«А что такое „хромбук“?» — задали вопрос представители первых же двух крупных российских дистрибьюторов, к которым я обратился за комментариями в ходе подготовки этого материала. И сразу стало понятно, что этот тип компьютеров пока не очень популярен на российском рынке. Однако, как выяснилось впоследствии, взорвавшие американский рынок системы на российском рынке также присутствуют, причем и в канале, и в рознице, и имеют неплохие перспективы.
Что такое «хромбук»?
«Хромбуком» называют ПК под управлением созданной и продвигаемой Google платформы Chrome OS, предоставляющей пользователю файловую систему и браузер Chrome... и больше ничего.
Как видно, этот компьютер ориентирован на работу с web-приложениями и облачными ресурсами. В триаде, из составляющих которой можно выбрать только два компонента, «вычислительная мощность, высокая мобильность, низкая цена», в «хромбуках» преимущество отдано двум последним.
Принято считать, что «хромбук» работает только при наличии широкополосного подключения, однако это не совсем так. Многие ресурсы предлагают мини-приложения, которые можно установить «под Chrome» (как для «хромбука», так и для браузера Chrome на системе под управлением Windows или Mac OS) и пользоваться ими даже при отсутствии интернет-доступа. Функциональность таких приложений невелика, но набор и редактирование текстов, просмотр фото, прослушивание музыки, воспроизведение фильмов и прочие распространенные задачи «хромбук» может решать и находясь в офлайне. Заметим, что таких приложений становится все больше и их функциональность растет.
«Абонентские устройства, полностью ориентированные на работу с облачными сервисами, по моему убеждению, чрезвычайно перспективны, — говорит Александр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer. — Выгоды таких устройств очевидны: значительная экономия средств и существенное снижение требований к знаниям в области компьютерной техники. Обычный ПК так и не удалось сделать простым, а в облаках любой человек может просто пользоваться любыми нужными приложениями, не задумываясь, как сохранить, резервировать, как обновить ПО, как установить антивирус и т. п.».
Напомним, что концепт «интернет-компьютера», реализованный в «хромбуках», появился в девяностых годах, когда в качестве альтернативы традиционным ПК предлагали выпускать «тонкие клиенты» с поддержкой Java, которую в те времена рассматривали как «универсальный язык». По замыслу тогдашних теоретиков эти компьютеры должны были грузить java-приложения с удаленных серверов и там же хранить данные. Теоретически такие компьютеры должны были получаться недорогими, а поэтому доступными и популярными. Практическая реализация концепции потребовала развития технологий, но, по факту, состоялась спустя полтора десятка лет.
«Сегодня „хромбук“ надо рассматривать как дополнительное устройство или средство для решения крайне простых задач с использованием данных в облаке, защищенное от атак и вирусов», — говорит Константин Кимельман, директор по развитию категории персональных систем подразделения персональных систем и устройств печати российского представительства компании Hewlett-Packard. При этом он отмечает, что не следует напрямую сравнивать «хромбуки» с мобильными компьютерами под управлением традиционных операционных систем, так как это аппараты для разных сценариев использования.
Светлана Анурова, пресс-атташе Google в России, также считает необходимым оказывать помощь пользователям в понимании особенностей «хромбуков».
Заметны ли «хромбуки» на рынке?
«Хромбуки» показывают прекрасные результаты продаж на тех региональных рынках, на которых они представлены официально. По данным NPD, по итогам продаж за период с января по ноябрь 2013 г. на американском рынке десктопов-ноутбуков-планшетов «хромбуки» заняли 9,6% в штучном выражении. При этом они обогнали ноутбуки на Mac OS (1,8%), планшеты на Android (8,7%) и «таблетки» на Windows (2,2%), но пока отстают от iPad (15,8%). Если рассматривать продажи в сегменте ноутбуков, то, по данным этого исследования, доля chrome-систем достигает 21%!
Заметим, что этот впечатляющий результат получен практически за год. В 2012 г., как отмечает NDP, «хромбуки» за тот же период заняли всего 0,2% продаж на упомянутом рынке.
«Хромбуки» — нетбуки сегодня?
«Хромбуки» успешно занимают нишу недорогих мобильных компьютеров, искусственно зачищенную вендорами. Как мы уже отметили, каждый пятый проданный на американском рынке мобильный компьютер — «хромбук». Напомним, что в эпоху своего расцвета, в 2010 г., каждый пятый проданный на мировом рынке мобильный компьютер был нетбуком (по данным IHS iSuppli). И это не случайное совпадение.
Значительному количеству пользователей требуется недорогое устройство в традиционном форм-факторе (то есть с аппаратной клавиатурой и привычными координатными устройствами). При этом фактор цены даже на развитых рынках настолько важен, что пользователи готовы отказаться от доступа к тяжелым приложениям (если последние еще можно было запустить на нетбуках, то на «хромбуках» они вообще недоступны).
