Официальное объявление Windows 7 состоится 22 октября, и с этого момента она будет продаваться в виде «коробок» и в предустановленном варианте на ПК. Но уже с 1 сентября Windows 7 доступна по программе корпоративного лицензирования и даже немного раньше — для подписчиков Software Assurance. Российская версия Windows 7 поступит на рынок по графику «первой волны» основных мировых релизов продукта.
Выход новой настольной ОС — ключевое событие не только для Microsoft, но и для всей ИТ-отрасли, которая, столкнувшись с экономическими проблемами, ждет его с особым чувством.
Среди новшеств Windows 7 два представляются наиболее значимыми и даже уникальными. Это первая в истории ОС корпорации, менее требовательная к аппаратным ресурсам, чем предыдущая. Это утверждение Microsoft в целом подтверждается отзывами независимых тестеров. Кроме того (возможно, это не единственный случай в истории, но все же), впервые за последние годы Microsoft выпускает ОС с опережением первоначально объявленных планов (год назад говорилось о возможности появления системы лишь в 2010 г.).
Среди новшеств Windows 7 два представляются наиболее значимыми и даже уникальными. Это первая в истории ОС корпорации, менее требовательная к аппаратным ресурсам, чем предыдущая. Это утверждение Microsoft в целом подтверждается отзывами независимых тестеров. Кроме того (возможно, это не единственный случай в истории, но все же), впервые за последние годы Microsoft выпускает ОС с опережением первоначально объявленных планов (год назад говорилось о возможности появления системы лишь в 2010 г.).
Одно новшество относится к технологической сфере, другое — к производственно-маркетинговой. Но вполне возможно, что появление и той и другой имеет одно и то же основание.
Уже почти общепризнано: выпущенная в начале 2007 г. Windows Vista была воспринята рынком довольно прохладно. По-видимому, это объясняется двумя основными факторами: неудовлетворенностью клиентов потребительскими качествами продукта и заметно возросшей конкуренцией на рынке настольных ОС. Так или иначе, но еще в прошлом году (до кризиса) Microsoft впервые столкнулась с падением доходов от продаж Windows в годовом разрезе.
Отметим, что в комментариях по поводу продвижения Vista довольно часто встречаются негативные оценки этой ОС. Однако с таким мнением трудно согласиться. Дело в том, что Vista — это не просто очередная версия Windows, а начало нового поколения OC Microsoft (как Windows 95 после Windows 3.1). Она характеризуется рядом принципиальных архитектурных новшеств, которые поначалу вроде бы создают сложности для работы пользователя, но при этом обеспечивают возможность будущего развития системы.
Можно сказать, что Vista — это тактический ход в общей стратегической линии Microsoft. Тут напрашивается такое сравнение: Windows Vista (как и Office 2007) — первый эшелон атакующих войск, который проложит дорогу следующей волне наступающих — Windows 7 (и Office 2010). Соответственно оценивать ее успешность следует не на примере самого продукта, а в контекте всей линии Windows в долгосрочной перспективе.
Отметим и такой момент. Windows 7 (а по сути — это модернизированный вариант Vista) повысила производительность и снизила потребность в мощности ПК: это, возможно, говорит о том, что в Vista изначально имелись хорошие резервы для будущей оптимизации, которые Microsoft решила приберечь на будущее, когда появится реальная потребность.
И все же — что заставило Microsoft повысить эффективность Windows и ускорить сроки ее выпуска?
Одна из очевидных причин — заметные проблемы с продвижением Vista, которые из тактических перешли в разряд стратегических. К тому же долгосрочная перспектива — это, конечно, хорошо, однако деньги нужно зарабатывать постоянно. Но в 2008 г. появились заметные проблемы с динамикой продаж клиентских ОС (а это ключевое направление для всего бизнеса корпорации): в двух календарных месяцах (1-м и 4-м, влияния кризиса еще не было) были отмечены небывалые ранее случаи падения объемов продаж по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.
При этом еще больше обострялась борьба в сфере персональных систем. ИТ-рынок неуклонно смещался в сторону более широкого использования онлайновых сервисов, что послужило основой для быстрого роста популярности сегмента нетбуков, мимо которого Vista просто «пролетала». Надо было спешить с выпуском нового варианта ОС, который мог бы, помимо всего прочего, занять позиции в области дешевых систем (Windows 7 может работать на нетбуках, вот когда пригодились резервы по ее оптимизации).
