12 января 2015 г.
MacBook Air с двенадцатидюймовой диагональю экрана заметно встряхнул рынок ноутбуков, вернув внимание вендоров к тонким и легким моделям мобильных компьютеров, сейчас называемых ультрабуками. Вы не слышали про новый «Эйр»? Неудивительно, ведь официально он еще не объявлен, все на уровне слухов, которые Apple традиционно не комментирует, но рынок ноутбуков уже пришел в движение от этих слухов, причем в намечающейся «движухе» принимают самое активное участие как компании, давно известные на рынке мобильных компьютеров, так и фирмы-«неофиты» в этом сегменте.
Например, корпорация Samsung анонсировала Ativ Book 9 2015, в тонком (11,68 мм) изящном корпусе с потрясающим экраном (12,2 дюйма), количество точек на котором 2560×1600, и с батареей, обеспечивающей, по заявлению компании, возможности автономной работы на протяжении до десяти с половиной часов. При этом вес машины составляет всего 950 грамм. Ноутбук построен на платформе Intel Core M с встроенной графикой Intel HD 5300, имеет «на борту» 4 или 8 Гб оперативной памяти, а поэтому обладает вполне достаточной для современных задач вычислительной мощностью. Разумеется, ноутбук в таком тонком корпусе может комплектоваться только твердотельным винчестером (128 или 256 Гб), что не совсем хорошо отражается на его цене, но, тем не менее, она выглядит вполне разумной: в зависимости от деталей конфигурации новинка обойдется в сумму от 1200 до 1400 долл.
На CES был анонсирован обновленный ультрабук Lenovo ThinkPad X1 Carbon. Это по-прежнему один из самых легких и тонких компьютеров во всем классе ультрабуков, который от батареи может проработать почти одиннадцать часов, при этом вместе с аккумулятором весит всего 1,3 кг, а экран у него, заметим, с диагональю 14 дюймов и разрешением 2560×1440 точек. Это практически идеальный «убийца макбук-эйр», хотя при анонсе ходе анонса выставки вендор на этом и не делал выраженного акцента. Цена обновленного Х1 для российского рынка на момент написания статьи была неизвестна.
«Восходящая звезда» рынка мобильных устройств, китайская Xiaomi, известная своими смартфонами внешне похожими на модели Apple, по появившейся на некоторых сайтах инсайдрской информации, скоро выйдет на рынок ноутбуков. Продемонстрированы первые фотографии четырнцатидюймового ультрабука Xiaomi, причем компания остается верной себе в следовании по руслу дизайна Apple — новинка внешне сильно похожа на оригинальный MacBook Air. По неподтвержденным данным, новинка будет построена на процессорах Core i7, иметь до 16 Гб оперативной памяти, но в базовой конфигурации работать он под управлением собственной версии Linux, но вряд ли установка Windows на систему платформы Intel будет являться сложной задачей. Цену новинки для китайского рынка называют в диапазоне от 480 долл, хотя официальных подтверждений этому, как и говорилось выше, пока нет, а аналитики считают, что цена такого решения не может быть менее 800 долл.
Большинство событий пока далеки от реалий не только российского, но даже европейского рынка мобильных решений (напомним, в начале осени Samsung объявил о прекращении поставок своих ноутбуков в Старый свет), но они прекрасно иллюстрируют мировой тренд — возвращение акцента на «старые добрые» ультрабуки, классические тонкие и легкие решения, в противовес новомодным трансформерам. Характерно, что начало новой тенденции опять положил MacBook Air, некогда способствовавший появлению в далеком 2011 году ультрабуков как нового класса мобильных компьютеров. Хотя тонкие и легкие модели существовали и раньше, именно эффектное явление «городу и миру» первого «Эйра», который Джобс в 2008 году достал из конверта, положило привлекло повышенное внимание к данному направлению и через три года — к появлению концепции ультрабуков, позже анонсированной Intel. Компьютеры этого типа имели все шансы на завоевание рынка еще несколько лет назад, но в силу разных причин уступили лидерство планшетам, трансформерам, «хромбукам» и прочим представителям хай-тех-модерна. Сейчас, похоже, ультрабуки нацелены на реванш.
Заметим, что у активизации в сегменте ультрабуков есть свои объективные причины, слухи о появлении MacBook Air в данном случае лишь повод. Количество мобильных пользователей, основные повседневные кейсы которых требуют традиционного ноутбука — заметим, что и Air, и его «убийцы» не имеют даже сенсорного экрана! — исчисляется миллионами. Это мобильные профессионалы вне зависимости от специализации, хотя в первую очередь, работающие со словом (журналисты, блогеры, обозреватели, корреспонденты и т. д.), а также те, для кого ноутбук служит элементом стиля: работники фэшн-индустрии, дизайнеры, архитекторы и т. д. Этим пользователям производительности планшета недостаточно, а возможности трансформеров совершенно избыточны, поэтому традиционный ультрабук будет для них оптимален. Для рынка приятно, что их примеру последуют многочисленные модники, которые хотят походить на мобильных профессионалов или на креативщиков.
В мире у ультрабуков есть своя ниша, пусть она составляет не 40% рынка, как предполагали аналитики четыре года назад, во времена появления компьютеров этого класса, но все же довольно значительная. А как будут обстоять дела на российском рынке? Нужно учесть, что из-за кризиса количество платежеспособных представителей креативного класса заметно уменьшится, а некоторые будут вынуждены кардинально сменить профиль своей деятельности; для мобильных профессионалов это будет также справедливо, пусть несколько в меньшей степени. Но даже для тех, кому удастся сохранить профиль своей деятельности и уровень рублевых доходов, из-за резкого роста курса доллара ультрабуки ведущих производителей окажутся ближе к предметам роскоши, чем к рабочим инструментам.
Продажа ультрабуков в российских условиях окажется близка к современной торговле дорогими часами или ювелирными украшениями, где рынок узок, конкуренция высока, у пользователей весьма велик соблазн приобрести желаемую модель на рынке с меньшими ценами, а товары имеют свойство стремительно устаревать по мере выхода новых линеек. Однако, как показывает практика, и в таких реалиях бизнес можно вести, а пока новый бум ультрабуков доберется до российского рынка — это займет несколько месяцев — у ритейлеров цифровой техники будет время изучить особенности работы своих коллег из сегмента часов/украшений.
Заметим, что «импортозамещение» на российском рынке в сегменте ультрабуков столь же маловероятное, как и в случае с представительскими часами — переход на китайские товары в этих сегментах крайне проблематичен по комплексу известных причин. В Поднебесной есть немало компаний, способных предложить надежные, стильные и конкурентоспособные решения, но их поиск, установление партнерства и вывод их продукции на российский рынок представляет весьма непростую задачу, на решение которой требуется время и средства. Пока success story в решении подобных задач привести нельзя, но, вполне возможно, мы увидим в этом году более одной такой «story».
Источник: Александр Маляревский