Ситуация подчеркивает полную несостоятельность маркетингового тезиса о том, что нетбуки якобы не устроили пользователей в силу «недостаточной функциональности» и поэтому сошли с рынка. Тезис этот в свое время был подхвачен прессой, но от этого ближе к реальности не стал.
Гранды индустрии при поддержке дистрибьюторов и вендоров искусственно убили нетбуки как класс устройств, считая, что выгодней будет продавать более дорогие девайсы — затраты на сборку, транспортировку, логистику, канал, рекламу и другие виды промо, а также на собственно продажи будут те же, а оборот и прибыль — больше. Искусственно зачищенная ниша не могла оставаться пустой. Ее не смогли заполнить ультрабуки, устройства в техническом плане интересные, но в
Отметим, что от замены нетбуков на «хромбуки» пользователи во многом проиграли — во-первых, по функциональности веб-приложения заметно проигрывают десктоп-приложениям, во-вторых, доступ к данным на локальном жестком диске по понятным причинам происходит быстрее, чем к расположенным на удаленных серверах, в-третьих, без широкополосного интернет-подключения «хромбук» теряет существенную часть своей и без того небольшой функциональности. Коротко говоря, нетбук может полностью заменить «хромбук», а вот обратная замена будет не совсем полноценной.
«Хромбуки» — спасители рынка ПК?
По данным IDC, мировой рынок ПК по итогам прошлого года сократится на 10,1% в натуральном выражении по сравнению с итогами 2012 г. Причем, согласно тем же прогнозам, падение рынка в корпоративном сегменте составит 5%, а в потребительском — 15%. Как обычно, в проблемах ПК «винят» смартфоны и планшеты.
Однако остается только догадываться, как именно в корпоративном секторе смартфоны могут вытеснить ПК. В потребительском сегменте планшеты все чаще приобретают вместо компьютеров, кроме того, «таблетки» и смартфоны являются косвенными конкурентами компьютеров (если куплено устройство одного класса, на девайс другой категории может попросту не хватить денег). Но одна из основных проблем — отсутствие дешевых систем, и ее решают «хромбуки».
Посмотрим на ситуацию на американском рынке, где появились «хромбуки»: по данным за десять месяцев прошлого года (полных данных за весь год на момент подготовки материала нет), вытеснения ПК не происходит. Если, по данным NDP, в позапрошлом году стационарные компьютеры и ноутбуки в сумме занимали 75,4% рынка в штучном выражении (напомним, речь идет о рынке компьютеров и планшетов за период с января по ноябрь), то в прошлом — 73,3%, то есть падение вовсе не столь драматичное, как на рынке мировом.
Напомним, что доля «хромбуков» на американском рынке увеличилась с 0,2 до 9,6%! Если бы их на этом локальном рынке не было, то соответствующие продажи перераспределились бы между другими классами устройств. Причем очевидно, что большая часть доли «хромбуков» отошла бы планшетам, так как системы на платформе Google покупают пользователи, менее требовательные к вычислительной мощности и больше ценящие невысокую стоимость девайсов. И вот тогда ситуация с компьютерами на американском рынке стала бы аналогична общемировой.
Кто проигрывает от «хромбуков»
Если в целом для рынка появление «хромбуков», безусловно, благо, то для отдельных компаний и для целых секторов популярность систем на платформе Google создает серьезные проблемы.
Все действия компаний, выпускающих компьютеры, по зачистке рынка от нетбуков кончились ничем: расчищенное место занимают «хромбуки», находящиеся почти в той же ценовой категории. Распространение «хромбуков» приведет к снижению средней цены на мобильный компьютер, что не может радовать ни вендоров, ни дистрибьюторов, ни реселлеров.
Атака на нетбуки, которая и открыла дорогу «хромбукам», привела к заметным проблемам у корпорации Microsoft — платформа внезапно потеряла пятую часть рынка ноутбуков на американском рынке (а на мировом потеряет с распространением chrome-систем в других регионах), в сегменте, где год назад конкуренцию Windows составляла только Mac OS, доля которой была невелика. Кроме того, «хромбуки» заняли часть рынка, на которую претендовали windows-планшеты, но это вовсе не основная причина проблем с «таблетками» Microsoft, которые пришли на рынок слишком поздно и на которые давят более развитые и более популярные решения на платформе iOS и Android.
Зачисткой рынка могли бы воспользоваться производители планшетов. Конечно, планшеты созданы совершенно для другого круга задач, но удаление с рынка нетбуков давало шансы производителям планшетов расширить свое присутствие. Однако появление «хромбуков» делает эту возможность иллюзорной. Упомянутые выше исследования NDP для американского рынка показывают, что общая доля планшетов составляет 26,7%, то есть они на американском рынке еще уступают и ноутбукам (45,5%), и даже десктопам (27,8%).