Но кроме борьбы с конкурентами есть и другой важный момент: грянувший год назад кризис и положение лидера ИТ-рынка. Возможно, это звучит несколько пафосно, но статус лидера обязывает компанию думать не только о собственном бизнесе, но и о ситуации в отрасли в целом (стратегия Microsoft базируется на идее расширения рынка в целом, а не в простом «отъедании» долей у конкурентов).
Хорошо известно: сегмент настольных систем (аппаратные средства, ПО, услуги) занимает ведущее положение на ИТ-рынке в целом по объемам продаж. И уже давно сложилось так, что жизненный цикл развития этого сегмента во многом определяется графиком выпуска Windows как доминирующей ОС. Так или иначе, но общепризнано, что появление каждой новой версии Windows дает мощный импульс развитию всего ИТ-рынка. По сути дела в партнерскую экосистему Microsoft в той или иной степени включена вся мировая ИТ-отрасль, в том числе — как это ни парадоксально — ее «заклятые» конкуренты.
Вообще говоря, исторический успех бизнеса Microsoft во многом базировался на ее традиционной модели широкого отраслевого партнерства с использованием принципа «зарабатывая сам, дай заработать и другим».
В этом плане весьма показателен выпуск Windows Vista. В течение двух лет она была объектом постоянной критики в основном из-за резкого повышения требований к мощности аппаратуры и несовместимости со многими унаследованными приложениями. Но возмущались потребители, а ИТ-поставщики хранили молчание. И понятно почему.
Например, Microsoft много ругали за довольно быстрое прекращение поставок Windows XP (хотя полтора года после выхода более новой ОС — это не так уж мало), но если посмотреть внимательнее, то обнаружится, что, скорее всего, такой шаг был выгоден не столько Microsoft, сколько поставщикам аппаратных средств.
Примерно то же самое можно увидеть и в области прикладного ПО. Зачем понадобилось нарушать совместимость с приложениями для самой Microsoft — с точки зрения бизнеса корпорации не очень понятно (это только создавало препятствия для пользователей для перехода на новую ОС, а собственные старые продукты Microsoft могли работать в Vista — их не нужно было обновлять). А вот для независимых разработчиков это стало просто подарком судьбы, так как позволило им обновить свои продукты, не заботясь о расширении функционала — просто адаптировав под Vista.
Конечно, Microsoft — это не меценат отрасли. Она решает задачи своего стратегического развития. Но все же ускорение вывода Windows 7 на рынок, вполне вероятно, вызвано потребностями ИТ-отрасли в целом, которой нужно поскорее преодолеть кризисный спад.
Как раз тому, как выпуск Windows 7 повлияет на ИТ-отрасль, посвящен отчет IDC «The Economic Impact of Microsoft‘s Windows 7», опубликованный в середине июля. В нем, в частности, говорится, что до конца 2010 г. во всем мире будет продано 177 млн. копий Windows 7. По оценкам экспертов IDC, к этому моменту число ИТ-специалистов, работа которых будет связана с продвижением, поддержкой Windows 7 и разработкой ПО для нее, составит более 7 млн. человек, причем почти 3 млн. из них — это сотрудники около 350 тыс. ИТ-компаний (1,2 млн. — поставщики аппаратных средства, около 280 тыс. — софтверные компании и 1,5 млн. — сервисные предприятия и каналы поставок) и 4,2 млн. — работники ИТ-подразделений заказчиков.
В мире до начала 2011 г. будет продано продуктов и услуг, связанных с Windows 7, на сумму более 320 млрд. долл. По мнению IDC, таким образом, независимые ИТ-компании заработают 18,5 долл. на каждый 1 долл., полученный Microsoft от продажи Windows (получается, что сама корпорация на этой ОС заработает за 14 месяцев около 18 млрд. долл.). Этот «прибавочный продукт» будет состоять из таких частей: 10,21 долл. придется на поставщиков «железа», 4,43 долл. — на разработчиков ПО, 3,88 долл. заработают компании на услугах (в России прогнозируется примерно такое распределение: 18,8 долл.=15,4+ +2,0+1,4 долл.).
И наконец, в отчете IDC содержится интересный прогноз по ИТ-рынку в 2010 г. в целом. Общий объем ИТ-поставок (продукты и услуги) — 1,450 трл. долл. (+3% по сравнению с 2009-м), в том числе:
- 311 млрд. долл. (+3%) — «коробочное» ПО;
- 570 млрд. долл. (+3%) — аппаратные средства;
- 608 млрд. долл (+3%) — услуги;
- около 300 млн. (+7%) — поставки ПК;
По расчетам IDC, получается, что примерно 30% увеличения общих поставок ИТ и более половины роста продаж ПК в 2009 г. будут обеспечены именно за счет выпуска Windows 7.