Сергей Белоусов, основатель и генеральный директор компании Acronis, отвечает на вопросы CRN/RE. Разговор с Сергеем Белоусовым происходил во время открытия компанией офиса разработки в IT-парке Казани и подписания соглашения о двустороннем сотрудничестве с особой экономической зоной Иннополис. Вопросы задавал Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE.
CRN/RE: Как вы видите место Acronis на ИТ-рынке?
Сергей Белоусов: Мы занимаемся системами для защиты данных. Основное их предназначение — обеспечение сохранности данных. Мы работаем, чтобы данные не потерялись, чтобы они были в доступности и под контролем.
Мы создали для нового поколения наших продуктов новую архитектуру — Acronis Anydata Engine. Она, в частности, ориентирована на работу с облаком, но может быть успешно использована и без облака. Мы собираемся и дальше развивать эту архитектуру. Мы защищаем все данные всеми доступными способами, поддерживаем много источников данных, много мест, куда можно «складывать» данные, и различные операции с ними.
Важно понимать, что софтверные продукты находятся в постоянной эволюции. Это же не здания, которые после постройки изменить практически сложно. Мы начали переходить на новую архитектуру в 2013 г., но и сейчас мы продолжаем над ней работать, продолжаем ее улучшать. Мы тратим 25% оборота на исследования и разработки, половина сотрудников компании занимаются исследованиями и разработкой.
Наш фокус — массовый рынок. Мы делим пользователей на семь классов: очень большие компании, большие компании, средние, маленькие, очень маленькие, семьи и конечные пользователи. Основной фокус наших продуктов — последние 5 классoв: частные пользователи, семьи, очень маленькие, просто маленькие и средние компании. Хотя, разумеется, у нас есть продукты для больших и очень больших компаний, но большинство пользователей в мире заняты в компаниях средних и более мелких, а также озабочены сохранностью данных на собственных компьютерах и мобильных устройствах.
CRN/RE: Какой объем в глобальном обороте Acronis приходится на российский рынок?
С. Б.: Порядка 3,5%. Замечу, что это большой показатель, у большинства глобальных компаний, производящих программное обеспечение, на российский рынок приходится порядка 1–2% оборота. Наши успехи, возможно, говорят о том, что локальный рынок стал распознавать нас как своих, как российскую компанию. И действительно, основные разработчики у нас находятся в Российской Федерации, мы уделяем внимание российскому рынку и российским заказчикам.
CRN/RE: Где у вас находятся центры разработки?
С. Б.: Открытый в Татарстане центр разработки стал четвертым по счету. У нас уже есть три основных центра разработки — в Москве, Сингапуре и Таллинне. Как и у всякой крупной компании, кроме основных центров над развитием и совершенствованием наших продуктов работают «центры-спутники», компактные группы разработчиков в других городах.
Например, мы открываем специализированный центр разработки в особой экономической зоне Иннополис, что позволяет нам использовать потенциал местных разработчиков и привлекать людей из других регионов России. Не всегда люди с необходимым нам уровнем квалификации хотят переезжать, например, в Москву, зачастую они хотят жить и работать в другом достаточно крупном городе, где жизнь дешевле.
Инфраструктура для ИТ здесь есть, поэтому нам выгодно создавать здесь подразделение. Требования к специалистам совершенно одинаковые что в Казани, что в Москве.
CRN/RE: Сколько человек будет работать в татарстанской команде Acronis на момент открытия?
С. Б.: Сейчас у нас 5 человек разработчиков, один бухгалтер и один сотрудник, занимающийся продвижением нашей продукции. В перспективе мы планируем расширить офис до 50 человек. ИТ-индустрия Татарстана очень хорошо развита — как в коммерческом секторе, так и в государственном, а также в местных отделениях федеральных структур — и продолжает совершенствоваться, поэтому местным структурам нужны надежные системы резервного копирования, мы готовы такие предоставить.
CRN/RE: Достаточно ли одного человека на весь Татарстан?