Chrome-системы: что дальше?
Платформа Chrome OS будет набирать популярность как за счет действий Google, так и стараниями третьих фирм, создающих для этой «операционки» новые сервисы и, что также важно, новые приложения, которые могут быть запущены в офлайновом режиме.
Google при поддержке партнеров — в данном случае производителей компьютеров — будет выводить «хромбуки» на новые рынки.
Наконец, Chrome OS начинает проникать в смежные сегменты. Началось с сегмента настольных систем, для которого первой chrome-моноблок под названием Chromebase выпустила LG во второй половине декабря прошлого года. На выставке CES были продемонстрированы и другие «хромтопы», в частности Slate21 Pro производства Hewlett-Packard.
Как видно, перспективы у платформы есть. Сергей Синицын, директор департамента мобильных решений компании OCS Distribution, отмечает, что растущее количество приложений в сочетании с ценой, которая ниже, чем у компьютеров с двумя другими популярными операционными системами, обеспечит chrome-решениям рост популярности.
«Хромбуки» в России
В России продаются «хромбуки» Acer, HP, Samsung. Пионером в продвижении этих устройств на российском рынке стала компания «М.Видео», которая начала продажи в декабре прошлого года. «С уходом с рынка нетбуков сегмент бюджетных компактных компьютеров остался свободным, — сказал Андрей Губанов, руководитель направления „Компьютерная техника“ компании „М.Видео“. — По нашим оценкам, устройства на базе Chrome OS в течение года могут занять до
Проникновение «хромбуков» в нишевые рынки возможно, но перспективы зависят от характеристик конкретной ниши. Например, с использованием chrome-решений на рынках государственных учреждений могут возникнуть проблемы.
«Использование любого оборудования, в основу которого положен принцип обработки и хранения информации преимущественно в облаке, зависит исключительно от степени доверия потребителя к поставщику облачных услуг», — подчеркивает Игорь Корчагин, руководитель группы обеспечения безопасности информации компании ИВК.
Степень доверия государственных структур к зарубежным компаниям зависит не столько от развития технологий, сколько от политической ситуации.
Однако даже на рынках, в значительной степени зависящих от государственного финансирования, Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус», одним из перспективных сегментов для «хромбуков» считает образование.
Светлана Анурова также отмечает, что «хромбуки» успешно используют в школах, прежде всего из-за простоты администрирования, и приводит пример Малайзии (количество учеников в этой стране превышает 10 млн.).
Что касается бизнес-пользователей, то они все чаще доверяют свои данные Google, поэтому проникновение «хромбуков» в коммерческие организации пойдет проще и быстрее, чем в госструктуры. «Сегодня Google Apps используется в 5 млн. компаний в мире, — говорит Светлана Анурова, — Google Apps глубоко интегрированы в „хромбуки“, что делает их удобным решением для бизнеса».
Но рынок оборудования для коммерческих организаций тоже не однороден: как показывает западная практика, СМБ-клиенты внедряют «хромбуки» охотнее, чем существенно более инерционные крупные заказчики. Планы замены оборудования у последних порой рассчитаны на годы, и «хромбуки», присутствующие на рынке всего несколько кварталов, могут просто не успеть в них попасть, а корректировать планы корпорации не любят, предприятия малого и среднего бизнеса существенно более пластичны в этом вопросе. Скорее всего, аналогичная ситуация будет характерна и для российского рынка.
Определенные ниши эксперты выделяют на рынке розничных продаж. Например, Константин Кимельман считает, что «хромбуки» хорошо подходят для молодых и пожилых пользователей, поэтому можно ожидать, что в соответствующих сегментах популярность «хромбуков» будет выше, чем в среднем по рынку.
Однако сдерживать быстрое проникновение «хромбуков» на российский рынок может относительно высокая цена устройств. Роман Ажищев, руководитель департамента компьютерной техники компании «Юлмарт», отмечает, что в настоящее время ценник для «хромбуков» на российском рынке значительно выше, чем был для нетбуков, поэтому системы на Chrome OS могут не получить заметного распространения и даже оказаться «разочарованием года». «Мы подождем, когда в Google переосмыслят ценовую политику», — говорит он и напоминает, что «Юлмарт» пока не работает с «хромбуками». Но есть дистрибьюторы, которые успешно продвигают «хромбуки» и в будущее этого направления смотрят с оптимизмом.
«Мы поставляем эти устройства ограниченному числу партнеров, — говорит Дмитрий Виноградов, директор по закупкам дивизиона широкопрофильной дистрибуции компании Merlion. — В дальнейшем рассчитываем на увеличение как количества партнеров, так и брендов в портфеле».
Автор — внештаный обозреватель CRN/RE.