В 2006 г. по случаю 10-летнего юбилея нашего издания редакция опубликовала хронику «10 лет компьютерного бизнеса в России — глазами и словами CRN/RE»*.

В этом и последующих номерах мы продолжаем публикацию «летописи» российского ИТ-рынка — теперь за последние 5 лет, прошедших с предыдущего юбилея издания. За это время произошло много важных или просто интересных событий. Мы напомним о них в том числе с помощью опубликованных в CRN/RE в разное время комментариев их фигурантов или других участников рынка. На полноту хроники редакция, конечно, не претендует, а предвосхищая возможные вопросы и возражения типа «почему вы то (того) упомянули, а это (этого) нет?», «на самом деле это произошло потому, что...» и т. п., обращает внимание читателей на следующие обстоятельства.

Прежде всего «хроника» — все-таки не «история» (как исследование определенных явлений в определенный период времени). Кроме того, наша хроника — это некая выжимка только из того, что опубликовано в CRN/RE, так сказать, «выбор редакции», не лишенный субъективизма. Поэтому, как и пять лет назад, она смещена в сторону тех аспектов ИТ-бизнеса, которые традиционно составляют «стержень» интересов CRN/RE.

2006

Очередной год успешного развития российского ИТ-рынка. По данным Мининформсвязи РФ, его объем вырос по сравнению с предшествующим годом на 17,3% (в рублях) и 23,4% (в долларах). Хотя некоторые аналитики уже прогнозировали замедление темпов роста.

Если среди всего того, что произошло в 2006 г. на ИТ-рынке и вокруг него, выбрать «событие года», то это, безусловно, вступление в силу (с 1 января) Федерального закона РФ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в просторечии 94-ФЗ. Вопрос «улучшения удовлетворения потребностей государства и муниципалитетов в товарах и услугах лучшего качества с наименьшими затратами» поднимался многократно и на разных уровнях. Говорят также, мол, России «прозрачно намекнули», что для вступления в ВТО нужно открыть свой рынок госзакупок для нерезидентов (что не было предусмотрено прежним законодательством). Новый закон был призван исправить все недостатки, огрехи и пробелы прежнего законодательства, а также учесть накопленный практический опыт. Основная проблема, которая существовала до вступления в силу 94-ФЗ, — хорошо удобренная почва для коррупции. Новый закон мог положить конец «откатам» и взяткам чиновников, поскольку почти все закупки товаров и услуг должны были осуществляться на открытых торгах и конкурсах. Увы, этого не случилось. Как показал ряд проведенных тогда опросов, от 35 до 45% участников рынка (и продавцов, и покупателей) считали, что уровень коррупции с принятием нового закона не снизился, а по мнению еще около 30%, даже повысился.

В дальнейшем 94-ФЗ многократно подвергался критике, в него вносились различные изменения, но он и сейчас по-прежнему не устраивает профессиональных участников ИТ-рынка.

Весь 2006 г. прошел под знаком дальнейшего «наведения порядка» на таможне (предшествующий этап начался осенью 2005 г.). В мае прежний руководитель ФТС был смещен, таможня выведена из-под контроля МЭРТ, курировать ее работу было поручено непосредственно председателю правительства. Правила таможенного оформления в очередной раз изменились. В частности, было приостановлено таможенное оформление электроники по «белому» списку (вошедшие в этот список импортеры могли растаможивать грузы по упрощенной схеме, предъявляя для определения таможенной стоимости лишь инвойс производителя), а стоимость таможенной очистки резко возросла. Новый глава ФТС Андрей Бельянинов объявил главным приоритетом своей работы «возвращение в лоно государства распыленной таможенной инфраструктуры», для чего обещал усилить контроль над участниками ВЭД и бороться с «псевдоучастниками экономической деятельности».

Громким скандалом обернулась конфискация (в марте) сотрудниками Управления «К» МВД партии мобильных телефонов Motorola (167 500 штук), предназначенных для компании «Евросеть». Сначала эти телефоны объявили контрафактными. Потом контрабандными, при этом против Motorola было возбуждено уголовное дело. Наконец, телефоны назвали опасными для здоровья, и вскоре около 50 тыс. «вредных» телефонов уничтожили на полигоне. Правда, позже выяснилось, что примерно 30 тыс. трубок из числа «уничтоженных» каким-то образом попали в магазины. В августе уголовное дело против Motorola было прекращено, а 117 тыс. аппаратов, которые не были уничтожены, возвращены «Евросети». Осенью прокуратура Москвы возбудила уголовное дело о продаже конфискованных и якобы уничтоженных телефонов.

Борьба с «серым» импортом, начавшаяся с рынка мобильных телефонов, вскоре затронула и импортеров компьютерной техники. В декабре были арестованы склады трех ИТ-дистрибьюторов, где хранилось оборудование и комплектующие на 7 млн. долл.

10 марта правительство наконец одобрило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», разработанную Мининформсвязи. Напомним: о решении приступить к организации технопарков Президент РФ Владимир Путин сообщил на встрече с представителями ИТ-отрасли в Новосибирске в январе 2005 г. Программа обещала немалое финансирование — всего около 77 млрд. руб. из разных источников в период до 2010 г. К сожалению, она не содержала внятной бизнес-модели функционирования технопарков. А многие региональные структуры, предлагая свои проекты, поначалу отнеслись к программе как к еще одной возможности профинансировать какие-то свои замыслы за счет федерального бюджета.

В марте в Набережных Челнах открылся первый магазин франчайзинговой сети «Позитроника» (проект дистрибьюторской компании Merlion). К концу в 2006 г. было открыто уже 119 магазинов общей торговой площадью 22 тыс. м2, общий объем продаж сети превысил 80 млн. долл. В настоящее время в сети «Позитроника» работает около 200 магазинов более чем в 150 городах страны.

Накануне летних каникул Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». При рассмотрении законопроекта во втором чтении были отклонены поправки депутатов Геннадия Гудкова и Александра Хинштейна, запрещающие использование «зарубежных программно-технических средств» в государственных ИС, «обеспечивающих стратегические отрасли и особо опасные (важные) объекты РФ», несмотря на «открытые письма», в частности Президенту России и министру обороны, в поддержку этих поправок. Однако тема борьбы с иностранным ПО на этом не была закрыта и осталась предметом обсуждения в «компетентных кругах» и в ИТ-сообществе и в последующие годы.