С. Б.: Разумеется, он будет не один продвигать тут решения Acronis, у нас тут есть компании-партнеры, как и в других регионах мира. Общее количество партнеров, окружающих экосистему наших продуктов в мире, более 30 тыс.
CRN/RE: И у этих тысяч компаний достаточно работы?
С. Б.: Да, конечно! Сегодня вопрос эффективного хранения данных — один из самых актуальных в ИТ-индустрии. Мир движется к тому, чтобы быть цифровым на 100%. Люди и различные устройства генерируют все больше информации, которую надо не только обрабатывать, но и достаточно долго хранить. Каждый год объем данных увеличивается в 2,5 раза.
Растущие объемы данных требуют совершенно новых подходов и технологий, и мы в Acronis прилагаем все усилия для создания передовых решений в этой области. А партнеры обеспечивают оптимальное внедрение наших решений у заказчиков с разной специализацией и с разными особенностями информационных систем.
Мы не продаем свои продукты напрямую, а используем все возможности канала, продвигая решения Acronis через сервис-провайдеров и через дистрибьюторов, а у дистрибьюторов уже есть реселлеры, системные интеграторы (мы работаем с крупнейшими компаниями, например, КРОК, ЛАНИТ, ICL) и т. д. Даже когда вы покупаете через наш сайт, вы на самом деле покупаете через партнеров. Мы — как Microsoft. По размеру Acronis меньше, но возможности канала мы также используем полностью.
CRN/RE: Входят ли в эту экосистему ОЕМ-партнеры?
С. Б.: Да, входят. Seagate, Western Digital, Hitachi, Kingston и другие компании, выпускающие накопители, являются ОЕМ-партнерами Acronis, предустанавливая на свои устройства наше программное обеспечение. Так что многие получают наши программные продукты вместе с «железом».
В ближайшее время мы объявим об ОЕМ-сотрудничестве с крупными российскими компаниями. Пока я не буду называть их, скажу лишь, что это крупнейшие локальные разработчики программного обеспечения.
CRN/RE: Насколько крупные компании пользуются программными решениями Acronis?
С. Б.: Сохранность данных сегодня крайне важна для структур самого разного размера — причем как коммерческих компаний, так и государственных структур — а также для частных пользователей. Например, нашими решениями пользуется Deutsche Bank, NASA, министерства обороны РФ и Японии, а также миллионы частных лиц во всем мире.
Справка CRN/RE
Международная компания Acroinis специализируется на создании и продвижении систем для резервного копирования, аварийного восстановления и защиты данных в физических, виртуальных и облачных средах. Решения Acroinis локализованы на 15 языков и доступны в 145 странах мира. По заявлению компании, ее решениями пользуются свыше полумиллиона корпоративных заказчиков из разных областей экономики и более пяти миллионов частных пользователей. Компания зарегистрирована в Сингапуре, где находится головной офис, кроме того, у компании есть подразделения компании в 18 странах. Главный центр разработки находится в Москве.
CRN/RE: А как Acronis выглядит на фоне глобальных конкурентов?
С. Б.: Acronis входит в пятерку крупнейших компаний, поставляющих программные продукты для резервного копирования и аварийного восстановления. Разумеется, рынок неоднороден в разных регионах, например в Японии и Германии мы в своем классе — компания «номер один».
На российском рынке мы, скорее всего, «номер один» для частных пользователей и для маленьких компаний. В сегменте крупных компаний мы, наверное, номер три. Правда, крупные и очень крупные компании обычно используют решения от нескольких поставщиков для разных задач внутри своей ИТ-инфраструктуры.
CRN/RE: Как вы оцениваете перспективы рынка решений для резервного копирования?
С. Б.: Рынок будет расти. Человечество накапливает все большее количество данных. Например, самолет «Боинг» за час полета генерирует порядка сорока терабайт информации, которую надо хранить и обрабатывать для обеспечения надежного функционирования этого самолета и проектирования новых. Данные начинают генерировать носимые устройства — «умные часы», электронные браслеты и т. д. — и создаваемую ими информацию тоже нужно хранить. Долгосрочному хранению данных необходима надежность, ведь в случае потери эти данные восстановить будет невозможно. Для сохранения и резервирования таких огромных объемов информации требуются уникальные технологии, и мы работаем над созданием гибких и недорогих решений в этой сфере.
