16 декабря 2014 г.
По прогнозам Market Intelligence & Consulting Institute (MIC), в четвертом квартале текущего года в мире будет продано 373 млн. смартфонов и 156 млн. сотовых телефонов. По итогам квартала на этом рынке смартфоны займут, согласно прогнозу 70,5%, по результатам года — 66,6%. Годовой объем мирового рынка смартфонов в натуральном выражении тайваньские исследователи оценивают в 1,28 млрд. устройств, что превышает показатели прошлого года на 30,3%. Напомним, что в середине лета MIC оценивал объем рынка смартфонов в 1,22 млрд. единиц, то есть сейчас оценки полугодовой давности скорректированы вверх на 60 млн. устройств. Сотовых телефонов за год будет продано заметно меньше — 660 млн. штук, по прогнозам MIC.
Эпоха сотовых телефонов, которая началась на наших глазах два десятилетия назад, на наших глазах и заканчивается. Традиционные сотовые «трубки» еще неплохо продаются на рынках беднейших регионов мира, но в развитых странах становятся экзотикой, вытесняемые в область нишевых применений.
Российский рынок не самый «смартфонизированный» — в 2014 году поставки смартфонов достигнут 25,9 млн устройств, по прогнозам J’son and Partners, а их доля в общем объеме продаж смартфонов и телефонов составит 61%, что заметно ниже общемирового показателя. Что из этого следует для российских реселлеров? Сотовые телефоны на российском рынке продавать, однозначно, стоит. Есть несколько ниш, в которых традиционный «мобильник» актуальней смартфона.
Во-первых, это рынок пожилых абонентов, для которых смартфон слишком сложен и/или явно избыточен по набору предоставляемых функций. Напомним, что в РФ проживает свыше 41 млн. пенсионеров, такую цифру озвучил в октябре этого года председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Это означает, что количество потенциальных покупателей сотового телефона на российском рынке — миллионы, хотя ставить знак равенства между абонентом-пенсионером и пользователем «бабушкофона», конечно же, не следует.
Во-вторых, это люди с ограниченными возможностями, которым тяжело пользоваться девайсами, лишенными аппаратных клавиатур. По данным министерства труда и социальной защиты РФ в стране 13,02 млн инвалидов, из которых пенсионеров менее десяти млн, а 3,39 млн. находятся в трудоспособном возрасте. Конечно, часть инвалидов могут пользоваться смартфонами, но части необходима кнопочная «трубка» (например, слепым, людям с ограниченными двигательными возможностями и т. д.).
В-третьих, «трубки» приобретают малоимущие пользователи, для которых смартфон слишком дорог. Только по официальным данным в первом квартале 2014 к малоимущим относилось 13,8% от общей численности населения (19,8 млн. человек). Но, если вспомнить, что граница для малоимущих на уровне дохода 8273 рубля в месяц, очевидно, что в стране гораздо больше людей, для которых разница в несколько тысяч между ценой телефона и простейшего смартфона — сумма, сравнимая с месячными затратами на питание.
И, наконец, четвертой группой пользователей «трубок» являются абоненты, покупающие традиционные телефоны в качестве устройств-«компаньонов» для смартфонов-смартшетов-планшетов. Одни абоненты этой группы используют продвинутые устройства для воспроизведение медиа, интернет-серфинга, видеоконференций, навигации и прочих современных сервисов, которые настолько активно расходуют энергию батареи, что заряженный с ночи аккумулятор может полностью разрядиться раньше, чем наступит вечер; для того, чтобы всегда иметь возможность хотя бы традиционной голосовой связи, такие абоненты часто используют обычную «трубку». Другие в определенных условиях — катание на роликах, походы и т. д. — не рискуют брать с собой дорогие устройства из-за опасения разбить девайс и в этом случае берут с собой «трубку». Третьим мобильную связь предоставляет работодатель и чтобы быть «на связи» достаточно простенького традиционного сотового телефона, при этом в личном пользовании у абонента может быть сколь угодно продвинутый гаджет. Сколько таких пользователей в стране, сказать сложно, но их количество также измеряется миллионами.
Конечно, у всех этих абонентов сотовые уже есть, и нет при этом мотивации замены работающей «трубки» на другую «трубку», покупать новый телефон они будут только при поломке старого (разбит, утоплен, утерян, аккумулятор «не держит» и т. д.). Кроме того, достаточно развит вторичный рынок «трубок». Но и в такой ситуации новые телефоны ежемесячно покупают миллионы абонентов. Согласно прогнозам J’son and Partners оценивает поставки телефонов 16,6 млн. штук. В будущем году продажи «трубок» снизится, но все равно их поставки на локальный рынок будут измеряться миллионами устройств. Таким огромным количеством клиентов никак не стоит пренебрегать даже несмотря на то, что при продаже недорогого устройства маржа большой быть никак не может, а увеличить сумму чека продажей опций (например, hands-free-гарнитур) можно далеко не всегда.
Интересно, что согласно оценке экспертов J’son and Partners, еще через четыре года поставки смартфонов в Россию возрастут до 39,9 млн штук, а рыночная доля коммуникаторов в 2018 году достигнет 92%. Куда за это время могут пропасть миллионы пенсионеров, малоимущих и других сегодняшних покупателей «трубок», аналитики не уточняют.
Источник: Александр Маляревский