Летнюю спячку на ИТ-рынке неожиданно потревожили сообщения СМИ — загораются ноутбуки Dell и Apple (точнее, их аккумуляторы). Поставщиком опасных ионно-литиевых аккумуляторов оказалась Sony. Причину инцидентов специалисты установили довольно быстро. В сложившейся ситуации у компаний был только один выход — замена батарей. В конце августа Sony объявила об отзыве элементов питания для ноутбуков Dell и Apple, речь шла о весьма крупной партии — около 6 млн. штук. Вскоре в «клуб погорельцев» вступили и другие вендоры — не у всех ноутбуки действительно горели, но проблемы с батареями были у многих, и производители решили перестраховаться. Далеко не все ноутбуки были укомплектованы аккумуляторами Sony, но эта компания пострадала больше всех: понесенный ею ущерб, как утверждала японская газета Asahi, превысил 500 млн. долл. Но нет худа без добра. Некоторые эксперты отметили, что скандал, возможно, даже помог вендорам: мол, Dell улучшила репутацию своего подразделения по работе с клиентами, а Apple и немного заработала, поскольку пользователи, приходившие в магазин для замены батарей, заодно покупали что-то еще.

В ноябре компания «Марвел» объявила о разрыве дистрибьюторского соглашения с Intel. Чтобы по собственной воле прервать отношения с таким вендором, как Intel, у дистрибьютора должны быть очень веские причины. По словам руководителей «Марвел-Дистрибуция», «политика Intel, проводимая в последние годы, была крайне невыгодной для дистрибьюторов с точки зрения маржи ...у нас нет негативного отношения к продукции Intel. И если мы увидим способ на ней зарабатывать, то будем ее предлагать. Давайте разделять отношение к продукции и отношения с вендором».

В 2006 г. в Москве открылись представительства, в частности компаний Adobe, Creative, Tandberg.

2007

Экономическая ситуация в стране, зависящая в основном от цен на сырье, оставалась весьма благоприятной. Состоявшиеся в декабре выборы в Госдуму не стали фактором неопределенности и не оказали заметного влияния на ИТ-рынок, если не считать некоторых дополнительных доходов для части ИТ-компаний. ИТ-рынок рос заметно быстрее, чем в предшествующем году, тоже достаточно удачном. Объем, по данным Мининформсвязи РФ, увеличился на 24,5% в рублях и, по оценке IDC, на 34% в долларах.

На этот год пришлась вторая волна консолидации российского ИТ-бизнеса — более десятка сделок (предшествующая «прокатилась» в 2003 г.**). В этом отношении 2007 г. был рекордным за всю историю нашего ИТ-бизнеса. Уже можно было говорить об определенных тенденциях. Их обнаружилось пять: увеличение общего числа сделок и масштаб наиболее крупных из них; приобретение крупными компаниями нишевых игроков с целью расширения портфеля своих компетенций и решений; объединение крупных и средних компаний с целью занять лидирующие позиции либо догнать лидеров в том или ином сегменте рынка; в большинстве случаев сделки затрагивают лишь уровень акционеров без реального слияния бизнеса, что не приводит к желанному синергетическому эффекту; финансовые условия сделок, как правило, не сообщаются.

Напомним некоторые публично объявленные сделки этого года, не все из них, кстати, состоялись.

В мае компании «Систематика» (образована в начале 2006 г. в результате слияния «Аквариус Дата» и «Аквариус Консалтинг») и TopS Business Integrator (TopS BI) сообщили об объединении и создании группы компаний «Систематика», в состав которой вошла также «АНД Проджект» — 100%-ная дочерняя компания «Систематики». По итогам 2006 г. суммарный объем продаж «Систематики» и «АНД Проджект» составил 160 млн. долл., TopS BI — 71 млн. долл. Штат сотрудников соответственно 480 и 500 человек. Как ожидалось, в 2007 г. объем продаж группы «Систематика» приблизится к 300 млн. долл. А осенью группа «Систематика» приобрела фирму «Аэро Солюшенз», работающую на рынке RFID-систем. Персонал последней составил костяк департамента частотной идентификации «Систематики».

В октябре сообщили об объединении компании «Би-Эй-Си» и «Стэп Лоджик». Согласно их совместному заявлению, его цель — «предоставить заказчикам наиболее полный спектр услуг в области информационных и телекоммуникационных технологий на основе многолетней экспертизы». Представители компаний подчеркивали, что они хорошо дополняют друг друга по клиентам и ключевым компетенциям и что речь идет именно о слиянии, а не о покупке. Хотя несколько доминировала «Би-Эй-Си» (оборот в 2006 г. — 3,5 млрд. руб., численность персонала примерно 700 чел.; годовой оборот «Стэп Лоджик» — 2,3 млрд. руб., численность — около 600 чел.). Да и идея объединения принадлежала Святославу Сорокину, первому вице-президенту «Би-Эй-Си». Предполагалось создать группу компаний с сохранением имеющихся торговых марок и завершить процесс интеграции в I квартале 2008 г. Однако спустя пару месяцев партнеры неожиданно сообщили, что передумали (по слухам, не сошлись в цене) и отказались от слияния.

В октябре стало известно, что ЛАНИТ приобрел ранее входившую в холдинг «Корус» (Екатеринбург). Предметом покупки была не вся компания (в том виде, в каком к тому времени ее знал рынок), а лишь ее часть, а именно бизнес в области системной интеграции. Оборот «Корус АКС» в 2006 г. составил 560 млн. руб., а численность персонала — 140 человек. На системную интеграцию приходилось 55% бизнеса, в ней было занято около 60% персонала.

Группа компаний «Армада» приобрела три специализированные нишевые компании — PM Expert, «Союзинформ» и ЕТС. Кроме того, объединились компании «НТЦ КАМИ» и «КАМИ-Север» (Ярославль), компания «Марвел» купила «Аудиоманию», группа компаний «Оптима» — компанию «Альфа-Интегратор», «КомпьюЛинк» — компанию REDLAB.

