Российская компания «Пандора Трейд» выпустила «умные» часы Pandora RW-71, которые радикально отличаются от других моделей smart watch. Интересно, что это не «портированная» под российский бренд очередная китайская разработка, а устройство, созданное, по заявлению компании, специалистами Калужского завода опытного приборостроения и имеющее целый ряд интересных особенностей. Например, время работы при постоянной индикации времени, активном радиоканале и с эпизодическим использованием встроенного модуля GPS/ГЛОНАСС составляет, по заверениям компании, более месяца! Это устройство совсем не похоже на традиционные «умные» часы, в нем нет мощного процессора, собственной операционной системы и даже тач-скрина.
Дополнительные функции RW-71 предусматривают взаимодействие с «умными» элементами, окружающими автомобилиста. Часы позволяют быстро и легко снимать машину с охраны, ставить на охрану, дистанционно включать двигатель на прогрев, открывать/закрывать багажник, работать в качестве метки присутствия (в том числе и «противоразбойной»), отображать служебную информацию о состоянии автомобиля (от температуры в салоне до уровня горючего в баке) и т. д. Также с этих часов можно управлять шлагбаумами, электронными замками, «умными» воротами и прочими аналогичными устройствами. Для того чтобы полностью использовать свои возможности, «часам» пока требуется взаимодействие с охранными автомобильными системами премиум-класса Pandora 5000PRO и Pandora 3970PRO, а в режиме ограниченной функциональности (постановка/снятие с охраны, метка присутствия) — с системами Pandora 39хх и 5000NEW, Pandect X-1xxx и X-2xxx.
Разумеется, RW-71 могут выполнять традиционные функции электронных часов с индикацией времени и даты, будильниками, данными о восходах-закатах и т. д. «Часы» интересны тем, что обладают возможностью обновления фирменного программного обеспечения, в ближайшей перспективе разработчики обещают добавить к ним функцию трекера активности, а в тандеме со смартфоном они смогут информировать о поступающих вызовах/сообщениях и пр.
Наверное, RW-71 — первые на мировом рынке «автоориентированные» специализированные smart watch, или как минимум одни из первых. Калужские разработчики опередили даже Nissan, чьи аналогичные по возможностям NISMO Watch пока существуют только в виде концепта. «Умные» часы автомобильного бренда будут выполнены в виде браслета с изогнутым экраном и выполнять функции, аналогичные RW-71. Только последние можно уже приобрести за 8,8 тыс. руб., а когда появятся в продаже NISMO и сколько они будут стоить, пока неизвестно.
Сейчас продажи Apple Watch уже можно сравнить со всеми прошлогодними объемами поставок smart watch на Android, что несомненно усилит интерес к «умным» часам вообще и носимой электронике в частности и вполне вероятно будет стимулировать широкое распространение подобных нишевых решений. Впрочем, такого рода изделия не избавлены от недостатков — их нельзя назвать универсальными. По сути, это носимые устройства для управления «умным» автомобилем и отдельными элементами «умного» дома, а также установки программ сторонних производителей, а их преимуществом можно считать относительно низкую цену в сочетании с широкими функциональными возможностями. Такие решения во многом похожи на спортивные трекеры, только с несколько иной встроенной функциональностью.
Заметим, что рыночный потенциал специализированных решений в прошлом году был заметно выше, чем у «умных» часов, прежде всего из-за меньшей цены, большей автономности и простоты в использовании. Например, по данным Canalys, за прошлый год в мире продали 7 млн. «умных» часов и 12 млн. «умных» браслетов. По сравнению с 1,2 млрд. приобретенных смартфонов (по данным IDC) объем рынка совсем невелик. В наступившем году, согласно прогнозам Canalys, ситуация должна измениться — продажи в натуральном выражении должны достичь 28,2 млн. и 15 млн. соответственно, хотя и эти объемы не поражают воображения на фоне количества продаваемых трубок, которое в этом году приблизится к полутора миллиардам. Это легко объяснимо — «часы» расширяют количество функций и дешевеют, а трекерам развиваться практически некуда, равно как и дешеветь. Но если на рынке в большом количестве появятся «автомобильные» часы, то это может стать мощным стимулом роста не-«часовой» составляющей рынка Wearable Electronics.
Как было отмечено выше, рост популярности «умных» часов будет способствовать распространению нишевых решений, но начнется и обратный процесс — продвижение специализированных устройств увеличит спрос на универсальные «часы». Не говоря уже о том, что расширение функциональности этих разноплановых девайсов станет действенным стимулом развития всей носимой электроники.
Хотя российская розница по понятным причинам переживает не самые лучшие времена, ритейлерам следует внимательно присмотреться к сегменту носимой электроники, предлагая широкий спектр smart watch. «Умные» часы, безусловно, войдут в моду, кроме того, в российских условиях этот товар ориентирован на зажиточных пользователей, которые от кризиса пока пострадали не очень сильно.