30 декабря 2014 г.
Мировому рынку телевизоров предрекают относительно небольшой, но устойчивый рост. Крупные аналитические компании еще не подвели итоги 2014 года и цифр по 2015 еще не называют, но прогнозы рискуют овзвучивать компании «второго эшелона». По данным WitsView в уходящем году рост мирового рынка телевизоров составит 5,4%, а в наступающем темпы роста принципиально не изменятся. Исследователи из WitsView отмечают, что рост мировых продаж обусловлен, прежде всего, активизацией североамериканского, восстанавливающегося после кризиса, и уверенно растущего китайского рынков.
По данным тайваньского Market Intelligence & Consulting Institute (MIC) две основные тенденции наступающего 2015 года на рынке бытовых телевизоров — увеличение доли моделей с матрицами 4К и рост доли аппаратов с диагоналями 40 дюймов и выше.
Если в уходящем году модели, поддерживающие UltraHD-разрешение, занимали только 6,6% мирового рынка в штучном выражении, то в наступающем 2015, по мнению исследователей MIC, они удвоят свою долю, которая составит 13,3%. Основной причиной популяризации телевизоров с поддержкой 4К станет падение заметное падение цен на эти модели — UltraHD-матрицы стоят всего лишь на
На мировом рынке будет продолжаться рост популярности телевизоров с большими диагоналями (аналитики MIC относят к ним модели с диагоналями 40+ дюймов), которые согласно прогнозам увеличат свою долю на 6 процентных пунктов — с 49% до 55% в штучном выражении. Однако, ситуация на региональных рынках будет различной: если на развитых рынках продажи больших телевизоров будут увеличиваться быстрей среднемировых показателей, то на развивающихся из-за низкой покупательной способности населения высоких показателей продаж моделей с большими экранами ждать не приходится, там популярны модели с диагоналями до 34 дюймов.
Технические инновации — например, распространение телевизоров с изогнутыми дисплеями или популяризация устройств с «квардопиксельными» матрицами (в которых к трем традиционным красному, зеленому и синему пикселам добавлен четвертый с белым свечением) — по мнению аналитиков на развитие рынка в целом заметного влияния не окажут. Также массовый рынок телевизоров не заметит ухода плазменных панелей, слишком малый процент они занимали, и освобождающийся сегмент займут ставшие традиционными жидкокристаллические модели.
Как видно, на мировом рынке телевизоров наметилось оживление и, судя по всему, в ближайшие годы и рынку в целом, и бизнесу большинства игроков на нем будет вполне комфортно. Некоторые внутренние тенденции этого сегмента — например, закат «телевизоростроительного» бизнеса японских компаний на фоне уверенного роста корейских и головокружительных успехов китайских фирм — будут продолжать развиваться, сохраняя некоторую интригу, но и та интрига будет внутренней; события начались давно, развиваются предсказуемо и на общее развитие ситуации с продажами на рынке не повлияют.
А что будет с рынком телевизоров в России? Какие-либо прогнозы по объемам продаж давать крайне сложно, на продажи любого оборудования будет сильное влияние оказывать общеэкономическая ситуация, на которую, в свою очередь, будут оказывать мощнейшее влияние политические факторы, носящие характер форс-мажоров. Но вместе с тем, легко видеть, что на российском рынке телевизоров будут действовать два разнонаправленных тренда, каждый из которых будет результатом суперпозиции нескольких причин.
С одной стороны, есть целый ряд факторов, которые приведут к снижению покупательской активности на всем рынке бытовой электроники, в том числе и в сегменте телевизоров. Ситуация на валютном рынке уже заметно снизила платежеспособность большинства россиян и, судя по всему, этот фактор сохранит свое негативное влияние в дальнейшем — в наступающем году снижение курса национальной валюты будет только прогрессировать, «черных вторников», может, и не будет, но укрепления рубля с показателями прошлого лета ждать точно неоткуда. Рецессия в российской экономике, которую предрекают практически все экономисты, расходясь только в количественных ее оценках, будет способствовать снижению реальных доходов населения даже в рублях — например, у значительной части работающих будут уменьшены или вообще отменены премии или другие бонусы. Кроме того, рецессия приведет к сокращению рабочих мест, о масштабах которого пока судить сложно, но это снизит покупательную активность не только у сокращенных, но и у в десятки раз большего количества людей, которые будут опасаться увольнений, а поэтому избегать крупных покупок, сберегая деньги «на черный день», который для них может наступить в результате потери работы и последующего длительного трудоустройства.