Но самая крупная сделка — это «дружественное слияние» консалтинговой группы «Борлас» и значительно более крупной компании IBS. По итогам 2006 ф. г. оборот «Борлас» составил 115 млн. долл. (включая НДС), выручка (по US GAAP) компании IBS — 277 млн. долл. (без НДС). Объединенная компания получила название IBS. Председателем правления и генеральным директором был назначен Сергей Мацоцкий (ранее генеральный директор компании IBS), президентом — Алексей Ананьин (ранее президент группы «Борлас»). Суммарная доля услуг в бизнесе новой компании — более 50%, численность персонала — более 3,4 тыс. человек. По данным IDC, по итогам 2006 г. суммарная доля IBS и «Борлас» на российском рынке ИТ-услуг составляла 7%. Кстати, по словам Ананьина и Мацоцкого, их сделка, в отличие от большинства других на российском ИТ-рынке, должна привести к реальному слиянию бизнеса обеих компаний. Руководители не скрывали, что сроки реальной интеграции бизнеса (а с большой вероятностью и сама сделка по слиянию. — А. П.) продиктованы намеченным на весну 2008 г. выходом компании IBS на IPO. Компания планировала поддерживать высокие темпы роста бизнеса как за счет собственного роста, так и за счет приобретений и в 2010 г. достичь оборота в 1 млрд. долл.

Другое знаменательное явление этого года — выход сразу нескольких ИТ-компаний на фондовый рынок. Самым масштабным — и самым драматичным по своим последствиям — стало IPO концерна «Ситроникс» (дочерняя компания АФК «Система»), который в феврале разместил свои акции на Лондонской фондовой бирже. Тогда инвесторы оценили «Ситроникс» в 2,29 млрд. долл. Но оказалось, что легче вывести акции на биржу, чем поддерживать их курс на достойном уровне. В течение всего 2007 г. финансовые показатели компании ухудшались. Цена акций «Ситроникса» с 12 долл. в феврале снизилась более чем вдвое — до 5,5 долл. осенью. В октябре совет директоров досрочно прекратил полномочия президента и председателя правления «Ситроникса» Евгения Уткина (ранее основатель и бессменный руководитель крупнейшей украинской ИТ-компании «Квазар-Микро», которую купил «Ситроникс»). Однако, по мнению экспертов, глава компании не мог предотвратить такое развитие событий. АФК «Система» слишком спешила с выходом на биржу. Акционеры вывели «Ситроникс» на IPO с искусственно раздутым оборотом (за три года более чем в 15 раз), в «полусобранном» виде, без должной корректировки портфеля продуктов и услуг, без интеграции разных подразделений. Новым главой «Ситроникса» стал Сергей Асланян, выходец из другой дочерней компании «Системы».

В феврале получили листинг на Франкфуртской фондовой бирже акции группы IBS (IBS Group Holding), которая в ноябре 2005 г. разместила около 30% своих акций среди частных инвесторов. Тогда их цена составляла 15,5 долл., в декабре 2007 г. — более 22 евро.

В июле успешно вышла на фондовый рынок (сектор инновационных и растущих компаний ММВБ и сегмент компаний небольшой и средней капитализации РТС) группа компаний «Армада» (образована в апреле 2007 г. в результате выделения ИТ-бизнеса из группы РБК). При цене 14,9 долл. за акцию компания привлекла около 30 млн. долл., причем объем поступивших заявок превзошел предложение в 9,5 раз. В начале декабря акции «Армады» стоили уже более 20 долл. Полученные средства «Армада» направила, в частности, на покупку перспективных ИТ-бизнесов (см. выше).

А первым эмитентом в секторе ИРК на ММВБ стал (в июне) закрытый паевой инвестиционный фонд «Финам—ИТ», специализирующийся на инвестициях в ИТ, прежде всего в интернет-проекты. Вывод на фондовый рынок дополнительного выпуска паев позволил «Финам—ИТ» привлечь около 500 млн. руб.

Как считали эксперты, при достигнутых масштабах ИТ-отрасли в России должно быть не меньше десятка публичных ИТ-компаний. К сожалению, цена (в прямом и переносном смысле), которую приходится платить за публичность, очень высока. Тем не менее, считали некоторые эксперты, 2007 г. может стать переломным. О планируемом выходе на фондовый рынок в той или иной форме также объявили «КомпьюЛинк», «Лаборатория Касперского», «Оптима», «Элекард» (Томск), Kraftway, Luxoft, Softline. Некоторые называли даже сроки. Но до сих пор никто так и не вышел...

Во второй половине июня 29 российских и зарубежных компаний подписали «Декларацию прямого импорта бытовой техники и электроники», своего рода «джентльменское соглашение», заявленная цель которого — построить систему продаж в России по международным правилам. Среди подписантов были не только вендоры (Philips, Samsung, Olуmpus), но и многие крупные розничные сети и даже дистрибьюторы (в частности, Merlion). Вендоры обязались, начиная с 1 октября 2007 г., поставлять свою продукцию по прямым контрактам с российскими компаниями, а последние — при наличии такого контракта осуществлять поставки продукции, только санкционированные производителем. Но безусловным первопроходцем была компания Sun Microsystems, которая еще 1 января 2004 г. перешла на ввоз товаров на условиях DDU, а 1 января 2006 г. — на условиях DDP. К началу 2008 г. прямой импорт в Россию (на условиях DDU или DDP, по всему ассортименту или его части) вели уже более десятка ведущих зарубежных вендоров, преимущественно японских компаний с большой долей продукции для массового рынка. Тенденция набирала силу. А с 1 марта 2008 г. компания Merlion, по-видимому, первой среди ИТ-дистрибьюторов, перешла на рублевые прайс-листы, мотивируя этот шаг открытием складов вендоров в России, изменением модели взаимодействия вендор—дистрибьютор и желанием создать максимально удобные для партнеров условия сотрудничества.

