15 декабря 2014 г.

Сергей Певнев (Samsung), Николай Комлев (АПКИТ)

9 декабря по инициативе газеты «Ведомости» в Москве прошел «круглый стол», на котором представители министерств и ведомств РФ и регионов совместно с руководителями российских и зарубежных компаний обсудили вопросы подготовки будущих ИКТ-специалистов, начиная со школьного возраста.

В процессе обсуждения многие участники отметили, что в настоящее время в отечественных школах в массовом порядке наблюдается тенденция BYOD — школьники приходят на уроки с собственными смартфонами и планшетами. Однако их использование фактически формирует общество пользователей, но не приносит знаний, необходимых для ИТ-профессионалов.

Как отметил Евгений Ковнир, директор департамента развития отрасли информационных технологий Минкомсвязи РФ, ведомство в прошлом году опубликовало стратегии развития ИТ-отрасли на 2014-2020 гг.: «Согласно этой стратегии количество работающих программистов должно увеличиться с 300 тыс. в 2012 г. до 650 тыс. к 2018 г., и к этому времени система образования должна подготовить не менее 350 тыс. специалистов в области ИТ. Первым шагом в этом направлении стали такие эксперименты как проведенный в День информатики во всех школах России „Час кода“, направленный на то, чтобы привлечь внимание обучающихся к перспективной сфере деятельности — ИТ».

Однако такая разовая инициатива вряд ли может инициировать интерес школьников к изучению информатики и программирования. Тем более, что бизнес в сфере ИТ требует привлечения не просто «ИТ-специалистов», как это сформулировано в стратегии Минкомсвязи РФ, а людей, обладающих достаточно глубокими знаниями в различных областях и направлениях применения ИКТ, то есть профессионалов.

Здесь стоит отметить замечание, высказанное Александром Хорошиловым, исполняющим обязанности директора ИИТО ЮНЕСКО в России, о том, что в США принят закон, в котором перечислено свыше 50 компетенций в области ИКТ, по которым американские школы проводят подготовку своих выпускников. По данным исследования компании Evans Data, в настоящее время в Америке на 320 млн. населения приходится 4 млн. ИТ-специалистов, что составляет немногим более 1%. А в России, по оценкам Минкомсвязи РФ, на 140 млн. приходится всего 300 тыс. ИТ-специалистов.

При этом, как подчеркнул Николай Комлев, исполнительный директор АПКИТ, необходимо определить профессиональную ориентацию будущих специалистов, разработать для их подготовки профстандарты ИКТ-отрасли, поскольку в ней требуются работники, обслуживающие различные направления внедрения и применения современных технологий: «Реальная подготовка специалистов в ИКТ-отрасли должна базироваться на таких стандартах. Уже в настоящее время практически во всех отраслях экономики используются различные виды продуктов ИКТ, требующие квалифицированного обслуживания специалистами, обладающими глубокими знаниями в этих технологиях. Причем к их числу нужно относить не только специалистов по ИКТ, но и ИТ-менеджеров».

Очевидно, что для основательной подготовки квалифицированных профессионалов в области ИКТ явно недостаточно одного «Часа кода», прошедшего в российских школах. Здесь стоит отметить усилия «1С», которая, по словам Игоря Кузора, руководителя отдела образовательных программ компании, разработала шесть специализированных программ обучения, начиная от основ программирования на языке Java и кончая подготовкой будущих системных администраторов в отделах ИТ компаний. В соответствии с этими программами специалисты «1С» проводят занятия с учениками ряда школ, высказавших желание готовить будущих ИТ-профессионалов.

Еще более обширным является социально-образовательный проект «IT ШКОЛА SAMSUNG», который компания Samsung Electronics развивает в России. «Этот проект в виде пилотного был запущен в сентябре 2013 г. в трех школах Москвы, Самары и Казани, а с сентября 2014 г. при поддержке региональных Министерств и департаментов образования прошел федеральный запуск проекта, который охватил 21 школу в 20 крупнейших городах России. Проект рассчитан на пять лет и нацелен на подготовку ежегодно до 1 тыс. школьников. Бесплатно школьники пройдут подготовку в рамках одногодичного учебного курса объемом 126 академических часов, в основу которого положен специализированный учебно-методический контент, разработанный специалистами Научно-исследовательского центра Samsung Electronics Russia при поддержке преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ)», — рассказал Сергей Певнев, директор департамента корпоративных отношений штаб-квартиры Samsung Electronics в России и СНГ.

По его словам, для реализации проекта Samsung создала в школах 33 учебных класса, оснащенных интерактивными досками LCD-панелями Samsung диагональю 75 дюймов, ноутбуками Samsung ATIV Book 9 Lite (для удобства изучения программирования) и планшетами GALAXY Note 10.1 для учеников и преподавателей. Все 45 участвующих в проекте учителей прошли конкурсный отбор, и в настоящее время 64% от общего числа учителей-участников проекта составляют преподаватели вузов, 25% — учителя общеобразовательных школ, 11% — практикующие ИТ специалисты.

«Благодаря реализуемому проекту „IT ШКОЛА SAMSUNG“ учащиеся смогут закрепить знания по основам ИТ, развить свои знания и умения в области программирования и получат практические навыки, позволяющие самостоятельно создавать приложения для смартфонов и планшетных компьютеров на платформе Android. Проект „IT ШКОЛА SAMSUNG“ поможет ученикам подготовиться к учебе в университетах и заложить основы будущей успешной карьеры в области ИТ и программирования», — утверждает Сергей Певнев.

Источник: Владимир Смирнов, CRN/RE