В уходящем году российский рынок ИТ в целом продемонстрировал высокие темпы роста, потянув за собой показатели большинства производителей и групп товаров.
Например, на статус «продукта года» могли бы претендовать системы хранения данных (СХД), рост продаж которых в России составил 40%, в то время как в Европе — не более 4%. Но успехи на рынке СХД просто меркнут в сравнении с показателями продаж мобильных ПК.
Еще два года назад портативные компьютеры из-за высоких цен считались в России чуть ли не предметом роскоши, а их продажи были чрезвычайно малы по сравнению с продажами настольных ПК. Но уже в 2002 г. ситуация стала меняться, на рынке появились ноутбуки стоимостью не более 1000 долл., что повысило интерес к ним отечественных пользователей.
Снижение стоимости основных компонентов мобильных ПК, расширение гаммы предлагаемых продуктов — от «дескноутов» до «тонких и легких» ноутбуков, увеличение времени их автономной работы (до 5—6 ч), появление новых и модных технологий Wi-Fi — все это стимулировало рост интереса к мобильным компьютерам.
Круг их потенциальных обладателей стал быстро расширяться, и сегодня ноутбук завоевал устойчивое положение как рабочий компьютер и даже как второй «домашний» ПК.
Росту популярности ноутбуков способствовали и маркетинговые усилия производителей, в том числе объявленная в марте новая платформа мобильных ПК Centrino, на рекламную поддержку которой Intel выделила немало средств.
По крайней мере две компании — «Атлантик Компьютерс» и «НКА-Групп» — сосредоточились исключительно на выпуске портативных ПК. Компания «Аквариус» решилась взяться за выпуск гибридных «дескноутов». Возобновили активное продвижение своих мобильных компьютеров компании «Клондайк», K-Systems, R&K и R-Style Computers. Под конец уходящего года на рынке появились портативные ПК на базе платформы AMD Geronimo стоимостью 800 долл.
В этом году на российском рынке стала особенно заметна компания ASUSTeK, которая, пользуясь известностью своей торговой марки, быстро наращивает продажи мобильных ПК и лелеет амбициозные планы по выходу в лидеры продаж. Заявки на лидерство делают и такие известные производители, как Samsung и LG: реклама активно призывает покупателей приобретать только их новейшие стильные модели ноутбуков.
И наконец, нельзя не отметить победное шествие мобильных ПК Roverbook компании Rover Computers, прочно сохраняющих, по оценкам аналитиков, первое место на рынке России. Этому способствуют такие факторы, как широкий модельный ряд, доступность для реселлеров, большая гамма мобильных устройств и аксессуаров, дополняющих Roverbook, а также налаженная система сервиса.
В 2003 г. ноутбуки прочно заняли место на витринах магазинов, продемонстрировав взрывной рост продаж. По данным исследовательских компаний, до конца года количество проданных портативных ПК превысит самые оптимистические прогнозы почти на 30%, а по сравнению с 2002 г. объем поставок возрастет более чем на 60%! И что весьма примечательно, доля мобильных систем в сегменте ПК (настольные, портативные ПК и Intel-серверы) увеличилась с 6% в 2002 г. до 8% в 2003 г. Это означает, что процесс замещения настольных ПК ноутбуками, о котором уже давно говорили аналитики и Intel, начался и в нашей стране.