В январе прекратил существование Центр электронного бизнеса «Дилайн» (ЦЭБ): дистрибьюторская компания «Дилайн» и обслуживающая корпоративных заказчиков Deacom были ликвидированы, а их бизнес передан в компанию DEPO Computers (ЦЭБ и был образован в 2003 г. в составе этих трех структур). Таким образом, торговая марка «Дилайн», широко известная на ИТ-рынке с 1995 г., перестала существовать. А в состав DEPO Computers вошла фирма SoftKey, приобретенная также в начале 2007 г., но сохранившая свою марку.

Летом компания Kraftway официально открыла в Обнинске (Калужская область) свой завод электронного оборудования, который стал частью одного из первых в России технопарков. Наконец-то! Потому что о начале проекта по созданию производственно-складского комплекса мощностью около 6 тыс. ПК (или других электронных устройств) в день (почти 1,5 млн. в год) Kraftway объявила еще весной 2002 г. Тогда планировалось, что его первая очередь будет запущена в начале 2004 г. По словам генерального директора Kraftway Алексея Кравцова, вместо первоначально планируемых инвестиций в 14–16 млн. долл. компании пришлось выложить 20 млн. долл. Он рассчитывал окупить их в течение пяти лет. В 2007 г. компания планировала продать 360 тыс. настольных ПК.

В ноябре впервые «вышла в свет» компания Helios IT-Solutions, проведя пресс-конференцию (первую за восемь лет своего существования). До сих пор фирма не нуждалась в публичности. «Мы двигались по-пластунски, и у нас все было нормально», — шутил Азер Бадалов, ее бессменный генеральный директор. Но времена меняются: Helios IT-Solutions вошла в группу «Армада», чьи акции торгуются на бирже, так что теперь создание и развитие имиджа открытой компании прописано в корпоративном кодексе Helios как одна из четырех основных целей.

Осенью стало известно, что Apple все-таки открывает официальное представительство в России («все-таки» потому, что еще несколько месяцев назад компания это опровергала). Начался этап «полноформатного» развития бизнеса Apple в нашей стране. До этого интересы вендора в странах СНГ более 10 лет представляла компания Apple IMC Russia.

В целом очень успешный год был омрачен волной товарного рейдерства, затронувшей, как и в 2006 г., дистрибьюторские и розничные компании. Этим «бизнесом» промышляли криминальные группы с участием сотрудников правоохранительных органов и чиновников РФФИ (Российский фонд федерального имущества), которые незаконно изымали у компаний товар и затем перепродавали его по заниженным в несколько раз ценам. Их жертвами, по данным ассоциации АП КИТ, стали десятки ИТ-компаний, а нанесенный ущерб измерялся многими десятками миллионов долларов. «Чашу терпения» переполнило незаконное изъятие товара у компании «Компоненты и системы» в марте 2007 г., который вскоре появился в ряде магазинов. Летом следственные органы начали расследование уголовного дела об этих махинациях. По данным следствия, в состав преступной группы (не менее 17 человек, почти все они арестованы) наряду с просто мошенниками входили прокуроры, следователи, оперуполномоченные. Начиная с мая 2007 г. АП КИТ и созданная тогда рабочая группа по защите собственности предпринимали активные усилия по противодействию товарному рейдерству. В частности, более 100 ИТ-компаний подписали «Хартию руководителей ИТ-компаний по вопросам этики и защиты собственности», предусматривавшую добровольные обязательства по неучастию в подобных неправомерных действиях. По данным АП КИТ, в течение 2007 г. единственным на ИТ-рынке крупным каналом сбыта незаконно изъятых товаров была компания «Ультра Электроникс». Несмотря на то что она также подписала Хартию, и после этого в магазинах компании в нескольких городах вновь появились товары, ранее незаконно изъятые у ряда ИТ-фирм. В ноябре АП КИТ призвала участников рынка не поддерживать деловые отношения с «Ультра Электроникс».

2008

Это год перелома для всей мировой экономики, начала кризиса, последствия которого не преодолены до сих пор. В нашу страну кризис пришел осенью, ведь еще летом некоторые министры говорили о России как о «тихой гавани» в условиях шторма в мировой экономике.

Примерно до начала осени ИТ-рынок демонстрировал вполне приличную форму, хотя на некоторые признаки неблагополучия аналитики обращали внимание уже раньше. Многие компании почувствовали первые признаки кризиса в августе-сентябре, позже затрясло всех.

В России экономика пострадала в кризис значительно сильнее, чем в развитых странах. А ИТ-рынок существенно больше, чем российская экономика в целом. Бурный рост, которому радовались и к которому, похоже, привыкли в предшествующие несколько лет, остался в прошлом. Темпы роста ИТ-рынка снизились в разы, от кризисных явлений пострадали, хотя и в разной степени, все его сегменты. По оценке IDC, объем ИТ-рынка увеличился всего на 9% (как в долларах, так и в рублях), по оценке Real-IT — на 12,7% (в долларах) по сравнению с предшествующим годом. Наибольшие потери понес рынок «железа». На рынке ПО отрицательно сказалось убывание эффекта легализации продаж операционных систем и офисных приложений.

Был ли причиной начавшийся кризис или его предчувствие, сказать трудно, но ожидания многих участников рынка, которые в 2007 г., на волне консолидации ИТ-бизнеса, были уверены, что количество слияний и поглощений будет расти и дальше, не оправдались. Тем не менее в разгар кризиса, в конце 2008 г., когда все опасались «самого трудного», многие вновь ожидали ускорения консолидации — мол, теперь под влиянием именно кризиса. Несколько сделок в 2008 г. все же состоялись, но их было меньше и в среднем меньшего масштаба.

В феврале сообщили о слиянии ветераны ИТ-рынка, петербургские дистрибьюторские компании «Марвел-Дистрибуция» и Erimex. По масштабам бизнеса «Марвел-Дистрибуция» превосходила Erimex в несколько раз, однако, как настаивали их руководители, состоявшаяся сделка — не покупка, а «дружественное объединение», хотя и под маркой первой. Учредители Erimex Петр Белаш и Владимир Самохвалов с соответствующими долями вошли в число акционеров и в совет директоров «Марвел». Компания Erimex, по сути нишевый дистрибьютор, специализировалась на поставках мониторов, на их долю приходилось 85–90% ее оборота. Однако рост этого рынка замедлялся, а прибыльность снижалась. Особую ценность для «Марвел-Дистрибуции» представлял тендерный отдел Erimex — тендерные поставки составляли более 60% всего бизнеса последней.