С другой стороны, существуют и факторы, способствующие активизации продаж телевизоров. Причем если факторы, способствующие спаду, универсальны для всей бытовой электроники и значительной части потребительских товаров, то факторы, работающие «в плюс», для телевизоров оказываются специфичны. В национальной традиции еще с советских времен центром домашних развлечений является именно телевизор, поэтому рост популярности телевизоров с большой диагональю и с поддержкой UltraHD найдет живейший отклик у самых широких слоев россиян. Кроме того, в условиях экономического спада по понятным причинам домашние развлечения будут занимать все большую долю досуга, что акцентирует важность телевизора для дома и также будет способствовать покупкам новых моделей. Долларовые цены на телевизоры с модными характеристиками — диагональ + UltraHD — будут неизбежно снижаться, как из-за общего развития технологий, так и в результате более широкого проникновения на российский рынок брендов категории «В», прежде всего, китайских. Этот спад рост цен из-за падения рубля если не нивелирует, то изрядно скомпенсирует, то есть доступность телевизоров будет выше, чем другой бытовой электроники. Наконец, нарастающие экономические проблемы могут и катализировать спрос: возможно, многие потенциальные покупатели поступят по принципу «эх, надо покупать телевизор сейчас, пока не стало еще хуже». Согласитесь, что если такой стимул к покупке телевизоров вполне можно себе представить, но, например, к компьютерам такой подход применим куда как реже.
Что делать в таком случае ритейлерам? Правильно, активно продавать телевизоры! Этот сегмент рынка переживает не лучшие времена, но вместе с тем спад на нем будет не такой значительный, как может случиться в других сегментах. Но активность следует проявлять с известной осторожностью. Прежде всего, не стоит делать больших складских запасов — хотя телевизоры устаревают и дешевеют не так быстро, как другие цифровые устройства, например, компьютеры или планшеты, но этот процесс все же достаточно интенсивно идет и для телевизионной техники. Кроме того, телевизоры все же недешевы, поэтому создание значительных складских запасов потребует «заморозки» значительного количества финансовых средств. Но при этом весьма актуально поддержание широкого спектра предложений телевизоров, по возможности включающего в себя как массовые, так и элитные модели (причем из-за экономической ситуации в роли последних могут выступать модели уровня «upper-middle», особенно для магазинов, расположенных в небольших городах или в «непрестижных районах» мегаполисов).
Вместе с телевизорами можно предлагать самые различные опции, расширяющие возможности использования новинок в современных медиасредах. В первую очередь, это внешняя акустика — до многоканальных систем объемного звука, включительно, хотя наиболее востребованными в рознице будут все же простые в установке и поэтому более популярные традиционные аудиосистемы формата 2.0 (попросту говоря, стереоколонки), системы 2.1 (стереоколонки с сабвуфером) и, наконец, новомодные «звуковые проекторы», способные при наличии одной панели создавать в помещениях объемное звучание. К телевизорам с выраженной «умной составляющей» можно дополнительно предложить беспроводные клавиатуры (желательно, со встроенными координатным устройством, которое в большинстве случаев будет тачпадом), многофункциональные пульты дистанционного управления и веб-камеры (заметим, что тут нужно соблюдать осторожность: далеко не всякая камера совместима с телевизором!). Наконец, с телевизорами можно продвигать устройства, к которым те телевизоры можно будет подключать: IP-TV-боксы, DVB-C- или DVB-S-ресиверы, игровые приставки всех трех популярных на сегодняшний день платформ (к которым тут же можно и нужно предложить как игры, так и периферию) и, наконец, пока не завоевавшие популярность, но все же актуальные для многих ситуаций компьютеры-для-гостиной. Можно, конечно, предлагать и медиасервера, ориентированные на использование в домашних сетях, но это уже узкое нишевое решение, популярность которого существенно меньше, чем традиционных и даже smart-телевизоров.
Кроме товаров, с телевизорами можно предлагать и сервисы. Расширенная гарантия доступна не всегда и не везде, но если есть возможность, предлагать ее нужно обязательно — для такого дорогого устройства, как телевизор, она будет полезна. Подписки на платные каналы будут как нельзя актуальны в российских условиях. Традиционное эфирное ТВ-вещание в стране пока не отвечает современным требованиям по техническим форматам, например, «Первый канал», начавший вещание в HD-разрешении с 24.12.14 пока единственный из общедоступных федеральных. Как видно,за разнообразным HD-контентом покупателям современных телевизоров придется обращаться к услугам альтернативных медиаплощадок, включая ТВ-каналы и интернет-кинотеатры.
Заметим, что предлагая модели с большими диагоналями и высокими разрешениями не следует упускать возможность продать телевизоры с небольших и средних размеров, которые покупают и как основные (для небольших квартир) и для нишевого использования (например, в качестве телевизора-для-кухни).
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE