничего подобного не имели, так как их создавали для индивидуального использования, да и пока не имеют, хотя работы по «корпоративизации» этих платформ идут.
В результате мы имели странную картину — планшеты совершенствуют, они активно захватывают на массовый рынок для частных пользователей и практически насыщают его, а для корпоративных задач планшетов-то и нет! BYOD, конечно, существует (хотя отношение к нему успело несколько раз поменяться, от восторга почти до полного неприятия и обратно), но обеспечить посторонним устройствам доступ к отдельным сервисам корпоративной инфраструктуры — это одно, а добиться полноценной интеграции мобильных клиентов в инфраструктуру — совсем другое. В сегменте SOHO, где ниже требования к безопасности и управляемости, планшеты внедряли, а крупные корпоративные заказчики по понятным причинам не могли применять «таблетки» в желаемых масштабах. Ведь все преимущества планшетов столь же актуальны для мобильных корпоративных пользователей, как и для индивидуальных, только корпоративным была нужны еще и защищенность-управляемость. С приходом на планшеты полноценной Windows необходимая «добавка» появилась.
Для Android сложившуюся ситуацию пытаются изменить как Google, так и его партнеры. Активней всего в этом направлении действует Samsung (см также), который и добился наиболее впечатляющих результатов. Аналогичной активности для iOS пока не наблюдаем. Из старых платформ на корпоративном рынке были шансы закрепиться у планшетов от Blackberry, но в силу известных событий этому вендору не до планшетов, а клоны «черничных» устройств никто не выпускает. В результате огромный сегмент корпоративных пользователей «таблеток» был пустым настолько долго, что на него успел выйти не отличающийся динамикой Microsoft. Первая попытка войти в этот сегмент — с планшетами Surface собственного производства — вряд ли может быть названа удачной, а вот вторая, с привлечением возможностей старых добрых партнеров корпорации, вполне может привести к значительному успеху.
«Таблеточные» тренды будущего года
На рынке планшетов будет сформирован заметный корпоративный сегмент. Корпоративные планшеты в продаже присутствовали давно — защищенные «таблетки» Panasonic, появившиеся в этом году их прямые конкуренты от Samsung, гигантские модели с двадцатидюймовыми экранами (например, Panasonic UT-MB5), которые, похоже, называли «корпоративными» потому, что вряд ли такое можно было продать частным пользователям, и т. д. — но их продажи были крайне незначительными. Теперь интеграторы могут продавать корпорациям планшеты сотнями тысяч штук и активно интегрировать в информационные системы компаний.
Локомотивом этого процесса по описанным выше причинам будут планшеты на Windows. Уже имеющиеся на рынке хорошо подходят для корпоративного использования, но возможно появление «таблеток», аппаратная часть которых спроектирована в соответствии с жесткими бизнес-требованиями — возможностями дистанционного включения, дистанционного же управления, вплоть до блокирования устройства и удаления информации.
Интересно, что производители android-систем наступление корпоративного бума предвидели и активно готовились к нему уже более года. Apple корпоративным «таблеточным» сегментом пока манкировал, но, вполне возможно, итоги продаж iPad в 2014 году изменят политику компании в этом вопросе.
Сегмент таблеток для индивидуального использования получит отрицательную динамику, на смену замедляемому росту придет падение. Отсутствие значимых инноваций послужит дальнейшему «увеличению жизненного цикла» планшетов, а это значит, что вслед за уменьшением продаж iPad такая же судьба будет ждать и планшеты на Android. Скорее всего, вендоры попробуют решить проблему выпуском ультрабюджетных моделей, но это, как обычно, ни к чему хорошему не приведет — продажи в натуральном выражении продолжат свое падение, а выпуск экстремально дешевых «таблеток» только ухудшит финансовые показатели всего сегмента. В этой ситуации планшеты на платформе Microsoft вполне могут оказаться локомотивами и в этом сегменте.
Особо интересны для ритейла оказываются топовые девайсы на Intel Core, цена которых в разы выше, чем у массовых «таблеток». Причем высокая цена вполне оправданна — производительность у процессоров тут громадная, разрешение экранов огромное, соответственно, возможности сравнимы с предоставляемыми ноутбуками и десктопами. Тут «таблеточность» всего лишь форм-фактор, который может быть легко изменен на более привычные: присоединили клавиатуру — получите ноутбук, подключили к монитору — вот вам и десктоп.
Появление топовых планшетов в розничной продаже вряд ли встряхнет рынок ритейла в натуральном выражении, но весьма интересно в денежном. Они особенно интересны, прежде всего, для тех ритейлеров, которые умеют продавать дорогую мобильную технику и просьюмерские модели, — компании с такими умениями смогут значительно увеличить свой оборот за счет продажи компьютеров в форм-факторе планшетов.
Источник: Александр Маляревский