В двух случаях объектами поглощения со стороны московских компаний стали ведущие системные интеграторы Урала. Группа компаний Verysell сообщила о присоединении группы компаний «Астра СТ», ведущего челябинского системного интегратора. По итогам 2007 г. ее оборот составил 230 млн. руб., доля услуг — 86%, численность персонала — 170 человек. По словам президента Verysell Михаила Краснова, его компания намерена расширять присутствие в регионах путем присоединения успешных и перспективных компаний-интеграторов. Компания LETA IT (выручка в 2007 г. 37,6 млн. долл.) приобрела 75% екатеринбургской группы компаний АСК (выручка в 2007 г. 711 млн. руб.). Последняя сохранила свое название, председателем совета директоров АСК стал ее учредитель Евгений Шароварин. Объявленная стоимость сделки 422 млн. руб., значительную часть этой суммы, по словам партнеров, планировалось направить на строительство крупного инженерного центра АСК в Екатеринбурге.

Компания «Техносерв» за год приобрела двух хорошо известных на рынке услуг игроков. Сначала компанию Sputnik Labs, специализирующуюся на внедрении систем CRM. Основная цель этой сделки, по словам представителей «Техносерв», создание сильнейшей на рынке CRM-практики, способной занять не менее трети рынка CRM-приложений в России и СНГ. А в сентябре «Техносерв» купил 74% акций компании «Рексофт», одного из ведущих разработчиков заказного ПО (оборот в 2007 г. 22,6 млн. долл., в том числе 60% — заказные разработки). Обе приобретенные компании сохранились в рамках «Техносерв» как самостоятельные бизнес-единицы, операционное управление осталось за их менеджментом.

Наконец, летом было объявлено, что «1С» купила компанию «Бука», одного из ведущих российских разработчиков игр (выручка в 2007 г. 36 млн. долл.). Сделка предусматривала постепенный переход «Буки» под полный контроль «1С», стоимость сделки, сроки и этапы ее реализации не сообщались. По словам акционеров «Буки», у них было четыре потенциальных покупателя, и выбор «1С» обусловлен ее деловой репутацией, «честностью» предложения и успешным опытом сотрудничества, а не предложенной суммой.

В мае около города Колпино (Ленинградская область) состоялась торжественная церемония закладки первого камня завода по производству ПК «Фоксконн РУС» — совместного предприятия HP и Hon Hai Precision Industry (торговая марка Foxconn). Объем инвестиций — более 50 млн. долл., ключевой заказчик завода — HP. Планируемый объем производства — до 40 тыс. единиц в месяц (сначала только настольных ПК, затем также ноутбуков). Ввод первой очереди предприятия был запланирован на I квартал 2009 г. Несмотря на начавшийся кризис, компания Foxconn в ноябре подтвердила намерение реализовать этот проект в ранее намеченные сроки. В отличие, например, от сингапурской компании-сборщика Flextronics, которая планировала до конца 2008 г. запустить в России производство ЖК-телевизоров, но, как сообщала газета «Коммерсант», приостановила этот проект на неопределенный срок.

В начале лета прекратила работу компания «Ультра Электроникс». На этот момент ее задолженность перед банками и поставщиками составляла 53 млн. долл., в Арбитражном суде лежали около 25 исков от поставщиков. После того как в ноябре 2007 г. АП КИТ призвала не поддерживать деловые отношения с «Ультра Электроникс», большинство поставщиков прекратили поставлять ей товары в кредит, что резко ухудшило финансовое положение компании. По сообщению самой «Ультра Электроникс», ее выручка по итогам 2007 г. уменьшилась на 250 млн. долл. по сравнению с 2006 г., долги банкам и поставщикам росли. Наступивший плачевный финал был закономерным. Компаниями, причастными к реализации незаконно изымаемых товаров («Ультра Электроникс» и др.), занялись следственные органы. Были ли эти участники рынка лишь неразборчивыми «добросовестными приобретателями» или соучастниками противозаконных махинаций — покажет следствие.

К концу года стало ясно, что на рынке мобильных компьютеров появился новый сегмент — нетбуки. С момента начала официальных продаж ASUS Eee PC 701, который с легкой руки представителей Intel получил наименование «нетбук», прошло менее года. Вслед за ASUS новую нишу быстро разглядели и другие ведущие вендоры. И сформировался новый сегмент — легких (массой около 1 кг), удобных и недорогих устройств с развитыми средствами проводной и беспроводной связи для выхода в Интернет. К сожалению, по цене они были очень далеки от «рыночного ориентира», каковым первоначально считался уровень 250 долл.

В конце 2008 г. настроения в стране, в том числе и на ИТ-рынке, были очень тревожными. У некоторых даже паническими.

2009

Если предшествующий год был периодом резкого замедления темпов роста ИТ-рынка, то 2009-й стал годом его глубокого падения. Оправдывались едва ли не самые мрачные прогнозы многих участников рынка, в частности ведущих дистрибьюторов, собравшихся в конце декабря 2008 г. за «круглым столом» в редакции CRN/RE.

В первые три месяца 2009 г. ситуация продолжала ухудшаться. По данным ITResearch, в основных массовых сегментах рынка аппаратных средств падение продаж по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года составило 52% (в долларах), продажи опустились на уровень 2004 г.

Лишь в конце мая — июне появились некоторые признаки оживления в отдельных сегментах. Но, по всеобщему мнению, их нельзя было считать репрезентативными для рынка в целом. Сокращения рабочих мест и зарплат, а также практическое отсутствие потребительского кредитования по-прежнему не стимулировали восстановление спроса на розничном рынке. Некоторое позитивное движение было отмечено на рынке системной интеграции, по крайней мере на фоне полного затишья первых полутора кварталов. Основная конкуренция шла за деньги госсектора, который, несмотря на значительные задержки с принятием федерального бюджета, оставался наиболее платежеспособным заказчиком.

