Не надо быть особо наблюдательным человеком, чтобы заметить: в уходящем году все отчетливее стала проявляться тенденция укрупнения бизнеса. А как иначе бороться за место под солнцем? Что делать, если ваш бизнес неадекватно оценивается сильными игроками рынка, и есть мощные силы, противодействующие вам? Ответ прост — найти единомышленников и создать ассоциацию. При этом, если повезет, можно найти еще и новых партнеров, и увеличить объем своего бизнеса.
В конце года «Полирам», одна из компаний, занимающихся восстановлением (а проще, перезаправкой) картриджей, объявила о намерении создать «Ассоциацию российских ресайклеров». Объявление было сделано на дилерской конференции фирмы, где всем желающим было предложено, в зависимости от размера уплаченных членских взносов, стать либо учредителем, либо участником нового объединения.
Цели создаваемой ассоциации лаконичны: продвижение технологии восстановления картриджей на российском рынке, цивилизованное развитие отрасли, а также информационная, рекламная и юридическая поддержка предприятий всех форм собственности. Остановимся на них чуть подробнее.
Сама идея перезаправки картриджей, несмотря на наблюдаемый рост продаж оригинальных расходных материлов, в продвижении не нуждается. Значительная часть потребителей с удовольствием используют эту возможность. Ряд реселлеров прикладывают усилия к тому, чтобы их становилось все больше: убеждают покупателей, намеренных приобрести оригинальный картридж, в том, что перезаправленный картридж не хуже. А вот «технологии восстановления картриджей» — понятие для российского рынка довольно новое.
Дело в том, что инициатор создания ассоциации поставляет оборудование для автоматизации перезаправки любого типа картриджей. Участникам ассоциации предлагается такое оборудование купить. «Полирам» даже распространяет некое технико-экономическое обоснование (ТЭО), согласно которому любой желающий, вложивший в новое дело 30 тыс. долл. (учитывается большая часть накладных расходов), при сбыте 200 картриджей в месяц за год не только окупает все затраты, но и получает 18 тыс. долл. прибыли. «Есть примеры, когда богатые родители покупают своим детям такой бизнес, чтобы они накапливали предпринимательский опыт», — утверждают в компании.
Что же еще сверх технологии обещает поставщик участникам ассоциации?
Отношение к бизнесу по перезаправке картриджей на рынке неоднозначное, в основном потому, что значительная часть «перезаправки» продается как контрафактный товар.
Но даже если ресайклер соблюдает все «правила игры», его деятельность вызывает возмущение у вендоров, поставляющих устройства печати. Не рады ему также некоторые дистрибьюторы и реселлеры, которые сделали ставку на продвижение оригинальных расходных материалов. Чтобы признать право на жизнь перезаправленных картриджей, необходим диалог между перезаправщиками и вендорами. Ассоциация может наладить такой диалог и даже добиться признания законности перезаправки, ведь в мире уже есть примеры судебных решений в пользу ресайклеров.
В качестве юридической поддержки ассоциация обещает заняться вопросом сертификации перезаправленных картриджей. Однако пока не ясно, что она будет сертифицировать и как. Стандартов на эту деятельность не существует. Критерии измерения качества неясны. К тому же картридж, перезаправленный в первый раз и, например, в третий, — разные вещи.
Есть у ассоциации и более амбициозные планы. На конференции «Полирам» говорили о том, что неплохо было бы пролоббировать свои услуги в правительстве: аргументируя необходимостью поддержки отечественного производителя, перевести бюджетные организации на использование только перезаправленных картриджей.
Перспективы новой ассоциации довольно туманны. Станет ли она действительно добиваться наведения порядка в этом сегменте рынка или ограничится продвижением того, что поставляет «Полирам», не может сказать никто. Но один союзник еще не созданной ассоциации уже появился. Российское отделение WWF («Всемирный фонд охраны природы») поблагодарило перезаправщиков за их деятельность. По мнению защитников природы, перезаправка картриджей способствует охране окружающей среды: пластик не выбрасывается, вредные остатки тонера ветром не разносятся, чернила в реки не выливаются.