CRN/RE: Что сейчас является трендом на рынке решений для резервного копирования?
С. Б.: Облака, скорость работы и простота использования.
Смотрите: за первое полугодие этого года совокупный рублевый доход компании от продаж по всем направлениям вырос на 51% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Наибольший рост показали продажи облачных продуктов и решений по виртуализации: выручка Acronis от продажи облачных продуктов выросла на 573%, а доход от решений по виртуализации — на 337%.
На рынке программных продуктов для конечного пользователя также требуется простота использования. Ведь для обычного пользователя резервное копирование данных — вторичная процедура; если она не будет бесконечно простой, пользователи просто не будут ею пользоваться, в результате их данные окажутся без защиты. И, конечно же, частные пользователи все активней будут пользоваться облаками.
Мы считаем, что этот тренд будет сохранен в будущем. Центр исследований и разработок облачных систем для хранения данных мы сейчас и открываем в Иннополисе.
CRN/RE: Acronis сотрудничает и с университетом Иннополиса?
С. Б.: Да, мы активно сотрудничаем с учебными заведениями, которые готовят профильных специалистов по computer science. Исторически сложилось, что наиболее давнее и плотное сотрудничество у нас с Московским физико-техническим институтом, в котором я когда-то учился, — там давно функционирует кафедра Acronis, там преподают наши сотрудники, студенты работают по нашим заданиям и т. д. Но мы очень плотно взаимодействуем с МГУ, Новосибирским государственным университетом, Национальным университетом Сингапура, сингапурским университетом технологии и дизайна, Оксфордом, университетом Карнеги — Меллона, Массачусетским технологическим институтом и другими учебными заведениями. С университетом Иннополиса мы взаимодействуем с самого момента появления этого учебного заведения.
Мы заинтересованы в совместной подготовке студентов, лучших из которых будем приглашать на работу в Acronis. Сейчас у нас около 340 человек занято в разработке по всему миру, но через пять лет нам потребуется увеличить их количество, как минимум, до тысячи. Из них около полусотни будут работать в Казани.
CRN/RE: Вы уверены, что российский ИТ-рынок так быстро восстановится после кризиса, что планируете рост количества необходимых разработчиков на порядок?
С. Б.: Что касается российского рынка, то с вопросами о ситуации на нем лучше обращаться к нашему региональному директору, я же занимаюсь компанией глобально. Но важно понимать, что разработчики будут трудиться над совершенствованием программы для глобального рынка. А все глобальные тренды указывают на количественный и качественный рост объемов данных и требований к их защищенности. Трехмерная печать, цифровые деньги, социальные сети, Интернет вещей, big data — все это повышает требования к сохранности данных. А в ближайшей перспективе свой вклад в данные внесет еще и искусственный интеллект.
Да, российская экономика переживает не самые лучшие времена. Пока состояние близко к шоку, но это пройдет. Пока люди еще не совсем почувствовали масштабы произошедших перемен и живут, как жили. Лет за пять адаптируются к новым условиям — к новой цене на нефть, к курсу рубля и т. д. В любом случае у России есть перспективы. Это удивительная страна, где живут и работают миллионы людей. Но при этом Россия — страна с восьмой экономикой мира и по объему ИТ-рынка она не входит даже в десятку лидеров, так что потенциал для роста ИТ-рынка есть. Тем более сейчас, когда хорошие ИТ-специалисты здесь стали стоить дешевле. Сейчас здесь очень выгодно создавать рабочие места.
Но ИТ-рынок интересен тем, что при плохой экономической ситуации он становится еще более полезен индустрии и поэтому еще более востребован. Поэтому даже при негативных сценариях развития падение всей экономики будет больше, чем сокращение ИТ-рынка.
При появлении стабильности обязательно начнется рост. Ведь для развития ИТ-рынка ничего не нужно, кроме стабильности. У российского ИТ-рынка есть огромный потенциал роста, но для его реализации нужна стабильность.