Как впоследствии отмечали аналитики, состояние ИТ-рынка в 2009 г. характеризовалось ярко выраженной V-образной динамикой — всю первую половину года продажи падали и лишь с середины, а в некоторых сегментах и позже началось постепенное восстановление. По мнению REAL-IT, «в течение всего 2009 г. тренд ИТ-рынка следовал за трендом ВВП с запаздыванием в три-четыре месяца: пик падения ВВП пришелся на май (—17,1%), а пик падения ИТ-рынка — на август (—38%)».

Одним из наиболее неприятных следствий кризиса в экономике стал кризис доверия по всей цепочке: вендор — дистрибьютор — дилер — заказчик. Чтобы защитить свой бизнес от риска неплатежей, практически все ИТ-компании ужесточили кредитную дисциплину, частично перешли на предоплатную систему расчетов, укрепили юридические службы и т. п. Тем не менее это не всегда спасало от «плохих долгов» и «проблемных дебиторов». Не все участники рынка смогли удержаться на плаву, в том числе и те, которые до кризиса считались лидерами, — одни просто закрылись, другие сменили владельцев, третьи переориентировались, перейдя в более кризисоустойчивые сегменты рынка. На десятки (если не сотни) компаний были поданы судебные иски, многие из них начали процедуру банкротства. Иски выигрывались, но возвращение средств затягивалось на многие месяцы. Дистрибьюторы оценивали сокращение количества дилеров в 5–10%, хотя точных цифр никто не знает. В то же время некоторые вендоры сообщали о росте партнерской сети — разумеется, не благодаря кризису, а скорее вопреки, но в соответствии с принятой стратегией развития бизнеса в России.

Самым уязвимым звеном ИТ-рынка оказалась компьютерная розница, которую кризис застал на стадии активного развития. Компьютерные розничные сети (как и многих других «лидеров роста» в других секторах экономики) подвела принятая ими стратегия быстрой экспансии на сравнительно дешевые заемные средства. Но летом 2008 г. источники дешевых кредитов иссякли, а осенью обрушился покупательский спрос. Из наиболее крупных банкротов следует назвать «Неоторг» и «Санрайз».

Тем не менее прогнозы тех, кто ожидал весьма значительных изменений в ландшафте ИТ-рынка под влиянием кризиса, не оправдались. Потерь среди ведущих ИТ-компаний было мало, а слияний и поглощений еще меньше, чем в 2008 г. В дистрибьюторском сегменте рынка самое заметное событие — уход с рынка компании RSI, одной из крупнейших и старейших дистрибьюторских компаний (создана в 1991 г., входила в группу R-Style).

В апреле продал свой дистрибьюторский бизнес концерн «Ситроникс». По итогам 2008 г. его объем составил 611 млн. долл., на дистрибуцию приходилось 30% оборота концерна и около 70% оборота подразделения «Ситроникс информационные системы» (ранее компания «Квазар-Микро»). Но, как заявил президент «Ситроникса» Сергей Асланян, дистрибьюторский бизнес серьезно пострадал из-за кризиса, нуждается в большом оборотном капитале и вообще малорентабельный, а подразделение «Ситроникс информационные системы» должно сосредоточиться на системной интеграции. Дистрибьюторский бизнес был оценен в 50 млн. долл. (фактически сделка прошла в безденежной форме) и продан его прежнему владельцу — офшору Melrose Holding, подконтрольному Евгению Уткину, создателю и бессменному руководителю «Квазар-Микро». В 2004 г. именно у него концерн «Ситроникс» купил «Квазар-Микро», после чего Уткин стал президентом (до осени 2008 г.) концерна.

В сентябре группа компаний IBS сообщила о продаже DEPO Computers: 100% акций компании выкупил ее менеджмент. «Это очередной шаг в последовательной реализации нашей бизнес-стратегии. Еще около двух лет назад мы заявили о намерении полностью сфокусировать работу группы IBS на стратегических рынках ИТ-услуг и аутсорсинга, а также разработки и внедрения ПО», — заявил тогда Анатолий Карачинский, президент IBS Group. DEPO Computers должна была найти крупного инвестора, который бы оплатил большую часть сделки. По данным IDC, по итогам II квартала 2009 г. она лидировала среди российских компаний-сборщиков в двух сегментах рынка — настольные ПК и серверы стандартной архитектуры. Обретя свободу, компания практически отказалась от дистрибьюторских продаж, перешедших к ней «по наследству» от «Дилайн». Если до кризиса в бизнесе DEPO доминировала дистрибуция, а доля продаж собственных компьютеров, по словам Сергея Эскина, генерального директора DEPO Computers, составляла примерно 40%, то теперь она выросла до 95%. Отказ от дистрибуции и уменьшение спроса на компьютеры неизбежно должны привести к значительному уменьшению объема продаж, по его прогнозу, до 200–250 млн. долл. До кризиса, в 2007 ф. г. (завершился 31 марта 2008 г.), он достигал, судя по отчетности IBS Group, 516 млн. долл.

В начале года было объявлено о создании группы «Астерос», в которую вошли «Би-Эй-Си» (головная компания), «Аверта», «КАБЕСТ» и «Диалог-Киев» (Украина). Общая численность персонала группы на тот момент составляла более 800 человек.

Несмотря на кризисную ситуацию в экономике, развитие ИТ-рынка продолжалось.

В марте компания HP открыла в Москве свой фирменный магазин, расположившийся в «ноутбучной» зоне торгового центра «Горбушкин двор», рядом с салонами Dell, ASUS, Toshiba и др. По словам представителей HP, это был ее первый в России (четвертый в мире) фирменный магазин. Но, по данным CRN/RE, это не совсем так. Первый в России фирменный магазин HP был открыт еще в октябре 2001 г. — он назывался «Силиконовая долина» и работал под управлением фирмы «Партия», в то время одного из крупных партнеров вендора. Его история закончилась вместе с «Партией», которая спустя несколько лет вышла из розничного бизнеса.

Также весной приступил к работе московский офис Trend Micro.

В октябре у Apple в России появился второй дистрибьютор — компания «Марвел-Дистрибуция». По словам Сергея Гирдина, президента группы компаний «Марвел», решение заняться продвижением продукции Apple было принято еще в 2007 г., тогда же состоялись и первые встречи с представителями вендора, но статус официального дистрибьютора был получен только спустя два года.

