Сообщения о слиянии или поглощении компаний редко оставляют игроков рынка равнодушными. Интерес к таким событиям отнюдь не праздный — альянсы ведут к перегруппировке сил, следовательно, в той или иной степени влияют на бизнес каждой компании.
До недавних пор слияния и поглощения были свойственны только иностранным рынкам.
Некоторые сделки вызывали большой резонанс в мире и в России. Вспомним, например, как Compaq купила Digital, а затем и сама была поглощена Hewlett-Packard. Были и такие приобретения, на которые не обращали особого внимания: во времена расцвета «доткомов» и Интернет-эйфории крупные фирмы чуть ли не оптом скупали «высокотехнологичную мелочь». Одна только Cisco приобрела несколько десятков таких команд.
Процессы консолидации бизнеса стали набирать силу и в нашей стране. Первые сделки состоялись несколько лет назад, но тогда они не могли оказать заметного влияния на отечественный ИТ-рынок. Сегодня ситуация иная — объемы продаж, финансовые и технические возможности ведущих игроков таковы, что альянсы между ними или приобретение других фирм способны кардинально изменить расстановку сил на рынке.
В этом году первыми «возмутителями спокойствия» стали холдинг ЛАНИТ и группа компаний DPI. В середине мая они объявили о том, что ЛАНИТ стал владельцем контрольного пакета акций (70%) группы DPI. Не успел рынок осмыслить и проанализировать эту новость, как произошли еще два заметных события — группа «Аквариус», компании «АНД Проджект», Landata и OCS объявили о создании холдинга «Национальная компьютерная корпорация» (НКК), а Kraftway сообщила о покупке компании «Форвард Технологии». Добавило интриги то обстоятельство, что о последних двух сделках было объявлено в один и тот же день — 29 мая.
Летом появился еще один холдинг — группа компаний NT Computer объединилась с «Техмаркет Компьютерс». А чуть позже стало известно, что группа Verysell продолжила список своих приобретений, выкупив у инвестиционной фирмы Vesta Eurasia российский бизнес компании V6 Technologies. Verysell и до этого имела большой опыт поглощений — за период с 1999 г. компания получила контроль над пятью фирмами.
Череда покупок и альянсов заставила обозревателей и аналитиков отрасли заговорить об этом как о тенденции. Действительно, участники сделок подчеркивали, что к такому шагу их подтолкнули условия, сложившиеся на отечественном рынке.
Руководители и владельцы многих компаний не скрывают, что череда объединений заставила их пересмотреть и скорректировать стратегию развития своих фирм. На рынке широко распространилось мнение: чтобы сохранить завоеванные позиции, а тем более расширить бизнес, потребуются немалые усилия, в том числе по приобретению недостающих технологий, бизнесов или каналов сбыта.
Правда, реальные результаты всех этих акций проявятся еще не скоро. По мнению ряда экспертов, объявленные сделки — это не более чем публичное оформление давно существующих отношений между партнерами. А главные цели, которых добивались и добились компании этими объявлениями, — повышение инвестиционной привлекательности, наведение порядка в своем хозяйстве и, разумеется, усиление внимания со стороны СМИ. На рынке существует даже такое мнение: нынешние слияния — это скорее дань моде, чем реальная необходимость.
Подкрепляет эту точку зрения то, что большинство сделок, необходимость которых их участники объясняли возможностью снижения издержек и упрощения работы с объединенными ресурсами, выглядят, по крайней мере, для стороннего наблюдателя, непродуманными и случайными. Стратегические цели и планы участников остаются неясными, зачастую они не готовы обсуждать отрицательные стороны слияний и потенциальные риски.
Как бы то ни было, путь проторен, а к чему приведет череда слияний, произошедших в этом году, покажет время.