В ноябре в Москве открылся Технологический центр компании Microsoft, 20-й в мире и первый в странах Центральной и Восточной Европы. Партнеры вендора получили возможность на его базе разрабатывать, тестировать и демонстрировать свои решения заказчикам.

По мере приближения к концу года одной из самых обсуждаемых тем стал закон «О персональных данных» (№ 152-ФЗ), который должен был вступить в силу 1 января 2010 г. Закон был принят в рамках приведения российского законодательства и практики бизнеса в соответствие с международными нормами, в частности с Конвенцией Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (ПДн). Но было ясно, что к 1 января большинство компаний — операторов ПДн не успеет привести свои ИС в надлежащий вид, — многие вообще не понимали, что надо делать, плюс банальное отсутствие денег в условиях кризиса. В самом конце года Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона, согласно которому срок приведения ИС в соответствие с законом № 152-ФЗ переносится на один год — до 1 января 2011 г. Забегая вперед, отметим, что спустя год, в конце 2010 г., ситуация, увы, повторилась: оказалось, что к вступлению закона в силу не готовы и большинство операторов ПДн, и большинство ИТ-компаний. Выполнивших требования закона набиралось несколько процентов от числа «законообязанных». По крайней мере, именно столько зарегистрировалось в Роскомнадзоре, куда нужно было обратиться с уведомлением. В этих условиях Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об очередной отсрочке вступления в силу закона № 152-ФЗ — теперь до 1 января 2012 г.

По данным IDC, в 2009 г. общий объем российского ИТ-рынка упал на 37% (в долларах) по сравнению с 2008 г., а по данным REAL-IT — даже на 41%. Сильнее всего, как и годом ранее, пострадал рынок оборудования. Но результаты IV квартала оказались неожиданно успешными, и это вселило определенный оптимизм — многие участники рынка и аналитики пересмотрели свои прогнозы на 2010 г. в сторону улучшения.

2010

На протяжении года многие участники ИТ-рынка отмечали признаки восстановления бизнеса, правда, неравномерного в разных сегментах, и рапортовали о неплохих темпах роста по сравнению с 2009 г. Ситуация в регионах складывалась тоже по-разному, но ближе к концу года, судя по данным опросов региональных ИТ-компаний, проведенных редакцией CRN/RE, стала налаживаться, по крайней мере в крупнейших городах. Однако прогнозы на будущее были противоречивы. Вплоть до осени экономисты и финансовые аналитики обсуждали возможность второй волны кризиса. Так что ощущение нестабильности не покидало участников рынка почти весь год, не позволяя «расслабляться». Более того, приходилось быть готовыми и к лучшему, и к худшему — к варианту бурного роста рынка и к негативному сценарию. Благо за предшествующие полтора года многие научились (или вспомнили забытые навыки) быстро реагировать на изменения ситуации на рынке, оперативно корректировать свои планы и бюджеты.

Многочисленные декларации руководителей государства о необходимости перевода экономики на инновационный путь развития и о поддержке высокотехнологичных отраслей так и не привели к запланированным результатам. Кризис в экономике затормозил и так неспешные усилия властей по их реализации — в отличие, кстати, от целого ряда ведущих западных стран, где он стал стимулом к ускоренному внедрению ИТ.

В 2010 г. завершился срок действия ФЦП «Электронная Россия» (2002–2010 гг.). Поставленные в этой многострадальной программе цели не были достигнуты, и большинством экспертов и участников ИТ-рынка ее результаты были оценены негативно. Выделенные в 2010 г. из федерального бюджета на финансирование программы 3,1 млрд. руб. пошли в основном на создание и развитие «электронного правительства». На смену «Электронной России» пришла госпрограмма «Информационное общество», которая будет действовать до 2018 г. Как заявил на расширенной коллегии Минкомсвязи РФ министр Игорь Щеголев, «Мы учли опыт проб и ошибок, которым прошла „Электронная Россия“, и готовим новую программу, которая охватит все направления ИКТ, учтет уже действующие программы, позволит исключить дублирование и добиться максимального синергетического эффекта от государственных вложений в проекты, связанные с производством, передачей, распространением, хранением и защитой информации». Сначала планировалось, что до 2018 г. на эти цели из федерального бюджета будет выделено 660 млрд. руб., однако в последнем варианте программы бюджетное финансирование было сокращено до 375 млрд. руб.

В этом году должна была завершиться и госпрограмма по созданию технопарков в сфере высоких технологий, утвержденная правительством в марте 2006 г. (см. CRN/RE № 7/2011). Предполагалось, что до 2010 г. в стране будет создано около 10 технопарков, в частности в Московской, Нижегородской, Калужской, Кемеровской областях, Мордовии, Татарстане и Санкт-Петербурге. В период 2007–2010 гг. на реализацию программы планировалось выделить 10,3 млрд. руб., но фактические расходы составили 4,7 млрд. руб. В 2009–2010 гг. финансирование из федерального бюджета было приостановлено — вынудили, во-первых, кризис, а во-вторых, результаты аудита всех проектов, проведенного Минкомсвязи. Выяснилось: некоторые технопарки все еще находятся на стадии проектирования; у некоторых нет четкого бизнес-плана; кроме того, строящиеся технопарки в основном ориентируются не на ИКТ, а на непрофильные для Минкомсвязи направления. По сути, создание технопарков превратилось в девелоперские проекты по строительству городов-спутников. «Понадобился активный диалог с коллегами в регионах, чтобы донести нашу позицию: не надо строить на деньги федерального бюджета бизнес-центры класса „А“ вокруг крошечных бизнес-инкубаторов. Сначала нужно создать нормативные, экономические и иные условия для того, чтобы сложилась „экосистема“, дружественная для молодых ИТ-компаний», — говорил Игорь Щеголев. Тем не менее первые результаты были получены: заработал технопарк в Казани, первые очереди некоторых других. По данным Минкомсвязи, по итогам 2009 г. в технопарках было 272 компании-резидента и более 7,5 тыс. рабочих мест. Программу развития технопарков решено продлить до 2014 г., направить на эти цели еще около 13 млрд. руб. и разработать специальный закон о технопарках в сфере высоких технологий.

В апреле Президент РФ подписал закон, который ликвидировал лазейки в законодательстве, создававшие условия для товарного рейдерства. Потребность в этом возникла в связи с волной товарного рейдерства на ИТ-рынке в 2006–2007 гг. (см. CRN/RE № 7/2011). В мае 2006 г. для подготовки проекта закона о противодействии товарному рейдерству при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ была создана Рабочая группа (в нее вошли и представители АП КИТ), а в марте следующего года соответствующий законопроект внесли в Госдуму. Учитывая поддержку большого числа депутатов, авторы законопроекта надеялись на его принятие в первом чтении уже осенью 2007 г. Не получилось — законопроект надолго застрял на согласовании в правительстве, потом появились другие поводы и причины для отсрочек. Для принятия закона потребовалось три года! В первом чтении был одобрен только в январе 2010 г., а в третьем, последнем, 7 апреля 2010 г.

В мае в Санкт-Петербурге состоялся официальный запуск совместного производства компаний HP и Foxconn по выпуску ПК. Возведение завода в Колпине началось весной 2008 г. (см. выше), но помешал кризис — в начале 2009 г. строительные работы были приостановлены. Однако обе компании в конце 2009 г. арендовали производственные площади (около 10 тыс. м2) в здании логистического центра «Мегалоджикс», где в начале 2010 г. и развернулось временное производство ПК. Как заявил Джим Чанг, вице-президент корпорации Hon Hai Precision Industry Corp. (Foxconn), несмотря на кризис, обе компании не отказались от намерения наладить выпуск ПК в России, а использование арендуемых площадей лишь немного увеличит первоначально запланированную сумму инвестиций в проект (около 50 млн. долл.).

В течение этого года несколько крупных ИТ-компаний предприняли шаги по перегруппировке сил.

В апреле компания «Открытые Технологии» и группа компаний ИКТ объявили о создании консорциума. По результатам совместной работы не позднее чем через три года (т. е. к 2013 г.) акционеры компаний обещали принять (или не принять) решение о слиянии активов и создании объединенной компании. По словам президента «Открытых Технологий» Сергея Калина, компании ориентированы на работу в разных сегментах рынка (его компания — на системную интеграцию, а ИКТ — на управленческий консалтинг и внедрение ERP-систем), предлагают взаимодополняющие услуги и практически не пересекаются по кругу заказчиков. Ранее у «Открытых Технологий» и ИКТ уже был опыт успешного сотрудничества. В 2010 г. планировалось достичь суммарного оборота 315 млн. долл., из них 30 млн. долл. в совместных проектах.

Осенью группа компаний ЛАНИТ сообщила о завершении выделения департамента дистрибуции («ЛАНИТ Дистрибуция») в отдельную компанию Treolan. Структура собственности при этом не изменилась, основным владельцем компании остался Георгий Генс, президент группы ЛАНИТ. Управляющим директором Treolan назначен Дмитрий Злотов, ранее директор ЛАНИТ по дистрибуции. Департамент дистрибуции и раньше действовал достаточно автономно. «Де-факто мы — самостоятельный дистрибьютор, а влияние группы компаний на наши решения я бы оценил не более чем в 5%», — говорил в 2007 г. в интервью CRN/RE Дмитрий Злотов. Но все же это было подразделение ЛАНИТ... Вопрос о разделении двух бизнесов — дистрибуции и системной интеграции — обсуждался давно, но, как сказал Георгий Генс, «мы были настолько органично связаны, что долго не решались на этот шаг. Сейчас, когда в департаменте дистрибуции происходят большие изменения, ждать уже было нельзя, и разделение произошло». Таким образом, Treolan стала четвертой дистрибьюторской компанией в составе ЛАНИТ (наряду с CompTek, DiHouse и «ЛАНИТ-Норд»).

В течение всего года на ИТ-рынке циркулировали слухи о том, что группа Verysell продает свой дистрибьюторский бизнес — Verysell Distribution (основан в 1990 г. как СП Merisel), в конце года слухи стали более конкретными — покупателем является компания Merlion — и оказались правдой. Еще осенью 2010 г. (в частности, на партнерской конференции Softeach) руководители Verysell Distribution сообщали о планах на будущее: «Мы приняли решение развивать дистрибуцию решений, потому что просто VAD уже не так востребована на рынке, как раньше, и мы видим, что партнеры ожидают от нас и наших специалистов больше, чем просто VAD и тем более просто box moving». За четыре года до этого, на конференции Softeach’2006, президент группы Verysell Михаил Краснов говорил о том, что в Verysell решили «вернуться к основам», что вновь рассматривают дистрибуцию как инвестиционное направление и что через несколько лет это будет международный бизнес с миллиардным оборотом... Протокол о намерениях по приобретению компанией Merlion дистрибьюторского бизнеса группы Verysell был подписан 27 января 2011 г. Стороны намеревались завершить начальный этап сделки до конца I квартала 2011 г., а Merlion в случае его успеха — «обеспечить всем необходимым активное развитие бизнеса Verysell Distribution, сохраняя сложившийся коллектив, бизнес с вендорами и клиентами, активно используя лучшие наработки компании в области дистрибьюторского бизнеса». Собирается ли Merlion развивать «дистрибуцию решений» — пока неизвестно, как именно будет интегрирован бизнес Verysell Distribution — тоже.

В 2010 г. начал формироваться новый сегмент рынка мобильных компьютеров — планшетные компьютеры. В январе глава Apple Стив Джобс представил планшетный компьютер iPad, по его словам, новое мобильное устройство, совмещающее в себе возможности традиционного ноутбука и смартфона. Вскоре и некоторые другие ведущие вендоры объявили о выпуске «планшетов». Но в России их было продано немного.

Если сравнивать 2010 г. с предшествующим годом, то он, безусловно, был успешным. Объем ИТ-рынка заметно вырос, хотя по большинству сегментов уровень 2008 г. еще не был достинут. Тем не менее многие ведущие вендоры и дистрибьюторы по объемам бизнеса не только вышли на докризисный уровень, но и превысили его.

* Cм. CRN/RE №№ 9–13/2006.

** См. статью «Тенденция года» (CRN/RE №24/2003)